Жизнь и творчество поэта М.М.Пришвина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 08:02, реферат

Описание работы

Все дальнейшее творчество Пришвина как бы рождалось в скитаниях по родной стране. Пришвин исходил и изъездил всю Среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток. После каждой поездки появлялись то новый рассказ, то повесть, то просто короткая запись в дневнике. Но все эти работы Пришвина были значительны и своеобразны, от драгоценной пылинки - записи в дневнике до сверкающего алмазными гранями крупного

Содержание работы

1.Введение
2.Жизнь и творчество поэта М.М.Пришвина
3.Человек и природа в сказках Кладовая солнца" и "Корабельная чаща"
4. Заключение
5.Список литературы

Файлы: 1 файл

Пришвин.docx

— 29.13 Кб (Скачать файл)

План    

 

1.Введение

2.Жизнь и творчество  поэта М.М.Пришвина

3.Человек и природа  в сказках Кладовая солнца" и "Корабельная чаща"

4. Заключение

5.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение                                                                                                       

Биография Пришвина резко  делется надвое. Начало жизни шло  по проторенной дорожке - купеческая семья, крепкий быт, гимназия, служба агрономом в Клину и Луге, первая агрономическая книга "Картофель  в полевой и огородной культуре".

Казалось бы, что все  идет в житейском смысле гладко и  закономерно, по так называемой "служебной  стезе". И вдруг - резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьем и записной книжкой.

Жизнь поставлена на карту. Что будет с ним дальше, Пришвин  не знает. Он повинуется голосу сердца, непобедимому влечению быть среди народа и с народом, слушать удивительный его язык, записывать сказки, поверья, приметы.

По существу жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его  любви к русскому языку. Он вышел  на поиски сокровищ этого языка, как  герои его "Корабельной чащи" шли на поиски далекой, почти сказочной  корабельной рощи.

После Севера Пришвин написал  первую свою книгу " В краю непуганных птиц". С тех пор он стал писателем.

Все дальнейшее творчество Пришвина как бы рождалось в скитаниях  по родной стране. Пришвин исходил  и изъездил всю Среднюю Россию, Север, Казахстан и Дальний Восток. После каждой поездки появлялись то новый рассказ, то повесть, то просто короткая запись в дневнике. Но все  эти работы Пришвина были значительны  и своеобразны, от драгоценной пылинки - записи в дневнике до сверкающего  алмазными гранями крупного 

 камня - повести или  рассказа. Среди основ человеческого бытия, среди неоспоримых ценностей, на которые опирается человечество, одно из первых мест принадлежит природе. 
С древнейших времен и до конца наших дней социальные, нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой. Языческий тайный страх перед природными явлениями, пантеистическое приближение природы к человеку, философское осмысление природы, утилитарное ее использование, покровительство ей, осознание необходимости подчиниться ее законам и требованиям – вот лишь некоторые вехи несмолкающего “диалога” человека и природы. В перечне глобальных проблем человечества экология занимает одно из главенствующих мест, приобретая в последнее время особую остроту. Сегодняшние дети – завтрашние хозяева планеты, и от того, насколько “экологически совестливыми” мы их вырастим, зависит наше общее будущее. 
Природные стихии: земля, воздух, огонь, вода – всегда занимали видное место в художественном познании человеком самого себя. От «Слова о полку Игореве» до поэзии С.Есенина, от русской былины о Микуле Селяниновиче до современной “деревенской прозы” наша литература связывала жизнь и судьбу русского человека с жизнью и судьбой русской природы. Взаимоотношения человека и природы постоянно рассматривались в творчестве русских писателей ХIХ–ХХ вв. (С.Т.Аксакова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и др.), в том числе и в произведениях М.М.Пришвина. 
Творческое наследие Михаила Михайловича Пришвина занимает особое место в русской литературе. Произведения писателя, созданные в первой половине ХХ в., сегодня не только приобретают особую злободневность, но одновременно заключают в себе особую пленительность, обаяние. Они содержат удивительные эстетические открытия, раздумья о природе и человеке, приобщают к чарующей земной красоте, вызывают в душе человека ответные чувства, пробуждают творческую мысль. От первого произведения – «В краю непуганых птиц» и до последнего – «Корабельная чаща» все книги М.М.Пришвина – итог неустанных подвигов. Оглядывая сейчас его творческое наследие, можно увидеть, как далеко ушел художник в своих скитаниях “по поручению природы”, как много угадал необходимого и важного в наших сегодняшних обострившихся отношениях с природой, которую мы наконец осознаем как неотделимую от нас родительскую биосферу и которая из-за нашего потребительского эгоизма оказалась под угрозой. М.М.Пришвин не писал специально о сохранении природы как “среды обитания”, он показывал читателям красоту окружающего мира, единство человека и природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек и природа  в сказках «Кладовая солнца»  и «Корабельная чаща»

 М. М. Пришвин —  один из своеобразнейших писателей,  который подарил нам множество  рассказов, повестей, "географических  очерков" о природе. В них  все объединено человеком —  неспокойным, думающим, человеком  с открытой и смелой душой.  Великая любовь писателя к  природе родилась из его любви  к человеку. Эта тема прослеживается  в сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".  
"В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей", — так начинается замечательное произведение. Это начало напоминает сказку, где читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. На этом фоне появляются два образа — Настя и Митраша. "Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки". Митраша был маленький, но плотный, "мужичок в мешочке", улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.  
После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами, "с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи", На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. "Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы". Так дети жили дружно, не зная горестей и бед.  
Однажды решили они пойти в лес за клюквой. "Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью". Вспомнив о том, что есть такое место, называемое палестинкой, "вся красная, как кровь, от одной только клюквы", Настя и Митраша отправляются в лес. Взяли они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную "тулку", сумку с компасом. Зачем же он берет компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. "Мужичок в мешочке" хорошо помнит отцовские слова: "В лесу эта стрелка тебе добрей матери: ...небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься...".  
Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово болото? Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. "Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания". О Блудовом болоте ходила легенда, что "лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня..." С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа.  
После отдыха дети решили идти дальше. Но не тут-то было, "довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой". Что же делать? Проявив свой упрямый характер, Митраша идет по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. "Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок". Даже волк в это время вылез из своего логова. "Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл".  
Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. А что же Настя? Она, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, "еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках".  
Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой путь вместе, как уже двести лет "живут" на Блудовом болоте ель и сосна.

Природа - это всё естественное богатство окружающего мира, которое  открывается юному человеку в  процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а  человеку важно понять эти законы, так как человек и природа  составляют единое целое.

Задача воспитателя состоит  в том, чтобы помочь ребёнку в  полной мере увидеть и понять красоту  природы, воспитать в нём высокие  нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и  формирования как личности, как человека. Это очень важная задача - рассматривая природу и нравственность как  единое целое, формировать у ребёнка  потребность в общении с природой, потребность в бережном отношении  к ней, а также в выборе своих  действий. В этой работе большую  помощь оказывают рассказы писателей - природоведов, которые в своих  текстах учат детей видеть красоту  природы, правильно вести себя в  природе. В основном в этих произведениях  затрагиваются проблемы природы  и нравственности, так как эти  два понятия идут нераздельно  друг от друга. Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой  разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских  поэтов и писателей - В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и  многих других. (4; 1)

Природа всегда вызывает интерес - здесь сосредоточена истина. Природа - могучее целое, которое не подвластно ни времени, ни человеку и представляет предмет изучения не только детей, но и взрослых. Тесная взаимосвязь в  природе обуславливает её уникальность, составляет её идеал. Но с природой неразрывно связан и человек. Человека нельзя отделить от природы, его нужно  рассматривать, как её составную  часть.

 

Пройдет несколько лет, и художник повторит эту мысль, еще более заострив ее, в своем последнем произведении — в «Корабельной чаще»: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем (10, с.21).» Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам. Лирический герой Пришвина всегда умнее, наблюдательнее своих читателей. Он делится с детьми опытом, передает им свою мудрость. Другое дело, что мудрость эта проникнута не житейской мелкой моралью, а ощущением сопричастности с большим миром, открывающимся   проницательному  взгляду  художника.    Все лучшее, что увидел и понял Пришвин за долгую жизнь, он собрал в эти светлые книги, где герои день за днем постигают насущные, словно прямо сегодня сказанные слова: «Не гонитесь поодиночке за счастьем, а гонитесь дружно за правдой». Он имел право сказать о «Кладовой солнца», что ее «будут читать, как новое, и через сто лет». Он мог сказать это и о «Корабельной чаще», написанной перед самой кончиной и вставшей на защиту природы и правды с еще не вполне оцененной нами серьезностью и глубиной.            Думая над своей неизменной проблемой о границе природы — «где природа кончается и начинается человек», он теперь на последнем пороге окончательно понял и через детей «Кладовой» и «Чащи» показал нам, что в высшем смысле нет различия между человеком и природой, они проникают друг в друга, и только если они слиты воедино — это и есть жизнь и мера отношений. В сегодняшней острой борьбе, за спасение оказавшейся под угрозой природы эти повести становятся помощником и подсказчиком, указывают наиболее умную дорогу, по которой можно идти к спасению всего живого.           Вместо «я» и «ты» он открывал в этих книгах великую силу «мы с тобой», а в дневниках последнего времени говорил, что тут и кроется настоящая сила жизненного творчества. Нам еще только предстоит осознать полноту и глубину заветов художника, еще только предстоит понять, что в природе все: и достижения науки, и развитие общества, и заботы человека, и рябина на опушке, и птичка зарянка на верхнем пальчике ели, славящая утро,— являются единым организмом. Сам писатель называл такое счастливое единство человека и мира своей «коммунистической утопией», но писал ее как коммунистическую реальность и всем своим опытом и опытом своих маленьких героев в прекрасных, очень нужных нам книгах доказывал для всех возможность и необходимость осуществления этой «утопии» в повседневной жизни, в новом, правильно понятом наступающем мире. Всю жизнь он вглядывался как будто только в свое «я», но видел в нем зеркало общего человеческого «мы» и терпеливо и последовательно звал каждого к «личному подвигу» по «собственной линии жизни».   Мальчиком он вышел в путь самопознания и никогда не опускал головы перед жизнью и в благодарность природа и человек открылись ему в такой полноте, что порой мы чувствуем при чтении внезапное волнение, словно вот-вот проникнем в существо мира, словно материя жизни становится прозрачной и приоткрывается незримый порядок всего живого. Пусть только на миг, но мы отчетливо понимаем, что в мире нет ничего сложного, ничего путаного и темного, нет слабости и сомнения, а есть свет и правда. Этого мгновения может потом хватить на целую осмысленную жизнь. Но чтобы увидеть его вместе с художником, надо держать душу в готовности и принимать мир, как учил писатель,— с «родственным вниманием».

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Одна из ведущих тем  творчества М.М.Пришвина – тема природы. Своими произведениями писатель учит понимать жизнь природы, рассказывает о сложных взаимосвязях между  явлениями животного и растительного  мира, утверждает мысль о необходимости  разумного переустройства отношения  человека к природе во избежание  экологической катастрофы. Поэтому  в текстах его произведений заложен  огромный воспитательный и познавательный потенциал. 
Индивидуальный стиль писателя характеризуется рядом особенностей. Пришвин предельно точен в описании природы, в том числе животного мира: млекопитающих, насекомых, рыб и птиц. Он всегда описывает конкретный уголок нашей Родины, указывая его административно-территориальное наименование. В произведениях писателя широко представлена профессиональная охотничья лексика, так как в них большое место занимают представители животного мира: охотничьи собаки, промысловые птицы и звери. Природа для Пришвина не статическая картина, которую он созерцает и описывает, но непрекращающийся динамический процесс творчества. 
Писатель одновременно пользуется двумя принципами: изучая природу, устанавливая законы ее жизни, он узнает себя и свой внутренний мир, одновременно свои личные мысли, душевное состояние переносит на все попутные открытия в мире животных и птиц. 
«Календарь природы», «Кладовая солнца», «Корабельная чаща» посвящены описанию лесов Севера и средней России со всеми населяющими их зверями, птицами, насекомыми и рыбами, мельчайшими приметами всех времен года. Своеобразие Пришвина в том, что он не ограничивается простым и точным воспроизведением природы, а проникает в нее лирически, сравнивает свой внутренний мир с миром, окружающим его. Каждое знакомство писателя со зверем, птицей – это всегда открытие. Пришвин начисто отрицает абстрактный, схематичный подход к явлениям природы и требует индивидуализации и характера в каждом образе, взятом из мира природы. Для него ни одна птица не похожа на другую, ни один зверь, ни один жук. 
В «Кладовой солнца», «Календаре природы», «Корабельной чаще» мы встречаем наименования 34 животных и 50 птиц. Вся лексика со значением животных и птиц образует лексико-семантическое поле «ЖИВОТНЫЕ», которое имеет сложную структуру и состоит из 7 микрополей: «Млекопитающие», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Паукообразные». Некоторые микрополя, а именно «Млекопитающие», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», в свою очередь состоят из микрогрупп и подгрупп. 
При описании животных Пришвин обращает внимание на их внешний вид, способ передвижения, место обитания, образ жизни, повадки и состояние, а также издаваемые ими звуки, для описания которых использует разнообразные языковые и художественные средства. 
При описании внешнего вида животных и птиц писатель употребляет следующие языковые и художественные средства: определения – прилагательные – преимущественно со значением размера, цвета, формы; имена существительные, являющиеся названиями животных и птиц, а также обозначающие части тела животных; диалектные слова; профессиональные слова; сравнения; метафоры (по сходству формы, цвета, размера); оксюморон. 
Для характеристики способа передвижения животных и птиц Пришвин использует такие языковые и художественные средства, как глаголы, отглагольные существительные со значением движения, наречия, устойчивые сочетания, метафоры, сравнения.  
Для описания места обитания животных и птиц Пришвин употребляет имена существительные со значением места, прилагательные, указывающие на материал, размер, диалектные слова, метафоры. 
Для изображения образа жизни и состояния животных и птиц Пришвин использует глаголы со значением состояния, движения, наречия, метафоры (по сходству действий, поведения животных, птиц и человека). 
Для описания способа питания животных и птиц, употребляются имена существительные, обозначающие виды птиц. 
Чтобы передать характер звучания голоса животных и птиц, Пришвин использует глаголы и существительные со значением мысли – речи, звукоподражания, развернутые метафоры, показывающие образ мыслей животных (путем уподобления человеку, с которым представители животного мира ведут диалоги). 
Это позволяет писателю создавать яркие, живые, запоминающиеся образы животных и птиц, передавать тонкие смысловые оттенки, изображать динамичные картины жизни природы и человека. Вся жизнь животных и птиц раскрывается Пришвиным в непрестанном сопоставлении и взаимоотношении ее с жизнью человеческой. Этим объясняется обилие красочных метафор, используемых писателем для описания общения животных и птиц друг с другом и с человеком и открывающих все новые и новые черты характера и поведения представителей животного мира. Метафоры позволяют наделять животных и птиц особенностями внутреннего мира человека, способностью мыслить, сопережевать, говорить. Диалоги, которые ведут животные и птицы, при помощи средств человеческого языка, передают их мысли, особенности поведения и сближают животных и птиц с человеком. 
Язык Пришвина – народный язык. При описании животных и птиц писатель опирается не на научные описания, а на опыт народа, больше используя живое народное слово или профессиональную охотничью лексику. Образная конкретность слова – главное достоинство языка Пришвина. Каждое слово воспроизводит описываемых животных и птиц в главных их отличительных признаках, которые писатель отмечает в непосредственных наблюдениях. 
Книги писателя учат нас бережному и творческому отношению к природе, умению разбираться в ее гармонии, сложных закономерностях развития. Они вооружают нас знаниями, которые нужны сегодня – в век величайших научно-технических открытий, которые обогащают наши представления о мире животных, воспитывают чувство бережного отношения к окружающей живой среде, способствуют формированию личности гражданина, умеющие смотреть в будущее и разумно строить свои отношения со всей биосферой. 
 
    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Пришвин М.М. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1956, 1957. Т. 2, 5.

2. Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8 т. М.: Художественная литература, 1984. Т. 

3. Пришвин М.М. Дневники. М.: Правда, 1990.

4. Михаил Пришвин. Творить  будущий мир. М.: Молодая гвардия, 1989.

5. Пришвина В.Д. Круг  жизни. М.: Художественная литература, 1981.

 

 

 


Информация о работе Жизнь и творчество поэта М.М.Пришвина