Анализ "Соперников" Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:20, доклад

Описание работы

Сократ пришел в школу грамматиста Диописия и разговорился с учениками, соперничающими между собой, о том, является ли философия результатом мпогознания, или в ней присутствует рассудительность, связанная с благом. Этот диалог имеет в рукописях два варианта заголовка — «'AvTeQacrraU и «'Едаатаі» и соответственно переводится либо как «Соперники», либо как «Любовпики». Первый заголовок приводит Диоген Лаэрций с подзаголовком «О философии» (III 59). Второй сохранил биограф Платона Олимпиодор (см. его «Жизнь Платона» — Диоген Лаэрций, с. 446).

Файлы: 1 файл

Анализ соперников.docx

— 22.92 Кб (Скачать файл)

СОПЕРНИКИ

 Сократ пришел  в школу грамматиста Диописия и разговорился с учениками, соперничающими между собой, о том, является ли философия результатом мпогознания, или в ней присутствует рассудительность, связанная с благом. Этот диалог имеет в рукописях два варианта заголовка — «'AvTeQacrraU и «'Едаатаі» и соответственно переводится либо как «Соперники», либо как «Любовпики». Первый заголовок приводит Диоген Лаэрций с подзаголовком «О философии» (III 59). Второй сохранил биограф Платона Олимпиодор (см. его «Жизнь Платона» — Диоген Лаэрций, с. 446). Издапия Барнета и Гер- манна принимают заголовок «'Ефаатаї», который дошел в более старых кодексах. Тем не менее переводчик предпочел название «Соперники», исходя из содержания диалога: в разгоревшейся дискуссии о философии спорщиков охватывает дух соперничества, между ними начинается состязание. Заголовок же «Любовники» уводит читателя от сути диалога. То, что спорщики влюблены друг в друга, не является здесь главным.  
Текст заново сверен И. И. Маханьковым.

            1. Дионисий-грамматист, в школе которого обучался Платон, по свидетельству Диогена Лаэрция (III 4, хотя этот последний сам ссылается на диалог «Соперники»), а также Олимпиодора, биографа Платона (см.: Диоген Лаэрций, с. 446). —593.
            2. Анаксагор — древнегреческий философ V в.

(см.: т. 1, Апология  Сократа, прим. 27). Энопид Хиосский — древнегреческий астроном, современник Анаксагора. Астрономии и геометрии обучался во время своего пребывания в Египте. Энопид установил в Олимпии медную доску, на которой обозначал движение пебесных светил в течение 59 лет (Элиан. Пестрые рассказы X 7). Идеи натурфилософов были весьма популярны среди молодежи; этому способствовало и широкое распространение их сочинений, в частности Анаксагора (см., напр.: Апология Сократа 26de).—593.

            1. Т. е. беседа ведется об астрономии.— 593.
            2. Музыка и гимнастика здесь противопоставляются как связанные соответственно с воспитанием души или тела, из которых первое предпочтительнее. Однако идеальный человек, обладающий калокага- тией, должен быть развит всесторонне. Сам Платон, как сообщает его биограф Олимпиодор, обучался пе только словесности, музыке, грамматике, живописи, но и гимпастике у известного преподавателя (Диоген Лаэрций, с. 446). В диалоге «Протагор» (326а — с) музыка приучает душу мальчиков к гармонии и чуткости, а гимнастика содействует правильному мышлению. О связи гимнастики и мусиче- ского воспитания см.: т. 1, Критоп, прим. 13; о гимнастике — т. 2, Пир, прим. 50. Идеи Платона о благотворном влиянии доброй души на тело созвучны следующему эамечапию Демокрита: «Людям следует больше заботиться о душе, чем о теле, ибо совершенство души исправляет недостатки тела, телесная же сила без рассудка нисколько не улучшает душу» (68 В 187 Diels= 384 Маковельский).

—593.

            1. Fr. 22 Diehl. Эта строка из элегии Солона встречается также в диалоге Платона «Лахет».— .594.
            2. Многознание (лоХицаОїа), т. е. знание множества фактов или разнородных сведений, пе считалось в античной философии неоспоримым благом. Так, Анаксарх (72 В 1 Diels) полагал, что мпогознание приносит то пользу, то вред, Гераклит сравнивал многознание с обманом (xaxoxexvla). См. также: т. 1, Алкивиад II, прим. 12. — 594.
            3. В разговоре устанавливается своего рода пропорция — любовь к мудрости (фіХоаофіа): многознание (лоХицаОїа), любовь к гимнастике (фіХо^ицуаатіа): многоделанье (лоАдзлоу'іа), причем это соотношение основано не только на смысле терминов, но и на словесной игре и даже на обыгрывании звуковых форм. В дальнейшем Сократ докажет вред многоделанья для тела, сделав вывод о вреде многознания для философии, т. е. придет к выводу, характерному для классической античности с ее впутрепне-сущностным, а не внешне-формальным подходом к предмету.— 595.
            4. См.: т. 1, Менексен, прим. 50. — 596.
            5. См.: Письма XIII, прим. 9.-597.
            6. См.: т. 1, Евтидем, прим. 6. — 597.
            7. Сравнение философа с многоборцем встречаем и у Диогена Лаэрция: Демокрит, пишет он, «и в самом деле был пятиборцем в философии, так как занимался и физикой, и этикой, и математикой, и всем кругом знаний, и даже в искусствах был всесторонне опытен» (IX 37). Здесь же Диоген пишет: «Если диалог «Соперники» принадлежит Платону, как говорит Фрасилл, то именно Демокрит есть тот безымянный собеседник, который наряду с Энопидом и Анаксагором участвует в беседе с Сократом о философии и которому Сократ говорит, что философ подобен пятиборцу» (IX 37). См. также прим. 10. — 598.
            8. В «Гиппии Большем», рассуждая о прекраспом, Платон приходит к выводу, что «прекрасное есть и пригодное, и способное сделать нечто для блага», тем самым оно равнозпачно полезному. Таким образом, продолжает он, прекрасные тела, и прекрасные установления, и мудрость — все это прекрасно потому, что полезно. Итак, прекрасное есть полезное, а полезное — это то, что творит благо (296de). См. также о терминах «полезное» (xQrjaip.ov) и «пригодное» ((ОфєХі|іАОу): т. 1, Гиппий Больший, прим. 31. — 599.
            9. См.: т. 1, Хармид 164deи прим. 32.—601.
            10. См.: т. 1, Алкивиад I, прим. 46. — 601.
            11. С этого места начинается заключительная часть диалога, где Сократ доказывает, что философу нужно не многознайство, а справедливость и рассудительность. —601.
            12. См.: т. 1, Феаг, прим. 16. См. также: Гиппарх, прим. Ъ. — 601.

нужно раскрыть цитату и ответить на вопросы"В диалоге Платона «Соперники в любви» , главный герой которого – Сократ, его собеседник определяет философию как многоученость. «Сдается мне, – отвечает Сократ, – ты подразумеваешь нечто похожее на то, как в состязаниях пятиборцы относятся к бегунам или борцам. Ведь пятиборцы уступают им награды и занимают вторые места, зато среди остальных атлетов они первые победители. Скорее всего, ты и тут, в философии, разумеешь, что занятия ею вырабатывают подобный навык: в понимании тех или иных искусств первое место уступить, но, сохраняя везде второе место, опережать прочих, и таким образом муж, приобщившийся к философии, во всем остается каким-то недомерком.  
– Я нахожу, Сократ, что ты прекрасно понял мою мысль, когда изобразил философа пятиборцем. Ведь он точь-в-точь таков, ибо ни одному делу не служит рабски, никогда в усердии не доходит до крохоборства, чтобы, как это бывает с ремесленником, в заботах о чем-то одном отстать от всего другого, – нет, философ от всех искусств берет в меру» .  
 
Насколько верен образ философа-«пятиборца» , нарисованный собеседником Сократа? «Есть ли нам какая польза от этих недомерков» (как спрашивает Сократ)? "

 

здесь о ступени меж  многознанием и многоумностью..  
 
многознание-свойство ищущего ума..подтверждаемое практикой,ссылкой на авторитеты..НО всегда в границах*(Мыслителя,ума-Манаса) познаваемого(!)  
многоумность-"качества-аспекты" Разума,к которому Мыслитель(усилиями!!) "выстроил мост" и получает знания "из-за горизонта", проверить которые нет никакой возможности(кроме,естественно,опыта самого Мыслителя,"ставшего" Махатом*)..(и) таковой никогда не будет на первых ролях..если только в "его среде" нуждаются в(его) помощи и  
"атмосфера государства творческая"*  
( *Сенека "О досуге мудреца"..Эпикур "Главные мысли","К Пифоклу"..Зенон "О государстве"..и тд,и тп)  
...  
Махат(санскр.).Буквально,"Великий".  
Первый принцип Всемирного Разума и Сознания;  
..создатель МАНАСА,мыслящего принципа,и АХАНКАРЫ,ЭГОТИИ или чувства "я есмь я (в низшем манасе)  
 
Теософский словарь  
Философская энциклопедия


Информация о работе Анализ "Соперников" Сократа