Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 10:31, реферат
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. За свое творчество Распутин получил много государственных наград и литературных премий. Так, за повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии. Талантливый русский прозаик В. Г. Распутин создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. В каждом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя
Настена готова взять на себя вину Андрея, она боится за своего еще не родившегося ребенка. Настена давно мечтала о детях, а узнав о том, что вскоре станет матерью, её посетил безумный страх: что она скажет людям, кто отец, не погубив тем самым Андрея.
Судьбы Настёны и Андрея тесно переплетены
с жизнью их родной Атамановки. Все, что
происходит в деревне: приезд ли фронтовика,
известие о долгожданной победе – все,
так или иначе, отражается в их душах. А
мир Атамановки с ее вдовами и инвалидами,
уставшими стариками и голодными ребятишками
воплощает в себя черты России военных
лет, он весь пропитан трагической нравственной
атмосферой той поры. Для того,чтобы выжить,
Гуськову необходимо порвать с этой атмосферой,
не слышать ее требовательного голоса,
а это значит – оторвать себя от Родины,
от земли, от отца и матери, стареющих в
Атамановке. Такой путь он и выбирает.
В. Распутин психологически
тонко показывает, как Андрей, некогда
простой деревенский парень, скрываясь
от людского глаза, изолировав себя от
родного мира, постепенно и невыносимо
теряет человеческий облик: в нем просыпаются
озлобленность, жестокость, инстинкт уничтожения.
Рaссказывая о судьбе героини, В. Г. Распутин попутно излагает свои взгляды на жизнь, на счaстье, на любовь. Они порой выражены им в aфористичных фрaзах: «Жизнь — не одежкa, ее по десять раз не примеряют. Что есть — все твое, и открeщиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится». Парадоксально, но, остaвшись вдвоем со своей общей радостью и бедой, герои, наконец, обрели ту душeвную близость, то взaимопониманиe, которого не было, когда они благополучно жили своeй семьeй до вoйны.
Пoмимо oснoвной сюжетной линии в пoвести имеются интересные автoрские размышления о судьбе деревни. Во время вoйны деревня мелеет. Чeрствеют от гoря и души людей. Боль за судьбу русской деревни — сквoзная темa твoрчествa В.Г. Распутина.
Для Настёны же мир Атамановки, ее горькие слезы и светлые надежды – это то, что дороже всего на свете. Этот мир – опора и надежда ее души. И совесть Настёны не может совместить тайное, ворованное счастье с Андреем и горькое вдовство своих подруг, чьи мужья полегли на войне, сиротство ребятишек, оставшихся без отцов, печальное одиночество стариков. Дума Настёны вбирает в себя вину мужа, и сама проникает виной за его преступление. Чем больше теряет Андрей свой человеческий облик, тем больше ее душа наполняется трагической виной перед людьми. И в то время как Андрей, спасаясь, окончательно порывает с людьми, Настёна сама казнит себя, не перенеся гнета вины перед людьми, расплатившись своей жизнью за преступление мужа. Трагической гибелью. Своей она признает власть над собой нравственных законов народов.
Настёна - жертва всесокрушающей войны. Но если Андрея можно винить, то Настёна - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание - все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. Война задержала Настёнино счастье, но Настёна и в войну верила, что оно будет.
Вот настанет мир, вернется
Андрей, и все, что за эти годы остановилось,
снова тронется с места. Иначе Настёна
и не представляла свою жизнь. Но Андрей
пришел раньше времени, прежде победы,
и все перепутал, перемешал, сбил со своего
порядка - об этом Настёна не могла не догадываться.
Теперь приходилось думать
не о счастье - о другом. А оно, напугавшись,
отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось
- ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды.
Разрушено представление
о жизни, а с ними и сама жизнь. Потеряв
опору в этом жизненном водовороте, Настёна
выбирает водоворот другой: река забирает
женщину к себе, освобождая ее от какого-либо
иного выбора.
Мне кажется, что гибнет Настёна, кидаясь
в Ангару, от этой неразрешимой проблемы.
Ребенок - это чистое, безгрешное существо,
которое рождается от любви и радости.
А вот ни любви, ни счастья Настёна не испытывает.
Она вынуждена скрывать мужа, взяв его
грех на себя, а что будет с ребенком?
Героиня гибнет не потому, что хочет наказать
Андрея, а оттого, что запуталась в этих
трагических обстоятельствах. Неразрешимый
узел проблем разрывается так страшно
и безысходно. Благородство Настёны сопоставляется
автором с одичавшим умом Гуськова. На
примере того, как Андрей набрасывается
на теленка и задирает его, видно, что он
потерял человеческий образ, полностью
отошел от людей. Настя же пытается образумить
и показать ошибку своего мужа, но делает
это любя, не настаивает.
Вместе с Настеной и автором
начинаешь все в большей степени убеждаться
и понимать, что бывают в жизни и такие
исторические эпохи, когда любое естественное
чувство человека может и должно уступить
дорогу общественному долгу. Настена почувствовала,
что она переступила черту и оказалась
одна против всех, посторонней, не смеющей
отзываться на их слезы и радости, не решаясь
поддерживать их в разговорах и песнях.
Она не жила, а «скрывала жизнь», и даже
праздник победы она отмечала стесняясь
и совестясь людей. «Стыдно… Почему так
истошно стыдно и перед людьми, и перед
собой? Где набрала она вины для такого
стыда? Что теперь с ним делать?»
Путь героев данного произведения к гибели является исторически обусловленным и закономерным. Сам Гуськов хотел бы переложить вину на тяжелый рок судьбы, перед которым бессильна его воля. Поэтому через всю повесть автор постоянно указывает нам на слово “судьба”, за которое так цепляется Гуськов. Отказ признавать личную ответственность за свои поступки — вот один из штрихов к портрету, которые показывают гниль в душе Гуськова и объясняют его дезертирство. Писатель открывает читателям причину преступления Гуськова, описывая особенность его характера. При этом автор возводит конкретный исторический факт в ранг социально-философских обобщений. Самое сильное проявление разрушения личности преступившего нравственные и природные законы, к разрушению им самим природы, ее главного стимула — продолжения жизни на земле. Ярким моментом является убийство теленка на глазах его матери-коровы: корова “закричала”, когда Гуськов занес топор над ее ребенком. Падение главного героя и невозможность его нравственного воскрешения становятся понятным именно после этой сюжетной ситуации.
Повесть «Живи и помни» показывает нам, насколько ущербен, беден нравственно, а иногда и опасен человек, поставленный или поставивший себя вне общественных связей и отношений, исключивший себя из общества, ограничивший свой жизненный круг, внутренние интересы и потребности только биологическими помыслами. Почти символично звучит заключительная фраза повести о том, чтобы жил и помнил Гуськов, а что именно? Как взрослый и внешне крепкий мужчина взвалил на плечи жены тяжелую ношу, как выжил, погубив ее и будущего своего ребенка, а сможет ли он жить с такой памятью? Прямого ответа писатель не дает, оставляя его на суд читателей.
Смысл и илею данного произведения тяжело понять без судьбы Настены, которая также “преступила”, но иначе. «Опершись коленями в борт она (Настёна) наклоняла его всё ниже и ниже... и осторожно перевалилась в воду» Так трагически погибла главная героиня, чудесная и светлая женщина Настёна Гуськова. Героиня гибнет посреди Ангары — символический образ конца её метаний между двух берегов, двух разрушающих её «правд». У нее есть повод винить себя: она действительно противопоставила себя людям. Повесть заканчивается авторским сообщением, что о Гуськове не говорят, “не поминают” — для него “распалась связь времен”, у него нет будущего. А о ней автор повествует как о живой (нигде не подменяя имени “телом” или “ покойницей”).
Непонятно, почему же Настёна уходит из жизни, ведь по всем нашим чувствам, антипатиям и симпатиям должен погибнуть её муж? Главное свойство души Настёны Гуськовой - самоотверженность. Она с самого начала хотела отдавать больше, чем получать. На то она и женщина. Поэтому она не смогла предать своего мужа. При этом страдает от положения, в которое муж её поставил: «стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза», — укоряет себя Настёна. Люди не осудили Настёну. Они похоронили её «среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди». “А Настёну на четвертый день прибило к берегу… За Настёной отправили Мишку-батрака. Он и доставил Настёну обратно на лодке… И предали Настёну земле среди своих… После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настёну”. Этими словами, знаменующими восстановившуюся для Насти “связь времен”, заканчивается произведение В. Распутина.
Я считаю, что Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие б ни случались обстоятельства.
В заключении хотелось бы отметить, что, по-моему мнению, это очень полезная для осмысления повесть Распутина. Повесть о дезертире, которого можно проклинать, можно понимать, можно жалеть... но логика жизни такова, что его собственные поступки ведут мужчину к распаду личности, к гибели самого героя и всех, кто попытается встать на его защиту.