Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:33, реферат
Судьба многих русских писателей простого звания, писателей-разночинцев, была трагична. Едва достигнув полной зрелости,
они умирали в своих трущобных жилищах или на койках больницы для бедняков. Судьба Горького была ещё труднее. Она словно
соединяла в себе все испытания, выпадавшие на долю этих писателей. Его истязали, уничтожали публично. Он работал на Волге.
Правда впервые в тюрьму он попал, будучи уже взрослым человеком, но ещё, когда ему было 17 лет, Горький превратился в
\"арестантика\" булочника Семёнова, а это было, может быть, похуже тюрьмы. В возрасте четырёх лет, Горький болел холерой, в
восемь лет - оспой.
гением служат делу освобождения всего человечества.
В сознании передовой интеллигенции всего света имя Горького спелось с именем французского писателя Ромэна Роллана.
Пути этих двух великих писателей нашего времени к революции были различны, как несхожа была жизненная судьба пролетария
и самоучки Горького и профессора по истории музыки Роллана. «Вы родились на ущербе зимы, на рубеже рождающейся весны, в
пору приближения
возникновением среди бурь нового. Вы были подобны высокой арке, объденяющей два мира, прошлый и будущий, а так же Россию и
Запад. Приветствую арку, она царит над дорогой. И те, которые придут вслед за нами, ещё долго будут её видеть». «5»
В советские годы Горький писал романы и пьесы, рассказы и статьи, произносил речи, редактировал журналы и книги,
беседовал со множеством простых советских людей, хлопотал о научных учреждениях, переписывался с друзьями Советского Союза
и на Западе, и смысл этой огромной, неутомимой работы Горького был в конце концов один: создать мир.
Как беспощадный писатель-реалист Горький создал целую энциклопедию русской жизни - художественную энциклопедию - конца
XIX - начала XX в. Среди своих
героев-искателей Горький
писал об это так: «Моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни - самое
лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его
творчества, Бог - частица его сердца и разума».
Горький буквально с первых
месяцев пролетарской революции
поддерживал созидательные
рабочих и крестьян.
Горький с огромным энтузиазмом, конечно искренне, поддерживает социалистическое строительство на одной шестой земного
шара, в стране «Союза Советов». Дело народа он видит прекрасным и великим, необходимым и историческим. Из статьи в статью,
горький писал о наших достижениях, организовав журнал такого названия, принципиально подчёркивая, что прежде всего нужно
видеть факты успехов социализма: они имеют огромное социально-педагогическое
значение. Современники свидетельствовали о несомненной драме, глубоко переживаемой Горьким.
В это же время Горький выступил и как драматург. Небывалый успех выпал на долю второй его пьесы - «На дне». Много позднее
в статье «О том как я учился писать» Горький назвал это произведение итогом 12-ти летнего глубокого изучения людей, их
жизни, нравов. Горький сочувственно
изображал жертвы буржуазного порядка
в русской и мировой
бесстрашен в социальном анализе жизни, её контрастов, непримиримых противоречий, и в тоже время он одушевлён смелыми
выводами, революционными предчувствиями. В пьесе с огромной страстью выражено противопоставление гуманистической мечты о
свободном и сильном человеке той ужасающей действительности, которая уродует и искажает его природу, обрекая слишком многих
на нищенское существование на дне жизни. Произведение вызвало в сердцах людей ненависть к миру насилия и не
несправедливости. Пьеса в целом отличается богатым жизненным и философским содержанием. В мыслях её героев о жизни, о том,
что есть правда, а что ложь, в чём доброта, зло, справедливость, для чего живут люди, в сложных и трагичных переплетениях
судеб ночлежников - они подобны тонущим, готовы принять и соломинку за спасительную опору - раскрывается глубокая
философская проблема пьесы, что вызвало с первых постановок её, ожесточённые споры.
Что же сделало пьесу «На дне» одним из центральных произведений Горького? Горький не случайно сам называл эту пьесу
итогом своего жизненного опыта. «На дне» - произведение в котором проявился талант писателя в высшей степени.
Направленность этой удивительно пьесы-притчи не только не является чем то случайной для Горького, а, напротив, чрезвычайно
характерна для него, связана с чем то тайным в его таланте. Для Горького было важным не только «что делать?», но и «как
делать?», как воплотить, осуществить мечту. Потому у него, писателя активного, революционного гуманиста, так сокровенно и
убедительно, но вместе с тем в сложной запутанной жизни прозвучали общефилософские вопросы: правда - бог свободного
человека, ложь - религия рабов и хозяев.
Образ Горького ассоциируется у нас с символом революции, но многие идеи затронутые им в своих произведениях и сегодня
звучат очень актуально. Одна из этих тем - это тема материнства. Она проходит через всё творчество писателя.
«Я обращаюсь к женщинам, к матерям. Не только к двумстам семидесяти пяти тысячам женщин Америки, не только к миллионам
европейских матерей, лишившихся своих сыновей в последнюю страшную войну, но и к тем матерям, которым грозит гибель детей
завтра или через год».
Так же не меньшее внимание завоевала пьеса Горького - «Васса Железнова». Первый подзаголовок пьесы имеет название
«Мать». Таким образом, авторский акцент снова сделан на теме материнства. В этом произведении также нашла отражение идея
разрушения личности, попавшей
во власть капитала. Главная мысль
пьесы - несовместимость
истинным материнством. Образ
Вассы свидетельствует о
незаурядного, волевого человека, на светлые чувства матери. Таким образом, в этой пьесе выведен образ, противоположный
образу Ниловны. Драма Вассы заключается в том, что всю свою жизнь она думает, что строит большую и крепкую семью, а между
тем дети её, воспитанные в обстановке наживы получились неудачниками и бездельниками. Семейные отношения, основанные на
стремлении больше «урвать», превращаются в цепь жестоких и грязных интриг. Васса - это натура сильная и незаурядная. Она
уверена в правильности своей жизненной позиции. Но в конце Васса в своём материнстве приходит к тупику и краху.
Итак, новый художественный метод, партийность мышления позволили Горькому создать ряд образов матерей, духовный облик
которых отражал процессы, происходящие в обществе.
Сказки об Италии стали следующим этапом в развитии темы материнства. Цикл их, реалистический в целом, в отдельных
новеллах носит сказочный романтический характер.
Исследователь «Сказок об Италии» К.Д. Муратова отмечает: «...Горький заговорил о женщине-матери как символе творческой
силы, как олицетворении любви к миру. Сила женщины-матери проявляется, по мысли писателя, не в слепой материнской любви, а
в осознании женщины своей ответственности за творческое развитие жизни».
«Сказки об Италии» были напечатаны в «Звезде» и «Правде» в 1911-1913 гг.
Горьковские матери созвучны и нам, идеи, выраженные писателем о назначении женщины в обществе, актуальны для наших
дней.
Мир горьковских произведений - это мир, постоянно изменяющийся - в нём необратимо осуществляются процессы
«разрушения» и «созидания»
личностей. Горький и здесь шёл
в ногу с освоим временем: как
в его отечестве всё «
неподвижной точки навстречу будущему. Так и он, сын своего века, был охвачен этим процессом обретения новой истины, новой
веры.
Умер Горький 18 июня 1936 года - официально признанным классиком советской литературы. И пышные похороны 20 июня 1936
года на Красной площади как бы завершили всем видимый путь сначала буревестника революции, друга, а затем и оппонента
Ленина, бывшего эмигранта, ставшего первым советским писателем, основоположником советской литературы. Таким он и оставался
в литературоведении последующих десятилетий, а многие его мысли так и остались несвоевременными.