Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:46, доклад
Творчество М.А. Булгакова – одно из крупнейших явлений русской художественной литературы ХХ века. Его талант дал литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ.
Разумеется, талант художника был у Булгакова, что называется, от Бога. А уж то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.
из жилтоварищества, театральный деятель Аркадий Аполлонович Семплеяров, гений домовых склок Аннушка, скучный «нижний жилец» Николай Иванович и другие.
Сатирическое расходится вокруг Воланда кругами. Выливается в фантасмагорию сеанса черной магии. Буйствует в «сне Никанора Ивановича», не иначе как пожалованном Никанору на прощанье неугомонным Коровьевым. В пересекающихся пластах фантастической сатиры этого «сна», ни на йоту не реального и вместе с тем реального до последней крупиночки, насмешливо, иронично, оглушающе саркастично все—и самое воплощение метафоры «сиденья за валюту»; и проникновенные речи голубоглазого «артиста» о том, что деньги, необходимые стране, должны храниться в госбанке, а «отнюдь не в теткином погребе, где их могут, в частности, попортить крысы»; и фигуры стяжателей, ни за что не желающих расставаться со своим добром; и ошалелый Никанор, на которого обрушилась вся
эта фантасмагория и у которого валюты нет (а впрочем, подлинно ли нет?).
Очистительным огнем, «с которого все началось и которым мы все заканчиваем»,— пожаром «Грибоедова» — довершается литературная сатира в романе с этим самым «Грибоедовым», в котором уютнейше разместился МАССОЛИТ, с его рестораном, «самым лучшим в Москве», с его кассами, путевками и дачами в Перелыгине, с членами МАССОЛИТа, от которых — не случайно, надо думать,—в воображении читателя останется только перечет.
странных имен: Желдыбин, Двубратский, Бескудников,
Квант...
Огонь идет по пятам за дьявольскими помощниками Воланда: горит дом на Садовой, горит Торгсин, в котором побывали Коровьев и Бегемот, облюбованный Алоизием Могарычом дом с подвальчиком Мастера, горит Грибоедов...
Гётевский Мефистофель тоже называет своей стихиен огонь — единственную стихию, противостоящую жизни. . В романе «Мастер и Маргарита» огонь не противостоит жизни и добру. В романе Булгакова в огне горят страдания и боль («Гори, гори, прежняя жизнь!» — кричит
Мастер. «Гори, страдание!»—вторит ему Маргарита). Горят пошлость, стяжательство, бездуховность и ложь, расчищая дорогу надежде на лучшее. Горит всё, кроме бесценных творений. Не даром становиться афоризмом реплика Воланда : “Рукописи не горят”.
“Мастер и Маргарита – сложное произведение. О нём еще долго будут спорить, много думать, много писать. Книга в чем-то противоречива, не со всеми идеями согласен читатель. Но то, что он никогда не останется равнодушным, можно сказать наверняка. Он будет читать ее плача и смеясь, сочувствуя и проявляя равнодушие, но скорее всего книга пробудит в его душе силы, о которых он раньше и не подозревал. Вот почему после того как перевернута последняя страница, возникает непреодолимое чувство легкой грусти, которое всегда остается после общения с чем-то великим…
Названиекниги |
Автор |
Издательство |
Год издания |
Записки наМанжетах |
М.А. Булгаков |
Москва. “Художе-ственая Литература”. |
1988 |
Литература в школе |
В.Г. Боборыкин |
Москва “Просвещение” |
1991 |
Творческий путь М. Булгакова |
Лидия Янковская |
Москва “Советский писатель” |
1983 |
Мастер и Маргарита |
М.А. Булгаков |
Москва Аст “Олимп” |
1996 |
Принадлежит вечности (статья из предыдущего издания) |
Э.Л. Безносов |
Москва Аст “Олимп” |
1996 |
1 Как мы пишем . Л.,1930 с 37
2 Сахаров В. Сатира молодого Булгакова.— В кн.: Булгаков М. Ханский огонь.
Повести и рассказы. М., Художественная литература, 1988.
3 Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания М., 1959,с 252
4 Виленкин В. Я. Незабываемые чтения. «Литературная Россия», 1979, 9 февраля.
5 Петелин В.В. Родные судьбы М., 1976.