Жизнь и творчество Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Скромный, с застенчивой улыбкой и ласковым прищуром глаз – таким чаще всего приходит нам на память этот человек. А меж тем от десятилетия к десятилетию наше представление о нем непрерывно обогащается. Он остается живым, родным и близким нам. Только все отчетливее вырисовываются истинные масштабы его дарования, весомость его вклада в мировую культуру.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
1.1. Таганрог
1.2. «Я навсегда москвич»
2. ВХОЖДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ
2.1. «Малая пресса»
2.2. Переломный год
3. ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕПУТАЦИЯ
3.1. «Остров Сахалин»
3.2. Самое страшное произведение русской литературы
3.3. Драматург А.П.Чехов
3.4. Последние пьесы Чехова
4. «ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА МОЕЙ ЖИЗНИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.89 Кб (Скачать файл)

Сплетение комедийных и даже водевильных мотивов с драматическими связано у Чехова было с его чувством близости конца старой жизни. Уже идет, близка очистительная буря, которая сметет с пути родины, развеет все проклятие старого! И художник уже чувствует свое историческое представить в смешном виде драмы старой жизни. Они еще остаются тяжелыми драмами. Но поэт уже смотрит на эти драмы глазами будущего: и ему видна нелепость, обреченность, историческая исчерпанность старых форм жизни.

Драматическая тема «Трех сестер», тема напрасно пропадающей красоты. Столько душевного богатства, столько готовности к беззаветному труду, столько отзывчивости ко всему светлому в жизни, в людях, столько чуткости, доброты, тонкого ума, столько страстной жажды чистой, изящной, человеческой жизни, столько счастья заключено в этих чудесных женщинах, в этих изумительных трех сестрах!

Смешное, печально-комическое в «Трех сестрах» берет свои истоки в противоречии между силой и размахом мечты и слабостью мечтателей. И самое обилие мечтательных разговоров о будущем при отсутствии реальной борьбы за него начинает походить на маниловщину.

«Вишневый сад», предсмертное гениальное создание Чехова представляет собой смелое сочетание комедии – «местами даже фарс», как писал Антон Павлович о пьесе, – с нежной и тонкой лирикой.

Смех, свободный и веселый, пронизывает все положения пьесы. Но не менее значительно в ней и лирическое начало. Чехов выступает творцом оригинальнейшего, новаторского жанра лирической комедии, социального водевиля.

Прощание новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, обреченным на скорый конец, устремление к завтрашнего дню родины – в этом заключается содержание «Вишневого сада».

«Вишневый сад» – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем родины. Будущее встает перед нами в образе небывало прекрасного сада.

Вся пьеса проникнута настроением светлого прощания с уходящей жизнью, со всем плохим и хорошим, что было в ней, настроением радостного привета новому, молодому.

Чехову самому казалось вместе с его героями, что «все давно уже состарилось, отжило» и только все ждет «начала чего-то молодого свежего». И он с молодой радостью прощался с прошлым. «Прощай, старая жизнь!» – звенит в финале «Вишневого сада» юный голос Ани, голос молодой России, голос Чехова. [4, c.50 – 65]

Премьера «Вишневого сада» была превращена в Художественном театре в торжественное чествование автора. Это произошло 17 января 1904 года, в день рождения Чехова.

Премьера одной из самых загадочных пьес мирового репертуара походила на прощание с автором. Самому же «Вишневому саду», как и всем произведениям Чехова, предстояла долгая жизнь. [3, c.64]

 

4. «ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА  МОЕЙ ЖИЗНИ»

Непрерывный, напряженный писательский труд, многогранные общественные дела, провал «Чайки», не понятой театром и публикой, на первом представлении на Александринской сцене 1896 г. – все это ускорило давно назревавшую катастрофу со здоровьем. [2, c.389]

У Чехова нашли верхушечный процесс в легких. Врачи предписали ему изменить образ жизни, отказаться от напряденной работы, посоветовали поехать в Ривьеру, в Ниццу. Здесь, на юге Франции, он прожил с осени 1897 года до весны 1898 года.

В сентябре 1898 года, на репетиции «Чайки», Антон Павлович познакомился со своей будущей женой, талантливой артисткой Художественного театра О.Л. Книппер.

Большая любовь входила в жизнь Антона Павловича в общей атмосфере красоты, волнующего ожидания праздника искусства.

И вот надо было покидать Москву и Мелихово (жил в усадьбе в Мелихово с 1892 года). Врачи решительно требовали переселения Антона Павловича на юг, в Крым.

О переселении в Ялту Чехов думал с тяжелым чувством. Отвращение к ялтинскому «духу», в безвкусице, пошлости буржуазной толпы, тоска по любимому театру, по любимой Москве, Петербургу, чувство отрезанности и одиночества, особенно обидное во время общественного подъема, в котором Чехов хотел участвовать, быть в курсе всех событий, – все это делало жизнь в Ялте непереносимой. Антон Павлович называл Ялту своей «теплой Сибирью», «Чертовым островом». [4, c.53, 56]

25 мая 1901 года Чехов обвенчался  с Ольгой Леонардовной. Изменений произошло немного. Ольга Леонардовна не оставила московскую сцену; Чехов не получил от врачей разрешения переехать из Ялты в Москву. Годы совместной жизни Чехова и Книппер – это история долгой разлуки, редких встреч и чрезвычайно насыщенной переписки. Ольгу Леонардовну он еще 1899 году назвал «последняя страница моей жизни».

В последние ялтинский годы написаны последние чеховские шедевры, среди которых рассказы «В овраге», «Дама с собачкой», «Архиерей», пьеса «Вишневый сад». Писались они тяжело: здоровье писателя таяло с каждой строчкой.

К лету 1904 года здоровье Чехова ухудшилось настолько, что врачи потребовали немедленной поездки на немецкий горный курорт Шварцвальд. 3 июня Чехов вместе с женой выехал в курортный городок Баденвейлер. Видевшие его перед отъездом вспоминали, что он прямо говорил: «Еду умирать».

Его состояние резко ухудшилось в ночь на 2 июля. Некоторое время он шутил, смешил Ольгу Леонардовну импровизациями на темы курортной жизни; потом впервые сам попросил послать за доктором.

Ольга Леонардовна вспоминала о его последних минутах: «Пришел доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): «Ichsterbe» («Я умираю»). Потом взял бокал, повернул ко мне лицом, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…», покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда…» [3, c.61, 64, 65]

В Москву тело Чехова было перевезено через несколько дней. Похороны состоялись 9 июля. Могила Антона Павловича – на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца. [4, c.65]

Медицина занимала большое место в жизни А.П.Чехова. Особый интерес для него, великого художника-психолога, всегда представляла психиатрия, которую, по его мнению, должен был бы знать каждый писатель. А.П. Чехов-художник с большой глубиной раскрывал психологию своих героев, их чувства и переживания, с такой научной вероятностью показывал психопатологию человека, что это граничило с точностью клинического описания. Однако изображение больной и здоровой психики никогда не было для А.П. Чехова самоцелью: оно давало ему материал для художественного творчества и больших социальных обобщений, для беспощадного разоблачения уродливых явлений современной действительности.Знания из области психиатрии помогли писателю при создании образа главного героя рассказа «Черный монах» магистра Коврина, заболевшего манией величия. При первом чтении рассказа может показаться, что А.П. Чехова больше всего интересовала именно история болезни Коврина так подробно и вдумчиво изображает он её от самого начала до гибели героя, так полно мотивирует все действия и поступки больного, его галлюцинации. Однако описание болезни героя, поражающее своей медицинской точностью, А.П. Чехов использует для того, чтобы острее, ярче раскрыть идею рассказа. Писатель рассказывает здесь о том, как жизнь пошлая, мещанская губит хороших благородных людей. Когда Коврин был болен, он верил в свою индивидуальную исключительность, им владели мысли о деятельности во имя счастья людей. Близкие Коврина заметили, что он болен, и начали лечить его. Он должен был прервать свою научную деятельность. Но, избавившись от галлюцинаций, Коврин затосковал жизнь сытая, спокойная показалась ему скучной и ординарной. Он становится жестоким, грубым, забывает о прежних своих мечтах и идеалах. И только в последние мгновения своей жизни, перед смертью, когда его снова посещает чёрный монах, Коврин становится таким, каким был раньше. Он зовёт красоту и поэзию прежней жизни, с восторгом вспоминает о своей молодости, о любви к человечеству, которая жила в его сердце. Изображая последние годы жизни Коврина, заполненные узколичными заботами и мечтами, А.П. Чехов рисует внутреннее перерождение и опустошённость Коврина.Рассказ «Чёрный монах» со всей убедительностью показывает, что знание медицины, и в первую очередь психиатрии, помогло писателю лучше и глубже изображать психический мир человека. 
 
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/meditsina-v-tvorchestve-a-p-chehova#ixzz3aVTCQ4Li 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проработав ряд литературы, мы смогли составить достаточно четкое представление о личности А.П.Чехова, его творчестве. Рассмотрев наиболее значимые, по нашему мнению, произведения писателя, мы убедились в их гениальности и, безусловно, блестящем таланте самого автора. На отдельных примерах мы попытались очертить путь писателя, показать, как, глядя прямо в лицо жизни, Чехов утверждал веру в человека, в народ. Кроме того, мы постарались отразить жизнь не только Чехова-писателя, но и Чехова-врача. «…Если бы Чехов не был таким замечательным писателем, он был бы прекрасным врачом. Доктора, приглашавшие его изредка на консультации, отзывались о нем, как о чрезвычайно вдумчивом наблюдателе и находчивом, проницательном диагносте…» [5, c.50]

«Чехов!.. – говорил Л.Н.Толстой, – это Пушкин в прозе». Однако он считал при этом, что Чехову удалось создать «новые, совершенно новые (...) для всего мира формы писания…».

Чехов прожил сорок четыре года. В наше время сорокалетние числятся едва ли не в молодых и все еще что-то обещают. Чехов же оставил огромное литературное наследие – множество рассказов и повестей, несколько больших пьес, несколько водевилей, научную книгу "Остров Сахалин", несколько тысяч писем. Он оставил непрерывно растущую славу, множество мифов и опыт существования личности, прикоснувшись к которому каждый из нас имеет возможность лучше понять смысл и цену собственных жизненных устремлений.

Прошло уже более века со дня смерти Чехова, а его произведения продолжают доставлять читателям художественное наслаждение; они вызывают смех и грусть, заставляют думать и чувствовать глубоко и правдиво, они учат, воспитывают. По многим рассказам Чехова созданы кинофильмы: «Злоумышленник», «Налим», «Человек в футляре», «Анна на шее», «Свадьба», «Дама с собачкой» и другие. Его пьесы не сходят со сцены театров многих стран, его книги издаются почти на всех языках мира. Чехов оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Освоение чеховских традиций сказалось в прозе И.А.Бунина и А.И.Куприна, в драматургии М.Горького. С именем Чехова связано новаторство Московского Художественного театра. Его творчество оказало большое влияние на многих писателей Европы, Америки, Азии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Паперный З. А.П.Чехов. М., 1960. 301 с.

2. Русские писатели. Библиогр. слов. в 2 ч. Ч. 2. М – Я/Под ред. П.А.Николаева. М., 1990. 446 с.

3. Чехов А.П.Рассказы. Повести. М., 2002. 480 с.

4. Чехов А.П.Собрание сочинений. М., 1954. 512 с.

5. Шубин Б.М. Доктор А.П.Чехов. М., 1979. 160 с.

 


Информация о работе Жизнь и творчество Чехова