Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:26, реферат
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской области в семье кузнеца. Учился в сельской школе. С 1924 года, будучи комсомольцем, посылал заметки в редакции смоленских газет. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы.
Стихи начинал писать ещё в детстве. Молодого поэта поддержал живший тогда в Смоленске поэт М. В. Исаковский, оказавший на Твардовского серьёзное влияние. В период коллективизации сельского хозяйства Твардовский был корреспондентом смоленских газет.
Биография…..……………………………………………………………………
По праву памяти………………………………………………………………
Публикация поэмы…………………………………………………………….
Вывод……………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
Реферат по литературе
на тему: «Жизнь и творчество А.Т. Твардовского»
Выполнил учащийся
ГБОУ НПО ПЛ № 120
Им. С. И. Мосина
Группа № 220
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Биография…..………………………………………………
По праву памяти………………………………………
Публикация поэмы……………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
Биография
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской области в семье кузнеца. Учился в сельской школе. С 1924 года, будучи комсомольцем, посылал заметки в редакции смоленских газет. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы.
Стихи начинал писать ещё в детстве. Молодого поэта поддержал живший тогда в Смоленске поэт М. В. Исаковский, оказавший на Твардовского серьёзное влияние. В период коллективизации сельского хозяйства Твардовский был корреспондентом смоленских газет.
В послевоенных произведениях Твардовского - в поэме "Дом у дороги", в стихотворениях "Я убит подо Ржевом", "В тот день когда окончилась война" (1948 год), "Жестокая память" (1951 год) и другие - воплощены воспоминаниями о грозных испытаниях в годы войны, чувство долга перед погибшими за счастье родины, мысль о стойкости духовных связей между советскими людьми, напоминание о возможности новых военных бурь.
В 1947 году Твардовский выпустил книгу очерков и рассказов "Родина и чужбина". В 1953-56 году опубликованы главы из поэмы "За далью - даль", в которой нашли дальнейшее развитее реалистические черты поэзии Твардовского.
Поэма "По праву
памяти", которая мыслилась
Она была закончена и подготовлена к печати самим поэтом за два года до его кончины. Он, по истине, певец "правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы ни была горька". Произведения Твардовского изданы в СССР (до 1954 года) тиражом в 3 681 000 экземпляров на 15-ти языках; они переведены на польский, чешский, болгарский и другие языки. Твардовский награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями.
"По праву памяти"
— это осмысление поэтом опыта
всей прожитой жизни. Она
Пред лицом ушедших былей
Не вправе мы кривить душой, —
Ведь эти были отплатили
Мы платой самою большой...
За два года до своей смерти Твардовский отверг все запреты на память – предал гласности память о крестьянской трагедии 30-х годов:
...не те уже годочки, –
Не вправе я себе отсрочки
Предоставлять. Гора бы с плеч –
Еще успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь,
Ту боль, что скрыта временами
И встарь теснила нам сердца...
Все это поистине выстрадано поэтом, поскольку речь идет о драматической судьбе его семьи, самых близких людей, о его собственной судьбе. О великом подвиге народа в годы войны, когда решалась судьба Родины, когда народ, отдавший сынов и дочерей во имя этого подвига, показал, на какие жертвы он способен, рассказал Твардовский. И о том, какие бесчинства совершались "во имя этого народа", рассказал честно, правдиво. И помнил, помнил и берег эту память свято. Но вера в то, что
И впредь как были — будем –
Какая вдруг ни грянь гроза, –
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз, глядят в глаза
пронизывает все произведения поэта. На долю Твардовского выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших мир, и большую и малую родину. Он пережил, перестрадал и 30-е и 40-е годы, и послевоенные годы — и, наконец, ему посчастливилось пережить, как говорили древние греки, катарсис — очищение души. Поэт такой судьбы имел полное право по-пушкински горделиво, по-маяковски дерзко написать о себе:
Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете –
Живых и мертвых — знаю только я.
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Далее Льву Толстому –
Нельзя. Не скажет — пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе.
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Поэма открыто публицистична. Она сильна своей исторической и психологической правдой. Поэт, обращаясь к людям новых поколений, как бы переносит их в свое ("то") время, которое "вам, - из другого поколенья - едва ль постичь до глубина", и о котором "не понаслышке, не из книжки толкует автор этих строк..."
В главе "О памяти" поэт заостряет проблему Историчес - кой Памяти, ее объективности и обязательности в духовной жизна народа: И кто сказал, что взрослым людям Страниц иных нельзя прочесть? Иль нашей доблести убудет И на миру померкнет честь?
Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу... Твардовский напоминает об особом долге Поэта-современника не позволять забыть правду истории, как бы мрачна и тягостна она ни была - "... нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит... Одна неправда нам в убыток, и только правда ко двору..."
В своих размышлениях автор-поэт приходит к мысли об общей ответственности за все, что было в эпоху сталинского культа.
В завершающих строфах поэмы звучит Мотив предупреждения о необходимости не забывать пройденный ис - торический опыт, чтобы не могла снова повториться пережитая трагическая эпоха.
Твардовский, по мнению Ю. Буртина, "уже без всякой диалектики проклянет всеобщего отца (...) за то, что сделал он с народом". Ну, проклянуть не проклял, а претензии предъявил. Что до диалектики, то, даже предъявляя претензии, с себя ответственности не снимал, чем и отличается от многих:
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.
Горькой травестией Новозаветного: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин меня", - звучат знаменитые строки поэмы:
Он говорил: иди за мною,
Оставь отца и мать свою,
Все мимолетное, земное
Оставь - и будешь ты в раю.
А мы, кичась неверьем в бога,
Во имя собственных святынь
Той жертвы требовали строго:
Отринь отца и мать отринь.
И, поднявшись на вершины
государственности – «
Но все законы погасила
Для самого благая ночь.
И не ответчик он за сына,
Ах, ни за сына, ни за дочь.
Здесь, по-видимому, имеется в виду нелепая судьбу детей Сталина Василия умершего в Казани в 1962 году, и Светланы, оставшейся в 1967 году за границей...
ПУБЛИКАЦИЯ ПОЭМЫ
Поэма "По праву памяти" была рождена действительностью конца 60-х годов, сложными условиями общественно-литературной жизни тех лет. Она в полной мере отразила личность и характер Твардовского – поэта: всегда и во всем, "не отступая, - быть самим собой".
Александр Трифонович Твардовский работал главным редактором журнала "Новый мир", в одиночку противостоял жесткой идеологической системе ограничений и запретов, отстаивал право писателя говорить в своих произведениях правду о реальной жизни народа "без всякой уклончивости и оглядки". С концом "оттепели" на "Новый мир" усилились цензурные атаки и нападки официозных изданий. В 1969 в "Огоньке" появилось письмо "Против чего выступает "Новый мир"?", подписанное одиннадцатью функционерами от литературы - М.Н. Алексеевым, П.Л. Проскуриным, А.С. Ивановым и др. В 1970 в результате травли Твардовский был вынужден уйти из "Нового мира". Тогда же не была напечатана его поэма «По праву памяти», ставшая итогом осмысления всего пережитого страной и самим Твардовским. Её опубликовали лишь во времена перестройки в 1987 г.
Григорий Бакланов – главный редактор журнала "Знамя", который по-фронтовому бился с цензурой и чиновниками за повесть Булгакова «Собачье сердце», роман «Новое назначение» Александра Бека, впервые напечатал запрещенную поэму Твардовского «По праву памяти».
Умер Александр Твардовский во сне. Похороны поэта состоялись 21 декабря 1971 года. Москва прощалась с крупнейшим русским поэтом советской эпохи, творчество которого было глубоко народным. Очень сложную жизнь прожил Александр Трифонович Твардовский. Молодой комсомолец, начинающий поэт, чью семью в 1930 году раскулачили и выслали на лесозаготовки и которой он практически не помог ничем - эта тяжелая травма висела на его сердце всю оставшуюся жизнь. Раскулачили трудящегося крестьянина, крепкого мужика, единственного в округе кузнеца.
Понимал ли это сын - комсомолец? Не мог не понимать. Было ли ему страшно тогда? Тогда - да. Бесстрашие пришло позже. После фронта, после “Василия Теркина”. После смерти Сталина, после публикации “Одного дня Ивана Денисовича” Солженицина в “Новом мире”, “Никогда”! Но сердце остановилось – его лауреата Ленинской и государственных премий, Героя соцтруда, депутата, члена ЦК КПСС, всемирно известного поэта – затравили, так и не дав опубликовать поэму на Родине. Читая его строки, мы все-таки вынуждены признать:
Я жил натруженно и трудно
Порою праздно, чаще - скудно.
Случалась радость иногда,
Но страшно было мне - Всегда.
Для меня память это, прежде всего, чувство ответственности за то, что происходило до меня. Если человек не знает своей истории, он не может иметь будущего. Твардовский в поэме «По праву памяти» писал: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…». Глядя на сегодняшнее поколение, мы видим полное незнание истории своей родины. Молодёжь, которая пополняет ряды различных националистических группировок, должно быть, забыла ужасы фашизма, горе и несчастье, принесённое Великой Отечественной войной нашему народу. Также не правы те, кто говорит, что при Сталине была хорошая жизнь. Ведь эта жизнь была построена на крови таких людей, как Хвёдор Ровба и Антон Коробов. Количество жертв от сталинских репрессий не уступает числу погибших от фашизма. Сталин уничтожал не только своих явных противников, но также их родных и близких: жён, детей, друзей. Клеймо сына врага народа закрывало человеку путь в будущее. И эта жизнь, построенная на крови отцов и дедов, была хороша? Твардовский писал по этому поводу: