Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 08:02, реферат
Все дальнейшее творчество Пришвина как бы рождалось в скитаниях по родной стране. Пришвин исходил и изъездил всю Среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток. После каждой поездки появлялись то новый рассказ, то повесть, то просто короткая запись в дневнике. Но все эти работы Пришвина были значительны и своеобразны, от драгоценной пылинки - записи в дневнике до сверкающего алмазными гранями крупного
1.Введение
2.Жизнь и творчество поэта М.М.Пришвина
3.Человек и природа в сказках Кладовая солнца" и "Корабельная чаща"
4. Заключение
5.Список литературы
План
1.Введение
2.Жизнь и творчество поэта М.М.Пришвина
3.Человек и природа в сказках Кладовая солнца" и "Корабельная чаща"
4. Заключение
5.Список литературы
Введение
Биография Пришвина резко
делется надвое. Начало жизни шло
по проторенной дорожке - купеческая
семья, крепкий быт, гимназия, служба
агрономом в Клину и Луге, первая
агрономическая книга "Картофель
в полевой и огородной
Казалось бы, что все идет в житейском смысле гладко и закономерно, по так называемой "служебной стезе". И вдруг - резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьем и записной книжкой.
Жизнь поставлена на карту. Что будет с ним дальше, Пришвин не знает. Он повинуется голосу сердца, непобедимому влечению быть среди народа и с народом, слушать удивительный его язык, записывать сказки, поверья, приметы.
По существу жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка, как герои его "Корабельной чащи" шли на поиски далекой, почти сказочной корабельной рощи.
После Севера Пришвин написал первую свою книгу " В краю непуганных птиц". С тех пор он стал писателем.
Все дальнейшее творчество
Пришвина как бы рождалось в скитаниях
по родной стране. Пришвин исходил
и изъездил всю Среднюю Россию,
Север, Казахстан и Дальний Восток.
После каждой поездки появлялись
то новый рассказ, то повесть, то просто
короткая запись в дневнике. Но все
эти работы Пришвина были значительны
и своеобразны, от драгоценной пылинки
- записи в дневнике до сверкающего
алмазными гранями крупного
камня - повести или
рассказа. Среди основ человеческого бытия,
среди неоспоримых ценностей, на которые
опирается человечество, одно из первых
мест принадлежит природе.
С древнейших времен и до конца наших дней
социальные, нравственные, духовные устремления
человека были связаны с природой. Языческий
тайный страх перед природными явлениями,
пантеистическое приближение природы
к человеку, философское осмысление природы,
утилитарное ее использование, покровительство
ей, осознание необходимости подчиниться
ее законам и требованиям – вот лишь некоторые
вехи несмолкающего “диалога” человека
и природы. В перечне глобальных проблем
человечества экология занимает одно
из главенствующих мест, приобретая в
последнее время особую остроту. Сегодняшние
дети – завтрашние хозяева планеты, и
от того, насколько “экологически совестливыми”
мы их вырастим, зависит наше общее будущее.
Природные стихии: земля, воздух, огонь,
вода – всегда занимали видное место в
художественном познании человеком самого
себя. От «Слова о полку Игореве» до поэзии
С.Есенина, от русской былины о Микуле
Селяниновиче до современной “деревенской
прозы” наша литература связывала жизнь
и судьбу русского человека с жизнью и
судьбой русской природы. Взаимоотношения
человека и природы постоянно рассматривались
в творчестве русских писателей ХIХ–ХХ
вв. (С.Т.Аксакова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого,
К.Г.Паустовского и др.), в том числе и в
произведениях М.М.Пришвина.
Творческое наследие Михаила Михайловича
Пришвина занимает особое место в русской
литературе. Произведения писателя, созданные
в первой половине ХХ в., сегодня не только
приобретают особую злободневность, но
одновременно заключают в себе особую
пленительность, обаяние. Они содержат
удивительные эстетические открытия,
раздумья о природе и человеке, приобщают
к чарующей земной красоте, вызывают в
душе человека ответные чувства, пробуждают
творческую мысль. От первого произведения
– «В краю непуганых птиц» и до последнего
– «Корабельная чаща» все книги М.М.Пришвина
– итог неустанных подвигов. Оглядывая
сейчас его творческое наследие, можно
увидеть, как далеко ушел художник в своих
скитаниях “по поручению природы”, как
много угадал необходимого и важного в
наших сегодняшних обострившихся отношениях
с природой, которую мы наконец осознаем
как неотделимую от нас родительскую биосферу
и которая из-за нашего потребительского
эгоизма оказалась под угрозой. М.М.Пришвин
не писал специально о сохранении природы
как “среды обитания”, он показывал читателям
красоту окружающего мира, единство человека
и природы.
Человек и природа в сказках «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща»
М. М. Пришвин —
один из своеобразнейших
"В одном селе, возле Блудова болота,
в районе города Переяславль-Залесского,
осиротели двое детей", — так начинается
замечательное произведение. Это начало
напоминает сказку, где читатель входит
в чудесный мир, где все живое взаимосвязано.
На этом фоне появляются два образа —
Настя и Митраша. "Настя была как золотая
курочка на высоких ножках. Волосы отливали
золотом, веснушки по всему лицу были крупные,
как золотые монетки". Митраша был маленький,
но плотный, "мужичок в мешочке", улыбаясь,
называли его между собой учителя в школе.
После смерти родителей все их крестьянское
хозяйство досталось детям: изба пятистенная,
корова Зорька, телушка Дочка, золотой
петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились
обо всех живых существах. Настя занималась
женскими домашними делами, "с хворостинкой
в руке выгоняла она свое любимое стадо,
растопляла печь, чистила картошку, заправляла
обед и так хлопотала по хозяйству до ночи",
На Митраше лежало все мужское хозяйство
и общественное дело. "Он бывает на всех
собраниях, старается понять общественные
заботы". Так дети жили дружно, не зная
горестей и бед.
Однажды решили они пойти в лес за клюквой.
"Кислая и очень полезная для здоровья
ягода клюква растет в болотах летом, а
собирают ее поздней осенью". Вспомнив
о том, что есть такое место, называемое
палестинкой, "вся красная, как кровь,
от одной только клюквы", Настя и Митраша
отправляются в лес. Взяли они с собой
самое необходимое. Настя положила в корзинку
хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша
взял топор, двуствольную "тулку",
сумку с компасом. Зачем же он берет компас?
Ведь в лесу можно ориентироваться по
солнцу, как это делали деревенские старожилы.
"Мужичок в мешочке" хорошо помнит
отцовские слова: "В лесу эта стрелка
тебе добрей матери: ...небо закроется тучами
и по солнцу в лесу ты ориентироваться
не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься,
заблудишься...".
Кто знал, что дети столкнутся с природной
стихией и воочию увидят Блудово болото?
Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть.
"Было совсем тихо в природе, и дети
до того были тихи, что тетерев Косач не
обратил на них никакого внимания".
О Блудовом болоте ходила легенда, что
"лет двести тому назад ветер-сеятель
принес два семечка: семя сосны и семя
ели. Оба семечка легли в одну ямку возле
большого плоского камня..." С тех пор
ель и сосна растут вместе. И ветер иногда
качает эти деревья. И тогда ель и сосна
стонут на все Блудово болото, словно живые
существа.
После отдыха дети решили идти дальше.
Но не тут-то было, "довольно широкая
болотная тропа расходилась вилкой".
Что же делать? Проявив свой упрямый характер,
Митраша идет по слабенькой тропе, а Настенька
— по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна
и ель, нажимая друг на друга, по очереди
застонали, как бы поддерживая спор брата
и сестры. "Среди звуков стона, рычанья,
ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда
выходило так, будто где-то горько плакал
в лесу потерянный или покинутый ребенок".
Даже волк в это время вылез из своего
логова. "Он стал над завалом, поднял
голову, поставил единственное ухо на
ветер, выпрямил половину хвоста и завыл".
Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина
имеет счастливый конец. Митраша из-за
своего упрямства оказался на Блудовом
болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла
собака Травка. А что же Настя? Она, увлеченная
сбором ягод, на некоторое время забыла
о брате, "еле передвигает за собой корзину,
вся мокрая и грязная, прежняя золотая
курочка на высоких ножках".
Под вечер голодный Митраша и уставшая
Настя встретились. Им суждено было встретиться
вновь в лесу и продолжить свой путь вместе,
как уже двести лет "живут" на Блудовом
болоте ель и сосна.
Природа - это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.
Задача воспитателя состоит
в том, чтобы помочь ребёнку в
полной мере увидеть и понять красоту
природы, воспитать в нём высокие
нравственные качества, которые необходимы
для его последующего развития и
формирования как личности, как человека.
Это очень важная задача - рассматривая
природу и нравственность как
единое целое, формировать у ребёнка
потребность в общении с
Природа всегда вызывает интерес - здесь сосредоточена истина. Природа - могучее целое, которое не подвластно ни времени, ни человеку и представляет предмет изучения не только детей, но и взрослых. Тесная взаимосвязь в природе обуславливает её уникальность, составляет её идеал. Но с природой неразрывно связан и человек. Человека нельзя отделить от природы, его нужно рассматривать, как её составную часть.
Пройдет несколько лет, и художник повторит эту мысль, еще более заострив ее, в своем последнем произведении — в «Корабельной чаще»: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем (10, с.21).» Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам. Лирический герой Пришвина всегда умнее, наблюдательнее своих читателей. Он делится с детьми опытом, передает им свою мудрость. Другое дело, что мудрость эта проникнута не житейской мелкой моралью, а ощущением сопричастности с большим миром, открывающимся проницательному взгляду художника. Все лучшее, что увидел и понял Пришвин за долгую жизнь, он собрал в эти светлые книги, где герои день за днем постигают насущные, словно прямо сегодня сказанные слова: «Не гонитесь поодиночке за счастьем, а гонитесь дружно за правдой». Он имел право сказать о «Кладовой солнца», что ее «будут читать, как новое, и через сто лет». Он мог сказать это и о «Корабельной чаще», написанной перед самой кончиной и вставшей на защиту природы и правды с еще не вполне оцененной нами серьезностью и глубиной. Думая над своей неизменной проблемой о границе природы — «где природа кончается и начинается человек», он теперь на последнем пороге окончательно понял и через детей «Кладовой» и «Чащи» показал нам, что в высшем смысле нет различия между человеком и природой, они проникают друг в друга, и только если они слиты воедино — это и есть жизнь и мера отношений. В сегодняшней острой борьбе, за спасение оказавшейся под угрозой природы эти повести становятся помощником и подсказчиком, указывают наиболее умную дорогу, по которой можно идти к спасению всего живого. Вместо «я» и «ты» он открывал в этих книгах великую силу «мы с тобой», а в дневниках последнего времени говорил, что тут и кроется настоящая сила жизненного творчества. Нам еще только предстоит осознать полноту и глубину заветов художника, еще только предстоит понять, что в природе все: и достижения науки, и развитие общества, и заботы человека, и рябина на опушке, и птичка зарянка на верхнем пальчике ели, славящая утро,— являются единым организмом. Сам писатель называл такое счастливое единство человека и мира своей «коммунистической утопией», но писал ее как коммунистическую реальность и всем своим опытом и опытом своих маленьких героев в прекрасных, очень нужных нам книгах доказывал для всех возможность и необходимость осуществления этой «утопии» в повседневной жизни, в новом, правильно понятом наступающем мире. Всю жизнь он вглядывался как будто только в свое «я», но видел в нем зеркало общего человеческого «мы» и терпеливо и последовательно звал каждого к «личному подвигу» по «собственной линии жизни». Мальчиком он вышел в путь самопознания и никогда не опускал головы перед жизнью и в благодарность природа и человек открылись ему в такой полноте, что порой мы чувствуем при чтении внезапное волнение, словно вот-вот проникнем в существо мира, словно материя жизни становится прозрачной и приоткрывается незримый порядок всего живого. Пусть только на миг, но мы отчетливо понимаем, что в мире нет ничего сложного, ничего путаного и темного, нет слабости и сомнения, а есть свет и правда. Этого мгновения может потом хватить на целую осмысленную жизнь. Но чтобы увидеть его вместе с художником, надо держать душу в готовности и принимать мир, как учил писатель,— с «родственным вниманием».
Заключение
Одна из ведущих тем
творчества М.М.Пришвина – тема природы.
Своими произведениями писатель учит
понимать жизнь природы, рассказывает
о сложных взаимосвязях между
явлениями животного и
Индивидуальный стиль писателя характеризуется
рядом особенностей. Пришвин предельно
точен в описании природы, в том числе
животного мира: млекопитающих, насекомых,
рыб и птиц. Он всегда описывает конкретный
уголок нашей Родины, указывая его административно-
Писатель одновременно пользуется двумя
принципами: изучая природу, устанавливая
законы ее жизни, он узнает себя и свой
внутренний мир, одновременно свои личные
мысли, душевное состояние переносит на
все попутные открытия в мире животных
и птиц.
«Календарь природы», «Кладовая солнца»,
«Корабельная чаща» посвящены описанию
лесов Севера и средней России со всеми
населяющими их зверями, птицами, насекомыми
и рыбами, мельчайшими приметами всех
времен года. Своеобразие Пришвина в том,
что он не ограничивается простым и точным
воспроизведением природы, а проникает
в нее лирически, сравнивает свой внутренний
мир с миром, окружающим его. Каждое знакомство
писателя со зверем, птицей – это всегда
открытие. Пришвин начисто отрицает абстрактный,
схематичный подход к явлениям природы
и требует индивидуализации и характера
в каждом образе, взятом из мира природы.
Для него ни одна птица не похожа на другую,
ни один зверь, ни один жук.
В «Кладовой солнца», «Календаре природы»,
«Корабельной чаще» мы встречаем наименования
34 животных и 50 птиц. Вся лексика со значением
животных и птиц образует лексико-семантическое
поле «ЖИВОТНЫЕ», которое имеет сложную
структуру и состоит из 7 микрополей: «Млекопитающие»,
«Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Земноводные»,
«Пресмыкающиеся», «Паукообразные». Некоторые
микрополя, а именно «Млекопитающие»,
«Птицы», «Рыбы», «Насекомые», в свою очередь
состоят из микрогрупп и подгрупп.
При описании животных Пришвин обращает
внимание на их внешний вид, способ передвижения,
место обитания, образ жизни, повадки и
состояние, а также издаваемые ими звуки,
для описания которых использует разнообразные
языковые и художественные средства.
При описании внешнего вида животных и
птиц писатель употребляет следующие
языковые и художественные средства: определения
– прилагательные – преимущественно
со значением размера, цвета, формы; имена
существительные, являющиеся названиями
животных и птиц, а также обозначающие
части тела животных; диалектные слова;
профессиональные слова; сравнения; метафоры
(по сходству формы, цвета, размера); оксюморон.
Для характеристики способа передвижения
животных и птиц Пришвин использует такие
языковые и художественные средства, как
глаголы, отглагольные существительные
со значением движения, наречия, устойчивые
сочетания, метафоры, сравнения.
Для описания места обитания животных
и птиц Пришвин употребляет имена существительные
со значением места, прилагательные, указывающие
на материал, размер, диалектные слова,
метафоры.
Для изображения образа жизни и состояния
животных и птиц Пришвин использует глаголы
со значением состояния, движения, наречия,
метафоры (по сходству действий, поведения
животных, птиц и человека).
Для описания способа питания животных
и птиц, употребляются имена существительные,
обозначающие виды птиц.
Чтобы передать характер звучания голоса
животных и птиц, Пришвин использует глаголы
и существительные со значением мысли
– речи, звукоподражания, развернутые
метафоры, показывающие образ мыслей животных
(путем уподобления человеку, с которым
представители животного мира ведут диалоги).
Это позволяет писателю создавать яркие,
живые, запоминающиеся образы животных
и птиц, передавать тонкие смысловые оттенки,
изображать динамичные картины жизни
природы и человека. Вся жизнь животных
и птиц раскрывается Пришвиным в непрестанном
сопоставлении и взаимоотношении ее с
жизнью человеческой. Этим объясняется
обилие красочных метафор, используемых
писателем для описания общения животных
и птиц друг с другом и с человеком и открывающих
все новые и новые черты характера и поведения
представителей животного мира. Метафоры
позволяют наделять животных и птиц особенностями
внутреннего мира человека, способностью
мыслить, сопережевать, говорить. Диалоги,
которые ведут животные и птицы, при помощи
средств человеческого языка, передают
их мысли, особенности поведения и сближают
животных и птиц с человеком.
Язык Пришвина – народный язык. При описании
животных и птиц писатель опирается не
на научные описания, а на опыт народа,
больше используя живое народное слово
или профессиональную охотничью лексику.
Образная конкретность слова – главное
достоинство языка Пришвина. Каждое слово
воспроизводит описываемых животных и
птиц в главных их отличительных признаках,
которые писатель отмечает в непосредственных
наблюдениях.
Книги писателя учат нас бережному и творческому
отношению к природе, умению разбираться
в ее гармонии, сложных закономерностях
развития. Они вооружают нас знаниями,
которые нужны сегодня – в век величайших
научно-технических открытий, которые
обогащают наши представления о мире животных,
воспитывают чувство бережного отношения
к окружающей живой среде, способствуют
формированию личности гражданина, умеющие
смотреть в будущее и разумно строить
свои отношения со всей биосферой.
Список литературы:
1. Пришвин М.М. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1956, 1957. Т. 2, 5.
2. Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8 т. М.: Художественная литература, 1984. Т.
3. Пришвин М.М. Дневники. М.: Правда, 1990.
4. Михаил Пришвин. Творить будущий мир. М.: Молодая гвардия, 1989.
5. Пришвина В.Д. Круг жизни. М.: Художественная литература, 1981.