Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:31, контрольная работа
Это философия древних греков и римлян, зародившаяся в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовавшая до V века нашей эры. Формально датой её завершения считают 529 год, когда римский император Юстиниан закрыл Платоновскую Академию - последнюю философскую школу античности.
Античная философия
Это философия
древних греков и римлян, зародившаяся
в VI веке до нашей эры в Греции
и просуществовавшая до V века нашей
эры. Формально датой её завершения
считают 529 год, когда римский император
Юстиниан закрыл Платоновскую Академию
- последнюю философскую школу
античности.
Возникновение и формирование античной
философии шло в русле общественной жизни,
в рамках определения отношения человека
к миру. Оно осуществлялось через критику
антропоморфизма мифологии, через создание
категориального каркаса мыслительного
процесса. В поисках первоначала мира
и его осмысления философы античного мира
выходят на уровень таких абстрактных
понятий, как хаос и космос, материя и идея,
душа и ум.
Если хаос воспринимался как бесформенное,
неопределенное состояние мира, его первоначало,
то под космосом подразумевалось упорядоченное,
целостное понимание мира. А вся жизнь
природы, человека и общества представлялась
как движение от хаоса к космосу. Для описания
этого движения в греческой философии
были созданы понятия "материи" и
"идеи": под материей понималась некая
потенция, а идея воспринималась как формообразующий
принцип, как космическое творчество.
Материя и идея ассоциировались с определенным
веществом, что было вполне нормально
для античного мира с его пассивно-созерцательным
восприятием действительности. Познание
мира ограничивалось внешней, феноменальной
стороной природных явлений и фактов.
Материя и идея соотносились как страдательное
и деятельное начала и в своем единстве
обеспечивали многообразие предметной
реальности мира как чувственно-материального
космоса.
Основные
категории античной
философии
Космос
Абсолютный объект античной философии,
существовавший всегда, ни от кого не зависящий,
являющийся причиной самого себя и воспринимающийся
как чувственный.
Материя
Пассивное начало космоса, потенция любых
явлений действительности.
Идея
Активное начало космоса, формообразующий
принцип бытия.
Душа
Это то, что связывает материю и идею.
Ум
Целесообразная заданность мира, орган
управления им.
Судьба
Непостижимая человеком предопределенность
событий и поступков.
Источники.
Античная
философская литература сохранилась
в общем плохо. Все труды философов
первого периода погибли, от них
уцелели лишь фрагменты, и то благодаря
тому, что они приводились в
трудах тех более поздних античных
авторов, которым удалось пробиться
сквозь тьму веков. Труды большинства
философов второго периода
Это прежде всего Платон и Аристотель. В “Метафизике” Аристотеля содержится первый очерк истории античной философии, правда, лишь в одном аспекте—в аспекте аристотелевского учения о первопричинах. Мысли Платона и Аристотеля следует скорее относить к логической, чем к эмпирической концепции истории философии. Начало подлинной доксографии можно найти, пожалуй, у Теофраста, ученика Аристотеля, который описывает учения философов по проблемам в своем труде “Мнения физиков”, дошедшем до нас в его небольшой части. Причем в отличие от Аристотеля Теофраст не подгонял историко-философский материал к своей концепции.
Хотя труд Теофраста не дошел до нас целиком, он был использован такими поздними античными авторами, как Псевдо-Плутарх, Арий Дидим, Филодем, Цицерон, Александр Афродисийскйй, Симпликий, Ипполит, Сотион, Диоген Лаэрций и др. В конце 2 в. до н. э. неизвестный автор сделал извлечение (эпитомэ) из труда Теофраста. Оно тоже погибло, но прежде успело стать основой для труда другого неизвестного стоика середины 1 в. до н. э. Этот труд получил условное название “Ветуста пла-цпта”—“Древние изречения”. На него опирались Цицерон, Фи-лон, Филопон, Аэций, Макробий, Аммиан, автор “Гомеровских аллегорий”, Цельс, Варон, Энесидем, Тертуллиан и др. В свою очередь на Аэция опирались Стобей, Теодорит, Немесий, Псевдо-Плутарх—автор работы “Плацита”. А эта работа послужила источником для Евсевия, Псевдо-Галена, Афенагора, Ахилла, Кирилла, аль Харастани.
Большой
самостоятельный источник по философам
первого периода—работы Секста-Эмпирика
(II—III вв.). Имеют значение и сочинения
некоторых раннехристианских
Имея дело с доксографическим материалом, следует учитывать, что смысл терминов со временем изменялся. Уже Аристотель не всегда правильно понимал некоторые термины более ранних античных философов.
Материализм в античности
Материализм
(лат. materialis - вещественный) – научное
философское направление, противоположное
идеализму. Различают материализм
как стихийную уверенность всех
людей в объективном
Милетская
школа
Будучи центром ремесла и торговли, греческие поселения (полисы) постепенно развились большие культурные центры. Одним из таких центров был Милет – город в котором возникла первая философская школа. С конца VII до конца VI в. До н.э. здесь жили три первых философа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Выгодное географическое положение и территориальная близость к культурным центрам Ближнего Востока позволила милетским мыслителям раньше, чем это удалось другим философам Греции, встретиться с естественнонаучными ценностями Египта и других культурных стран Азии. Дополняя их сведениями, полученными из мифологии, науки и собственного опыта, они достаточно четко осознали существование мира как единого целого, упорядоченного, гармоничного и доступного пониманию человеческим разумом. Глубина и последовательность мышления, отличавшая первых натурфилософов означали значительный шаг в
формировании целостного представления о мире. Впервые сознательно был
поставлен вопрос об основных принципах мирового устройства, о первоначалах, определяющих изменение действительности.
Фалес
Фалес (ок. 625 – ок. 547 г. г. до н. э.) Фалес (около 624 - 547 гг. до н.э.) – первый математик и физик Ионии, основатель милетской школы. И не только поставил, но и с определенной точки зрения его решил, поскольку рассматривал реальность с промежуточной позиции, как совокупность противоположных начал, как "сгущение" и "разрежение".
Немного известно и о происхождении мыслителя. По утверждению Диогена
Лаэртского: "Фалес был сыном Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, знатнейший, соседи потомков Кадма и Агенора." Пытаясь понять мир Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей.
Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи
состоит мир.
По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом,
которое называется такими именами, как душа и Бог.
Будучи купцом, он много путешествовал, расширяя свои научные знания в самых различных областях человеческой деятельности. Интересовался, в частности, арифметикой, геометрией, астрономией. Знал ряд геометрических решений, касающихся доказательства равенства вертикальных углов, углов при основании равнобедренного треугольника, умел вписать прямоугольный треугольник в круг и др.
Все эти знания Фалес почерпнул в Вавилонии, Финикии, Египте и стремился
упорядочить их в систему. Кроме того, он обучал математике, пытаясь излагать ее в отвлеченной, теоретической форме. В Элладе Фалес ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение, которое по данным современных астрономов произошло 28 мая 585 года до н.э.
Однако, как и вавилоняне и египтяне Фалес не понимал небесных явлений. Он просто опирался на известную ему периодичность.
Еще в античности ему были приписаны следующие сочинения: "О началах", "О солнцестоянии", "О равноденствии", "Морская астрология". Не случайно Фалеса и его последователей, которые с позиции разума первыми занялись изучением единства природы, античные авторы называли физиками или физиологами.
Рассматривая мир как непрерывно изменяющееся целое, Фалес полагает, что он обусловлен различными состояниями одного и того же материального начала, некой субстанции, ее "сгущением" и "разрежением". Это свидетельствует о том, что на вопрос о первопричине, первоначале мира, он дает вполне однозначный и разумный ответ - это отношение противоположностей. Так, зародившись в мифологии, эта идея находит свое воплощение и развитие в науке, становится ядром древнегреческой философии. Фактически, для Фалеса главной точкой зрения - была античная идея справедливости - Дике, благодаря которой весь непрерывный мир осмысливался им с позиции промежуточного. И если, например, в едином процессе рассматривалось отношение между горячей и холодной сторонами, то было отчетливо видно, как эти противоположности постепенно переходят в промежуточное состояние. И так было во всем, с любыми противоположными свойствами или сторонами: белым и
черным, женским и мужским, сгущенным и разреженным и т.п.
Видимо, подобные факты убеждали античных философов в том, что все
противоположности вне зависимости от их качественного содержания
самопроизвольно могут уничтожаться в промежуточное, которое противоречиво постольку, поскольку содержит в себе противоположные начала. И напротив, из промежуточного могут возникать не любые, а только противоположные вещи.
В античности этот вывод был распространен повсеместно и признавался
большинством мыслителей. Поэтому в рукописных источниках на нем, видимо, не акцентировалось внимание. Зато активно осмыслялось другое, И здесь не было единства между философами, а именно: что принимать за первовещество, за субстанцию? Фалес находит, что это вода: все появляется из воды – говорит философ - и в воду все разлагается. При выборе воды решающее значение имело для него ее жидкое состояние (слово "вода" в древних текстах часто заменялось словом "жидкое"). По мнению В.Виндельбанда - известного немецкого историка философии - мысль Фалеса состояла, главным образом, в том, чтобы объявить мировым веществом такое состояние материи, которое делало бы возможным переход в обе стороны - как в твердое, так и в летучее, в виде процесса уплотнения и разрежения.