Жизнь и творчество М. Горького

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:33, реферат

Описание работы

Судьба многих русских писателей простого звания, писателей-разночинцев, была трагична. Едва достигнув полной зрелости,
они умирали в своих трущобных жилищах или на койках больницы для бедняков. Судьба Горького была ещё труднее. Она словно
соединяла в себе все испытания, выпадавшие на долю этих писателей. Его истязали, уничтожали публично. Он работал на Волге.
Правда впервые в тюрьму он попал, будучи уже взрослым человеком, но ещё, когда ему было 17 лет, Горький превратился в
\"арестантика\" булочника Семёнова, а это было, может быть, похуже тюрьмы. В возрасте четырёх лет, Горький болел холерой, в
восемь лет - оспой.

Файлы: 1 файл

Жизнь и творчество М.docx

— 30.17 Кб (Скачать файл)

гением служат делу освобождения всего человечества.

В сознании передовой интеллигенции  всего света имя Горького спелось  с именем французского писателя Ромэна Роллана.

Пути этих двух великих  писателей нашего времени к революции  были различны, как несхожа была жизненная судьба пролетария

и самоучки Горького и профессора по истории музыки Роллана. «Вы родились на ущербе зимы, на рубеже рождающейся  весны, в

пору приближения равноденствия. Это символизирует Вашу жизнь, которая  была связана с гибелью старого  мира и с

возникновением среди  бурь нового. Вы были подобны высокой  арке, объденяющей два мира, прошлый и будущий, а так же Россию и

Запад. Приветствую арку, она царит над дорогой. И те, которые придут вслед за нами, ещё  долго будут её видеть». «5» 

 

В советские годы Горький  писал романы и пьесы, рассказы и  статьи, произносил речи, редактировал журналы и книги,

беседовал со множеством простых советских людей, хлопотал о научных учреждениях, переписывался с друзьями Советского Союза

и на Западе, и смысл этой огромной, неутомимой работы Горького был в конце концов один: создать мир.

Как беспощадный писатель-реалист  Горький создал целую энциклопедию русской жизни - художественную энциклопедию - конца 

XIX - начала XX в. Среди своих  героев-искателей Горький неизменно  отдавал предпочтение растущему  человеку. Однажды он 

писал об это так: «Моя задача - пробуждать в человеке гордость самим  собой, говорить ему о том, что  он в жизни - самое 

лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что кроме  него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его 

творчества, Бог - частица  его сердца и разума».

Горький буквально с первых месяцев пролетарской революции  поддерживал созидательные начинания  молодого государства 

рабочих и крестьян.

Горький с огромным энтузиазмом, конечно искренне, поддерживает социалистическое строительство на одной шестой земного

шара, в стране «Союза Советов». Дело народа он видит прекрасным и  великим, необходимым и историческим. Из статьи в статью,

горький писал о наших  достижениях, организовав журнал такого названия, принципиально подчёркивая, что прежде всего нужно

видеть факты успехов  социализма: они имеют огромное социально-педагогическое

значение. Современники свидетельствовали  о несомненной драме, глубоко  переживаемой Горьким.

В это же время Горький  выступил и как драматург. Небывалый  успех выпал на долю второй его  пьесы - «На дне». Много позднее 

в статье «О том как я учился писать» Горький назвал это произведение итогом 12-ти летнего глубокого изучения людей, их

жизни, нравов. Горький сочувственно изображал жертвы буржуазного порядка  в русской и мировой литературе. Писатель-демократ

бесстрашен в социальном анализе жизни, её контрастов, непримиримых противоречий, и в тоже время он одушевлён смелыми

выводами, революционными предчувствиями. В пьесе с огромной страстью выражено противопоставление гуманистической  мечты о 

свободном и сильном человеке той ужасающей действительности, которая уродует и искажает его природу, обрекая слишком многих

на нищенское существование  на дне жизни. Произведение вызвало  в сердцах людей ненависть  к миру насилия и не

несправедливости. Пьеса  в целом отличается богатым жизненным  и философским содержанием. В  мыслях её героев о жизни, о том,

что есть правда, а что  ложь, в чём доброта, зло, справедливость, для чего живут люди, в сложных  и трагичных переплетениях 

судеб ночлежников - они подобны  тонущим, готовы принять и соломинку  за спасительную опору - раскрывается глубокая

философская проблема пьесы, что вызвало с первых постановок её, ожесточённые споры.

Что же сделало пьесу «На  дне» одним из центральных произведений Горького? Горький не случайно сам  называл эту пьесу 

итогом своего жизненного опыта. «На дне» - произведение в котором проявился талант писателя в высшей степени.

Направленность этой удивительно  пьесы-притчи не только не является чем то случайной для Горького, а, напротив, чрезвычайно

характерна для него, связана с чем то тайным в его таланте. Для Горького было важным не только «что делать?», но и «как

делать?», как воплотить, осуществить  мечту. Потому у него, писателя активного, революционного гуманиста, так сокровенно и 

убедительно, но вместе с  тем в сложной запутанной жизни  прозвучали общефилософские вопросы: правда - бог свободного

человека, ложь - религия рабов  и хозяев.

Образ Горького ассоциируется  у нас с символом революции, но многие идеи затронутые им в своих произведениях и сегодня

звучат очень актуально. Одна из этих тем - это тема материнства. Она проходит через всё творчество писателя.

«Я обращаюсь к женщинам, к матерям. Не только к двумстам семидесяти пяти тысячам женщин Америки, не только к миллионам 

европейских матерей, лишившихся своих сыновей в последнюю  страшную войну, но и к тем матерям, которым грозит гибель детей 

завтра или через год».

Так же не меньшее внимание завоевала пьеса Горького - «Васса Железнова». Первый подзаголовок пьесы  имеет название

«Мать». Таким образом, авторский  акцент снова сделан на теме материнства. В этом произведении также нашла  отражение идея

разрушения личности, попавшей во власть капитала. Главная мысль  пьесы - несовместимость капиталистической  практики с

истинным материнством. Образ  Вассы свидетельствует о разлагающем  влиянии собственности на душу сильного, по-своему

незаурядного, волевого человека, на светлые чувства матери. Таким  образом, в этой пьесе выведен  образ, противоположный 

образу Ниловны. Драма  Вассы заключается в том, что  всю свою жизнь она думает, что  строит большую и крепкую семью, а между

тем дети её, воспитанные  в обстановке наживы получились неудачниками и бездельниками. Семейные отношения, основанные на

стремлении больше «урвать», превращаются в цепь жестоких и грязных интриг. Васса - это натура сильная и незаурядная. Она

уверена в правильности своей жизненной позиции. Но в конце Васса в своём материнстве приходит к тупику и краху.

Итак, новый художественный метод, партийность мышления позволили  Горькому создать ряд образов  матерей, духовный облик 

которых отражал процессы, происходящие в обществе.

Сказки об Италии стали  следующим этапом в развитии темы материнства. Цикл их, реалистический в целом, в отдельных

новеллах носит сказочный романтический характер.

Исследователь «Сказок об Италии» К.Д. Муратова отмечает: «...Горький  заговорил о женщине-матери как  символе творческой

силы, как олицетворении любви к миру. Сила женщины-матери проявляется, по мысли писателя, не в слепой материнской любви, а

в осознании женщины своей  ответственности за творческое развитие жизни».

«Сказки об Италии» были напечатаны в «Звезде» и «Правде» в 1911-1913 гг.

 

Горьковские матери созвучны и нам, идеи, выраженные писателем  о назначении женщины в обществе, актуальны для наших

дней.

Мир горьковских произведений - это мир, постоянно изменяющийся - в нём необратимо осуществляются процессы

«разрушения» и «созидания»  личностей. Горький и здесь шёл  в ногу с освоим временем: как  в его отечестве всё «стронулось» с

неподвижной точки навстречу  будущему. Так и он, сын своего века, был охвачен этим процессом  обретения новой истины, новой 

веры.

Умер Горький 18 июня 1936 года - официально признанным классиком  советской литературы. И пышные похороны 20 июня 1936

года на Красной площади  как бы завершили всем видимый  путь сначала буревестника революции, друга, а затем и оппонента 

Ленина, бывшего эмигранта, ставшего первым советским писателем, основоположником советской литературы. Таким он и оставался 

в литературоведении последующих  десятилетий, а многие его мысли  так и остались несвоевременными.


Информация о работе Жизнь и творчество М. Горького