Женские образы в романе "Обломов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:51, доклад

Описание работы

Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противоположности друг другу, их смело можно назвать линиям, которые никогда не пересекутся – они просто находятся в разных плоскостях. Единственное, что их объединяет – это Илья Ильич Обломов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 15.60 Кб (Скачать файл)

Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это  позволяет Гончарову давать детальные  характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские  образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противоположности друг другу, их смело можно назвать линиям, которые никогда не пересекутся – они просто находятся в разных плоскостях. Единственное, что их объединяет – это Илья Ильич Обломов.

Ольга Ильинская  – это молодая решительная  девушка. Ее требования к жизни высоки, но и сама она готова приложить  достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку – постоянно в движении. Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить  времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы  тратить свое драгоценное время  на бессмыслицу. Свое яркостью и неординарностью  она и привлекла внимание Обломова. Обломов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окружения  Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она  слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном  блеске. Образ Ольги Ильинской  неоднозначно трактуется критиками. Кто-то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто-то, напротив, винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга – это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова. В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здравомыслящий человек, как и она сама.

Агафья Матвеевна  Пшеницына – совсем иной образ. Это  тип настоящей русской женщины, зрелой, сознательной, обладающей простой  житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все  трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не придет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом  с ней, она не бросится отстаивать свои права. Возможно, ради нее мужчина  не совершит подвиг, но именно рядом  с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека. Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.

Ольга и Агафья являются полными антиподами и по складу характера, и по образу жизни. Но не случайно на смену Ольге в  жизни Обломова появляется Агафья Пшеницына. Гончаров искренне верил, что надо описывать  жизнь такой, какая она есть, без  прикрас. Именно поэтому его произведения начисто лишены всякой дидактики, он доверяет читателю в том, что тот вынесет верное суждение о романе. Мне кажется, что герои Гончарова, будучи взятые из реальной жизни, описанные без прикрас, не являются ни «плохими», ни «хорошими», так же как и обычный человек не может быть только плохим или только хорошим. Ольга молода, привлекательна, умна. Агафья в свою очередь умудренная жизнью женщина, ее желания сходны с идеалами Обломова. Она хочет простого женского счастья и иметь возможность заботиться о ком-то. Обломов же хочет испытать тот уют, по которому он истосковался. А у Ольги другие представления о счастье, и в данном случае нельзя никого судить.


Информация о работе Женские образы в романе "Обломов"