Содержание:
Введение……………………………………………..2
- Жизнь
Владимира Семёновича Высоцкого……3
- Творческое наследие………………………………..5
- Заключение…………………………………………….9
Список литературы………………………….10
Введение
Владимир Семёнович Высоцкий
– русский поэт, актёр, автор и исполнитель
песен.
Высоцкий - один из представителей
"уличного" театра, и поэтому он легко,
с какой-то безрассудной свободой шагает
на эстраду. Поистине, ему нужен только
коврик. Или микрофон, если уж он выдуман
современной техникой. И гитара, конечно.
Но можно и без нее - он будет читать стихи,
изображать Керенского, Гитлера или кого-либо
еще. Все это он делает артистично,
лихо, с идеальным чувством эстрадной
формы, начала и конца номера, с тем блаженством
одиночества на подмостках, которое как
божий дар дается артистам эстрады. Но
лучшее у Высоцкого, конечно, его песни.
Кто-то сказал про него, что пол под ним
ходит, когда он появляется на сцене. Это
верно. Особая пружинистость темперамента
составляет суть его обаяния. Но когда
он берет в руки гитару, когда успокаиваются
его руки и ноги, становятся сосредоточенными
обращенные к зрителям глаза - когда актер
остается самим собой,- тут начинается
самое интересное.
В. Высоцкий сам исполнял
свои произведения, ведь в эпоху
застоя его творчество было
крамольным, его стихи и песни
практически не издавались. Поэт
«горел» на сцене. Людям, сидящим
в зале, казалось, что на таком
нервном накале невозможно даже
дышать, не то, что петь! А он
дышал, он пел.
У В.Высоцкого есть стихи, по
которым можно было писать сценарии, ставить
спектакли, конечно не в те годы, а чуть
позже. Но он торопился, не хотел ждать.
Он играл эти спектакли, исполнял роли
сейчас и немедленно, сам был и режиссёром.
Не смотря на то, что официально
В.Высоцкий почти не издавался, его стихи
и песни знал весь Советский Союз. Произведения
В.Высоцкого заучивали наизусть, переписывали
друг у друга, пели в тесном дружеском
кругу.
Владимир Высоцкий был бунтарь-одиночка,
он сознавал свою обречённость, но не допускал
мысли о капитуляции. Его обострённое
чувство справедливости, твердые жизненные
принципы, неприятие подлости и фальши
в людях, его смелость и дерзость высоко
оценили простые люди, подарили поэту
поистине народную любовь.
1.Жизнь Владимира Семёновича
Высоцкого
Владимир Семёнович Высоцкий родился
в Москве 25 января 1938 года в семье военнослужащего.
В начале Великой Отечественной
войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался
в Оренбургскую область. Летом 1943 года
они возвращаются в Москву.
1 сентября 1945 года пошел в первый
класс 273-й Московской школы. Через два
года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой
в Германию - город Эберсвальд. Пробыв
там два года, в октябре 1949 года вернулся
в Москву. Поселился в Большом Каретном,
15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году
окончил 10 классов. В этом же году поступил
в Московский Инженерно-строительный
институт им.Куйбышева, но уже через несколько
месяцев, в начале 1956 года ушел из института.
Летом 1956 года поступил в Школу-студию
МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское
отделение на курс Б.И.Масальского и А.М.Комиссарова.
В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии
МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил
Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский
драматический театр им. А.С.Пушкина, затем
в театр Миниатюр.
В 1961 году написана первая песня
- «Татуировка».
Осенью 1961 года в Ленинграде
познакомился с киноактрисой Людмилой
Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре
1962 года у Высоцкого и Л.Абрамовой родился
первый сын - Аркадий.
По некоторым источникам имеется
информация, что в это время Владимир Высоцкий
начал злоупотреблять алкогольными напитками,
и в мае 1964 года он по настоянию родителей
впервые ложится в больницу, лечится от
алкоголизма. В августе 1964 года у него
родился второй сын - Никита.
С сентября 1964 года творческая
жизнь Владимира Семёновича Высоцкого
связана с Театром драмы и комедии на Таганке,
куда он был зачислен в штат актеров. В
1965 году в Москве проходят первые сольные
концерты. К тому времени им уже написано
около сотни песен.
В июне 1966 года в Театре на Таганке
премьера - «Жизнь Галилея». В главной
роли - Владимир Высоцкий.
Летом 1966 года он снимался в
двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие
встречи». Свет увидела первая гибкая
пластинка с песнями Высоцкого из фильма
«Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах:
«Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний
фильм при его жизни на экраны не вышел).
В июле 1967 года в Москве познакомился
с французской киноактрисой де Полякофф
Марина-Катрин, более известной нам, как
Мариной Влади.
В марте 1968 года Высоцкого увольняют
из Театра на Таганке, затем вновь принимают
с множеством оговорок.
Август 1968 года - в Сибири написаны
стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».
В июле 1969 года первая клиническая
смерть.
1 декабря 1969 года состоялась
свадьба Высоцкого и М.Влади.
29 ноября 1971 года премьера «Гамлета»
в Театре на Таганке. В главной роли - Высоцкий.
Летом 1973 года впервые едет
на Запад - во Францию. В этом же году в
США вышли первые два диска-гиганта с песнями
Высоцкого
Весной 1975 года Высоцкий и Влади
получили отдельную трехкомнатную квартиру
на Малой Грузинской, 28.
10 мая 1978 года был первый съемочный
день фильма «Место встречи изменить нельзя».
Съемки закончились в феврале 1979 года.
25 июля 1979 года - вторая клиническая
смерть - на гастролях в Бухаре.
1979 год - снялся в своем последнем
фильме - «Маленькие трагедии».
17 июля 1980 года - последний концерт
- в Болшево.
18 июля 1980 года - последний выход
на сцену театра - в спектакле «Гамлет».
20 июля 1980 года - написано последнее
стихотворение: «И снизу лед, и сверху
- маюсь между...»
25 июля 1980 года - Скончался в
4.10 утра в своей квартире на Малой Грузинской,
28.
Похоронен на Ваганьковском
кладбище в Москве.
2.Творческое наследие.
Творческое наследие Высоцкого
таит в себе немало загадок. Серьезные
исследования начались не так давно, и
еще предстоит много споров, открытий,
различных версий.
Если попытаться определить
место Высоцкого в истории нашей культуры
одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная
совесть народа . Поэтому и любимец народа,
поэтому и массовое паломничество к его
могиле на Ваганьковском вот уже сколько
лет, поэтому и нескончаемое море цветов
у его памятника, поэтому и нарасхват любые
напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты,
пластинки. При жизни он не стал ни народным,
ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных
наград и званий удостоен не был. Но поистине
народным стал. Его талант, его творчество
и явились тем самым нерукотворным памятником.
Он обличал пороки нашего деморализованного
общества без нравоучений, без покровительственных
ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась
борьба за возвращение абсолютного: чести,
совести, достоинства.
«Досадно мне, что слово «честь»
забыто...»
Он умел болеть общим горем,
умел нащупать и указать болевые точки
общества.
Невозможно пересказывать содержание
его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные
маленькие драмы. Следуемые одна за другой,
то веселые, то грустные, то жанровые картинки,
то монологи, произносимые от лица с ярко
выраженной индивидуальностью, то размышления
самого автора о жизни и времени, они, все
вместе дают неожиданно яркую картину
этого времени и человека в нем с неожиданной
философичностью содержания - это дает
особый эффект.
Талант Высоцкого очень русский,
народного склада, но эта, сама по себе
обаятельная типажность подчиняется интеллекту,
способности самостоятельно мыслить и
безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий
мужественен не только по внешнему облику,
но и по складу мысли и характеру. К счастью,
в его стихах нет самоуверенных интонаций,
он больше думает о жизни и ищет решения,
чем утверждает что-либо, в чем до конца
уверен. Но думает он, отбрасывая всякую
возможность компромисса и душевной изворотливости.
Безбоязненно, не стесняясь, он выносит
результат своих поисков, надеясь, что
его поймут. Высоцкий вкладывает внутреннее
напряжение, высокую концентрацию эмоциональной
энергии в своих героев.
«Высоцкий не преувеличивал
свое значение, свой дар. Может быть, даже
недооценивал. Однако, призвание свое
знал, относился к нему серьезно, честно
и был верен ему до конца, а поэтому и силы
его росли, на удивление.» Это - слова Ю.Карякина
из статьи, посвященной памяти Высоцкого.
Юрий Шатин в работе «Поэтическая
система Высоцкого» писал: «…Вряд ли когда-нибудь
мы до конца расшифруем этот замысел…
художественное мышление Высоцкого носит
принципиально двуплановый характер:
плану эмпирическому, бытовому - соответствует
план философско-идеологический о развитии
мысли, добре и искусстве.
Персонажи не только словесно
воплощают авторские идеи, но и обладают
самостоятельным миром. Между двумя мирами
существует жёсткая граница, пересечение
её может быть лишь организованным насилием
над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя
в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение,
но экстазис в точном значении слова. От
нас, зрителей или слушателей, требуется
признание нескольких возможных миров,
которые представляются различными модусами
художественного языка. Переход в другой
- всегда преодоление первого… …каждое
стихотворение представляет собой законченный
текст, и в то же время всякий раз подчиняется
более сложному целому, организованному
в виде спектакля или поэтического концерта.
Но сам по себе текст песни или стихотворения
не просто фрагмент, а скорее клеточка,
отражающая законы целого. Целостность
замысла, таким образом, независимо от
его дальнейшей судьбы, изначально носит
не механический, а органический характер,
развитие целого идёт по внутреннему плану
и не допускает произвольного склеивания
отдельных частей
Есть все основания считать,
что любой текст Высоцкого построен как
органическая целостность и воспроизводит
указанные закономерности. В завершенном
произведении конструкцию нельзя наблюдать
невооружённым глазом, она скрыта художественной
тканью. Требуется рентгеновский луч анализа,
чтобы за плотью увидеть скелет, удерживающий
её и обеспечивающий возможность движения.
Можно любить или не любить
поэзию В.С.Высоцкого - это дело вкуса и
убеждения Понять же его грандиозный вклад
в развитие русского и мирового искусства
слова можно лишь одним путём - изучением
основных свойств художественного языка,
претворённых в структуре стихотворного
текста.
Бытование поэзии Высоцкого
в умах его современников было слишком
непохожим на всё, что мы знали до сих пор.
Почти никто не читал стихотворений поэта
при его жизни, при том, что песни слышали
все. Такое бытование не могло не породить
устойчивого представления о бардовом,
песенном характере всего творчества
Высоцкого. Разумеется, это представление
отчасти справедливо: примерно две трети
стихотворений стали песнями, а оставшаяся
треть долгое время не была доступна абсолютному
большинству читателей.
Вместе с тем считать поэзию
Высоцкого разновидностью самодеятельной
песни - значит сознательно ограничивать
себя. Поэзия Высоцкого одновременно и
шире, и уже авторской песни
Что сделало поэзию Высоцкого
столь популярной у разных людей, в разных
социальных и возрастных группах? Скорее
всего, узнаваемость жизненных ситуаций
в его стихотворениях. Та же узнаваемость
обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий
охватил своим творчеством огромный тематический
и жанровый спектр. В отличие от большинства
поэтов его лирика чужда автобиографичности
переживаний, она в значительной мере
ориентирована на поэтическое представление
ситуаций.
Цель большинства стихотворений
Высоцкого - снять с читателя розовые очки,
высмеять его благодушие и окунуть в мир
высших ценностей человеческого бытия.
Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на
спасение в неизменной действительности.
Стихотворения поэта - художественное
пророчество о мощных катаклизмах, участниками
и свидетелями которых мы являемся ныне.
В своих пророчествах В.С.Высоцкий
опирался на исторический и поэтический
опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены
в нашей культуре и словно бы ожидают новых
Колумбов».
Многочисленные его стихотворения
обнажают жанровую природу лирики во всём
её многообразии. Только с учётом подобного
многообразия можно понять, как трансформируется
жанр в отдельно взятом произведении.
Сюжет «Диалога у телевизора»
состоит из реплик двух противоположных
полюсов - циркового искусства и жизни.
Так, на одном полюсе - клоуны, карлики,
попугайчики, акробатики и гимнасточка,
на другом - реальные признаки быта: алкаши,
шурин, пьянь, магазин, швейная фабрика,
скучные образины и т.д. Жизнь безобразна,
искусство прекрасно, Вот почему телевизор
- это окно в мир, созданный по иным законам,
мир придуманный, иллюзорный, цирковой.
Он необходим не только, чтобы оттенить
безобразие мира реального, ной как утопия,
знак веры в некое идеальное бытие. Разрыв
между жизнью и искусством заполнен в
сознании этих героев серией магических
значений, позволяющих складывать оба
мира в единую картинку. Собственно, Ваня
с Зиной производят известную мифологическую
процедуру, прибавляя к двум талерам в
уме два талера в кармане и получая в итоге
четыре. Отождествление двух миров столь
же необходимо мифологическому сознанию
наших героев, как и их противопоставление.
По ходу сюжета оба мира взаимодействуют:
воображение уносит героев на цирковую
арену:
До своего отъезда с отцом в
Германию, Владимир Высоцкий жил в квартире
на Первой Мещанской, 126. О доме и обстановке
тех лет в 1975 году написал в «Балладе о
детстве».
Стихи и песни Высоцкого о войне
- это, прежде всего, монологи очень настоящих
людей.
Заключение.
Прижизненная слава у Высоцкого
была, как мало у кого, так что он добился
того, чего хотел. "Высоцкий не преувеличивал
свое значение, свой дар. Может быть, даже
недооценивал. Однако, призвание свое
знал, относился к нему серьезно, честно
и был верен ему до конца, а поэтому и силы
его росли, на удивление." Это - слова
Ю.Карякина из статьи, посвященной памяти
Высоцкого. Далее он пишет: "Все мы видели:
словно кто-то запустил его живым метеором,
выстрелил им, и он пронесся по нашему
небу, прогудел
и сгорел, не требуя никакой
дани, не вымаливая никаких взяток, а страстно
желая одного-единственного: не взять
- отдать, одарить. Не от людей - людям, нам...
Его способность отдачи, самоотдачи феноменальна.
...От песен Высоцкого каждый, наверное,
ну хоть на миг становится тревожнее, умнее,
красивее, каждый очеловечивается - тоже
прямо на глазах. Его песни очень часто
ранят, и ранят больно, но ведь в них никогда
нет злобы, злорадства по поводу наших
бед, они всегда добры.
...Высоцким любовались. Признание
его завоевано не лестью кому бы то ни
было, не заигрыванием, не подмигиванием.
Счастье признания он познал при жизни
- когда "Таганка" была на КАМазе,
Высоцкий шел домой в гостиницу по длинной,
с версту, улице. И были открыты все окна.
На подоконниках стояли магнитофоны, а
со всех сторон гремели, гремели его песни.
Так его приветствовали."
На панихиде говорили: "Умер
народный артист Советского Союза".
Он был истинно народен.
"...Я всегда во все
светлое верил,
Например, в наш советский
народ,
Но не поставят мне
памятник в сквере
Где-нибудь у Петровских
ворот..."
Список литературы.
1. «Большая энциклопедия Кирилла
и Мефодия», Москва, ООО «Эликтан» 2005.
2. Высоцкий С. В., Крылова А.Е.
«Владимир Высоцкий Сочинение в двух томах»,
Москва «Художественная литература» 1991.
3. Высоцкий В.С. «Нерв», Москва,
«Современник» 1981.
4. Высоцкий В. С. «Кони привередливые»,
Москва, «Правда» 1987.
5. Высоцкий В. С. «Я, конечно
вернусь…», Москва, «Книга» 1988.
6. Высоцкий В. С. «Четыре четверти
пути», Москва, «Физкультура и спорт» 1988.
7. Высоцкий В. С. «Стихи и песни»,
Москва «Искусство», 1988.
8. Высоцкий В. С. «Не вернулся
из боя», Воронеж, «Книжное издательство»
1988.
9. Высоцкий В. С. «Поэзия и проза»,
Москва, «Книжная палата» 1989.