Анализ работ И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.) - немецкий философ и ученый, основоположник классического немецкого идеализма. Родился в Кёнигсберге (ныне Калининград) в семье ремесленника. Наречен в честь святого Иммануила, в переводе это библейское имя означает "с нами Бог". Всю жизнь прожил в Кенигсберге. Из одиннадцати братьев и сестер Кант был четвертым; у него было три брата и семь сестер. Шестеро из одиннадцати умерли в раннем детстве.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Анализ философского труда «Критика чистого разума»…………………….6
2. Анализ других работ И. Канта……. …………………………………….……9
Заключение……………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

REFERAT.docx

— 39.15 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Анализ философского  труда «Критика чистого разума»…………………….6

2. Анализ других работ И. Канта……. …………………………………….……9

Заключение……………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.) - немецкий философ и ученый, основоположник классического немецкого идеализма. Родился в Кёнигсберге (ныне Калининград) в семье ремесленника. Наречен в честь святого Иммануила, в переводе это библейское имя означает "с нами Бог". Всю жизнь прожил в Кенигсберге. Из одиннадцати братьев и сестер Кант был четвертым; у него было три брата и семь сестер. Шестеро из одиннадцати умерли в раннем детстве.

С раннего детства Кант отличался  слабым здоровьем, природной робостью и значительной рассеянностью. Кант походил на мать характером и телосложением; от нее он унаследовал впалую слабую грудь. В детстве он, как и большая  часть детей хилых, слабогрудых  и малокровных, не отличался особенной  храбростью. Победив в себе природную  робость, зависевшую от деликатности его  нервной организации, Кант не сумел  в такой же степени отделаться от застенчивости. Это его качество изгладилось лишь в самых зрелых летах, перейдя постепенно в скромность, отличавшую Канта даже в то время, когда он был на верху своей  славы.

С 8 до 16 лет посещал местную пиетистскую школу. Там его выдающийся интеллект и сильная жажда знаний встретили сильное сопротивление в виде бесконечных религиозных наставлений. Неприязнь к формальной религиозности осталась у него до конца его дней (повзрослев, он никогда не посещал церковь).

В 1737 г. умирает мать Канта. Потеря эта была для него чрезвычайно  чувствительна. До глубокой старости Кант не мог говорить без признаков  сильного душевного волнения о подробностях смерти своей матери, которая умерла, как жила, став жертвою любви к  ближнему.

Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1744 г. поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца 24 марта 1746 г. завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем.

В 1755 г. Кант наконец-то получает ученую степень в университете Кенигсберга. Начались сорок лет преподавательской  деятельности.

В 1755 г. Кант становится приват-доцентом (младшим преподавателем) в университете и читает лекции по математике, философии, антропологии и физической географии.

С 1770 года принято вести  отсчет "критического" периода  в творчестве Канта. В возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

Творчество Канта делят  на 2 периода: докритический и критический. Первую работу кант написал в 47 лет.

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию  одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние  на дальнейшее развитие мировой философской  мысли:

·«Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)

·«Критика практического  разума» (1788) - этика

·«Критика способности суждения» (1790) - эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей даже среди  пунктуальных немцев и вызвала к  жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говорят, что когда  он хотел иметь жену, он не мог  её содержать, а когда уже мог - то не хотел…

Достигнув семидесятипятилетнего  возраста, Кант стал быстро слабеть. Сначала  физические, затем и умственные силы все более оставляли его. Еще  в 1797 году Кант прекратил чтение всяких лекций; с 1798 года он не принимал более  ничьих приглашений и у себя дома принимал лишь самых близких друзей. С 1799 года он вынужден был отказаться даже от прогулок. В октябре 1803 года с Кантом произошел припадок. С  тех пор силы его быстро упадали, он не мог более подписывать своего имени, забывал самые обыкновенные слова. 12 февраля 1804 года Кант тихо скончался. Последние слова его были: «Это хорошо».

Иммануил Кант похоронен в соборе Кёнигсберга.

Перечень произведений Иммануила Канта

- «Всеобщая естественная  история и теория неба»

- «Новое освещение первых  принципов метафизического познания»

- «Опыт об оптимизме»

- «Исследования о степени  ясности принципов естественной  теологии и морали»

- «Наблюдения над чувством  прекрасного и возвышенного»

- «Грезы духовидца»

- «Сновидения духовидца»

- «Критика чистого разума».  Работа состоит из Введения  и двух книг («Трансцендентальное  учение о началах» и «Трансцендентальное  учение о методе»).

Первая делится на 2 раздела: «Трансцендентальная эстетика»  и «Трансцендентальная логика».

- «Пролегомены ко всякой  будущей метафизике, могущей появиться  как наука»

- «Основы метафизики нравственности»

- «Критика практического  разума»

- «Критика способности  суждения»

- «О возвышенном»

- «Религия в границах  чистого разума»

- «Религия в пределах  только разума»

- «К вечному миру»

- «Метафизика нравов»

- «Антропология с прагматической  точки зрения»

- «Спор между факультетами»

 

  1. Основной труд Иммануила Канта «Критика чистого разума»

В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появился ряд фундаментальных  философских работ, одной из которых  была «Критика чистого разума». Философские  воззрения Канта существенно  менялись по мере его духовного развития. Отвергая догматически прием познания, Кант считал, что вместо него нужно  взять за основу иной - метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении  общей человеческой способности  познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его  границы. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш  разум, предписывает законы природе. В  принципиальной ограниченности человеческого  познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен  абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

И. Кант осуществляет своеобразный переворот в философии и закладывает  основы понимания философии как  особого рода науки. Пытаясь обосновать новую теорию познания, он выступает  с критикой предшествующих эмпирических теорий XVII - XVIII вв., трактующих познание как некий слепок с бытия. Кант переводит проблему в иную плоскость  и фактически задает гносеологическое направление в философии, которое  рассматривает процесс познания как субъектно-объектное отношение. 

Познающий субъект - это не конкретный индивид, а некое абстрактное представление, концентрирующее в себе лишь познавательные способности человека и источники его знания. Совокупность указанных способностей, которые существуют в сознании человека, помогают ему упорядочивать окружающий мир с помощью априорных форм чувственности и разума. Это не значит, что человек не имеет индивидуальных, личностных характеристик, но они не должны играть ведущей роли в процессе познания.  
Субъект чувственным образом воспринимает воздействие на него некой вещи, предмета или явления. Это порождает многообразие ощущений, которые упорядочиваются с помощью априорных форм созерцания. Но на этом этапе знание остается субъективным. Далее в дело вступает рассудок, который облекает имеющиеся знания в форму понятий, то есть, выявляя в них нечто общее. Поэтому, в конечном счете, лишь познающий субъект, объединяющий восприятие и рассудок, создает единство, которое можно считать знанием. 

Первая формулировка принципов  «критической» философии, охватывавшая лишь сферу гносеологии, содержится в диссертации Канта «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770). Замысел системы «критической» философии сложился у Канта в начале 1772 г., когда в письме к рецензенту диссертации он сообщил о намерении обстоятельно разработать ее принципы в отношении природы «и теоретического и практического познания», осветив это в сочинении под примерным названием «Границы чувственности и разума». В четырех частях названного сочинения, мыслившегося в целом как «критика чистого разума», Кант намеревался трактовать «феноменологию вообще», «метафизику, а именно о ее природе и методе», «общие принципы чувства, вкуса и чувственного желания», «первые основания нравственности». Кант полагал, что первый из названных разделов он сумеет опубликовать отдельной работой в течение ближайших трех месяцев, однако в действительности ему понадобилось еще около десяти лет напряженного труда, прежде чем он смог закончить сочинение (в существенно измененном виде), озаглавленное «Критика чистого разума» (1781). Работа над последующими разделами «критической» философии потребовала еще девяти с лишним лет, завершившись публикацией «Критики способности суждения» (1790).  
Следует отметить, что понятие «критика» в системе «критической» философии Канта весьма многозначно, что определяется многообразием отвергаемых им философских воззрений, хотя и имеющих, по его мнению, общий знаменатель - «догматизм». Кант называл «догматизмом» притязания так называемого чистого разума «продвигаться вперед при помощи одного только чистого познания из понятий (философских) согласно принципам, давно уже применяемым разумом, не осведомляясь о правах разума на эти принципы и о способе, каким он дошел до них». Более обобщенно, «догматизм» в понимании Канта «есть догматический метод чистого разума без предварительной критики способности самого чистого разума».  
Чистый разум есть такая обособленная и внутри себя самой настолько солидарная сфера, что нельзя тронуть ни одной ее части, не коснувшись всех прочих, и нельзя ничего достигнуть, не определивши сначала для каждой части ее места и ее влияния на другие; действительно, так как нет ничего вне чистого разума, чтобы могло руководить нашим суждением, то значение и употребление каждого его элемента зависит от того отношения, в котором он находится к прочим элементам в самом разуме. 

О такой критике можно  сказать, что она никогда не достоверна, если не довершена вполне и до малейших элементов чистого разума, и что  в этой сфере нужно определять и выводить или уже все, или  уже ничего.  
Задача «Критики чистого разума» заключается в исследовании правоты трех наук, что, в свою очередь, выполняется в соответствии с психологической классификацией. Противоположность между чувственностью и мышлением порождает деление трансцендентального «элементарного учения» на трансцендентальную эстетику и трансцендентальную логику, при этом предметом первой является критика математики. Вторая, сообразно с тем, что мышление в качестве рассудка стремится найти рациональное познание чувственного мира, а в качестве разума желает, напротив, достигнуть познания мира сверхчувственного, разделяется на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику так, что на долю первой выпадает критика чистого естествознания, а последней - критика метафизики. 

Если для Канта рассудок - законодатель природы, а природа - всего лишь совокупность представлений, закономерно связанных друг с  другом, то для материалистов - природа  источник научных знаний, а научное  знание есть отражение объективной  реальности, достигаемое в познавательной деятельности. 

Продолжая следовать за философскими построениями Канта, следует отметить, что с его точки зрения и  чистое, априорное естествознание возможно, как возможна и математика. Оно  возможно потому, что его понятиям соответствуют чувственные образы обнаруживающих себя материальных вещей. Априорные формы рассудка лежат  в основе синтеза чувственных  данных в опыт. Они дают опытному познанию предметность и делают опытное  знание достоверным, всеобщим и необходимым. 

По названию труда можно  было бы заключить, что Кант исследует  одну познавательную способность. Но это  не так: он выделяет две такие способности: чувственность и мышление. В свою очередь, чувственность, или чувственное  познание, состоит из двух компонентов: формы и содержания, а мышление делится на рассудок и разум. Этими  делениями и определяется общая  структура «Критики». 

Наиболее общие ее разделы: «Трансцендентальное учение о началах» и «Трансцендентальное учение о методе». Названные познавательные способности исследуются в первом разделе, а именно: чувственность - в первой части, которая называется «Трансцендентальная эстетика». Мышление - предмет«Трансцендентальной логики», второй части. Наконец, логика подразделяется на учение о рассудке - аналитику и учение о разуме - диалектику. 

Все учение о началах последовательно  раскрывает структуру и процесс  познания. Познание есть соединение рассудка с чувственными объектами-явлениями. Рассудок как мыслительная способность состоит из категорий - форм мышления. Такое применение мышления к явлениям дает знание, а совокупность знаний есть опыт, опытное, или эмпирическое, познание.  
Опыт ограничен, человек хочет знать больше, чем дает опыт. Его интересует, каков мир в целом, конечен ли он или бесконечен в пространстве и во времени, простая или сложная субстанция человеческая душа, существует ли Бог и т. п. Все это вещи в себе, так как они не даются ни в каком опыте. Поэтому и знание о них - только видимость. Признаком ее являются противоречия, в которые запутывается мышление, когда оно покидает пределы опыта. Систему этих противоречий И.Кант назвал «трансцендентальной диалектикой». 

Термин «трансцендентальный» происходит от слова transcendens, что значит выход, выхождение за пределы чего-нибудь. У Канта наличны два таких выхода. Первый по ту сторону опыта, в мир вещей в себе. Вещи в себе недостижимы, непознаваемы, трансцендентны для познания. Но есть и второй выход - по эту сторону опыта, в познавательные способности самого субъекта. Это - формы созерцания и формы рассудка, которые предшествуют опыту, обусловливают его возможность. «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией».  Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой, причем это добавление мы отличаем от основного чувственного материала лишь тогда, когда продолжительное упражнение обращает на него наше внимание и делает нас способными к обособлению его. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его отражением, копией вещей. То, чем вещь является для нас (феномен), принципиально отличается от того, что она представляет сама по себе (ноумен). 

Информация о работе Анализ работ И. Канта