Абсолютный идеализм Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:30, реферат

Описание работы

Ныне, вряд ли кто-то будет оспаривать, что произведения философов удаленной от нас исторической эпохи воспроизвести в полном объеме таковым, какими они были созданы невозможно. Часть трудов просто исчезла в глубине времени, часть просто потеряла свою актуальность многие годы назад. Но любой крупный философ всегда оставит что-то, что будет полезно не только его поколению, но и все последующим. В тоже время отыскать эти крупинки знаний не всегда просто.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Ныне, вряд ли кто-то будет  оспаривать, что произведения философов  удаленной от нас исторической эпохи  воспроизвести в полном объеме таковым, какими они были созданы невозможно. Часть трудов просто исчезла в  глубине времени, часть просто потеряла свою актуальность многие годы назад. Но любой крупный философ всегда оставит что-то, что будет полезно  не только его поколению, но и все  последующим. В тоже время отыскать эти крупинки знаний не всегда просто. Если даже оставить в стороне случаи явной недобросовестности и фальсификации по отношению к философскому наследию Гегеля, нельзя не признать, что вся последующая человеческая философская мысль, за исключением, может быть, небольшого числа правоверных гегельянцев, полагавших, что только они понимают систему учителя целиком, только и занималась, что отрывала кусочки от его учения, выборочно и по частям принимая и опровергая положения гегелевской философии, делая это односторонне, фрагментарно и неадекватно. Я считаю так: или принимаешь философское учение целиком, либо целиком его отвергаешь, но так к сожалению в истории философской мысли не бывает. Всего лишь одна иллюстрация. В нашем веке наиболее цитируемым стал отрывок из введения к «Философии истории», где Гегель обратил внимание на индивидуальность, неповторимость исторического состояния и обстоятельств каждой эпохи. Причины того, что именно этот отрывок был удостоен внимания общественности прост - это наиболее соответствовало духу после гегелевского историзма, поставившего во главу угла принцип уникальности, несравнимости исторических состояний и непреложности к ним каких бы то ни было общеисторических масштабов оценки. Не надо доказывать всю ошибочность этого положения. Обобщения в истории зачастую не только полезны, но и просто необходимы. Однако, все забыли, что в тексте Гегеля указанное замечание сформулировано по вполне конкретному поводу в связи с критикой прагматической историографии, и он вряд ли согласился бы со столь широкой интерпретацией этого положения.

 

            

 

                                                                                                                                                              

  1. Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее». Как видно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основ тельной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает  ряд ошибочных положений, содержавшихся  в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории  познания, вне реального ее применения как бесплодную схоластическую.

Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта  и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь  же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем  и сущность.

Исходя из диалектического  положения о единстве сущности и  явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в  себе»; в природе вещей нет  никаких непреодолимых преград  для познания. «Скрытая сущность вселенной  не обладает в себе силой, которая  была бы в состоянии оказать сопротивление  дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства  и глубины своей природы и  дать ему наслаждаться ими».

Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического  мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом, Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический  порок своих ближайших предшественников: для него, также как и для  других идеалистов, природа является производным от сверх природного духа. Именно поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем, которые были поставлены предшественниками его собственной философии.

Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться  как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а  материя также не выводима из человеческого  сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля.

Гегель отвергает утверждение  Шеллинга о том, что первоначало  должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и  различие - диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.

Мышление, утверждает Гегель, «отчуждает» свое бытие в виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего  мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум  не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум  рассматриваются Гегелем как  независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человек, всемирной истории. Гегель стремится  доказать, что мышление, как субстанциональная  сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

Стремясь последовательно  провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как  непрерывно развивающийся процесс  познания, восходящий от одной ступени  к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего  мирового процесса. В этом смысл  известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего  существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития «абсолютной  идеи» составляет «абсолютный дух» - человечество, человеческая история.

Мышление по сравнению  с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще  нет (будущее). Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как  ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно. Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого  диалектического единства рационального  и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно  не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают свое собственное  содержание и познание оказывается  самосознанием духа. В конечном итоге  Гегель приходит к фантастическому  выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего  абсолютного, вне человека существующего  мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое  совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской  философии: все действительное разумно, все разумное действительно.

Мышление отражает объективную  реальность, и, поскольку оно правильно  ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет  отражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективную  реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром  явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности, и называется им «абсолютной идеей», с одной стороны, наполняется  совершенно реальным природным и  историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.

Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно  обожествляет и понятие. Оно, по его  учению, «есть начало всякой жизни» и представляет собой «бесконечную творческую форму, которая заключает  внутри себя всю полноту всякого  содержания и служит вместе с тем его источником». Выступая против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения объективной действительности, Гегель ставит с ног на голову действительное отношение между мышлением и бытием: не мышление, говорит он, отражает бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.

Итак, исходный пункт гегелевской  философской системы - идеалистическое  отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к  истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как  развитие самой действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством Бога и тем самым  самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Логика  Гегеля

Основные части философской  системы Гегеля - логика, философия  природы и философия духа, к  которой непосредственно примыкают  философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история  философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания.

Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Поэтому  в гегелевской «Науке логики»  кроме обычных для логики вопросов и понятий, суждений, умозаключений  рассматриваются такие вопросы, которыми формальная логика никогда  не занималась: вопросы о закономерностях  самой действительности, о превращении  количественных изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т. д.

Гегелевская постановка вопроса  о диалектической логике носит идеалистический  характер, поскольку Гегель отождествляет  законы природы с законами логики, мышления. Нельзя согласиться с гегелевским  пониманием объективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку о том, что различные  формы мышления по самой своей  структуре аналогичны отношениям и  процессам, имевшим место в объективной  действительности.

Понятия, по Гегелю, находятся  в непрерывном движении, переходят, «переливаются» друг в друга, изменяются. развиваются, превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве различные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаются путем скачка, перерыва непрерывности.

Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаимосвязи и движении понятий косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые вопреки  учению Гегеля существуют независимо от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «выдумать» диалектику понятий: ее действительным источником была реальная диалектика вещей в природе и  обществе.

Характеризуя сущность как  философскую категорию, Гегель указывает, что к ней следует отнести  и то, что отличает явления друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Но в противоположность  метафизике Гегель утверждает, что  тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности. Говоря о тождестве, мы имеем в виду различия, говоря о различии, предполагаем тождество.

Гегель противопоставляет  метафизическому представлению  об абстрактном, исключающим различия тождестве диалектическое представление  о конкретном тождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождества предполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятие конкретного тождеств, напротив, указывает на то, что каждое явление изменяется, т.е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а переходит в другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание, зародыш будущего.

Информация о работе Абсолютный идеализм Гегеля