Античная филослфия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:31, контрольная работа

Описание работы

Это философия древних греков и римлян, зародившаяся в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовавшая до V века нашей эры. Формально датой её завершения считают 529 год, когда римский император Юстиниан закрыл Платоновскую Академию - последнюю философскую школу античности.

Файлы: 1 файл

реферат сделал я.docx

— 44.16 Кб (Скачать файл)

Античная  философия

Это философия  древних греков и римлян, зародившаяся в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовавшая до V века нашей  эры. Формально датой её завершения считают 529 год, когда римский император  Юстиниан закрыл Платоновскую Академию - последнюю философскую школу  античности.  
Возникновение и формирование античной философии шло в русле общественной жизни, в рамках определения отношения человека к миру. Оно осуществлялось через критику антропоморфизма мифологии, через создание категориального каркаса мыслительного процесса. В поисках первоначала мира и его осмысления философы античного мира выходят на уровень таких абстрактных понятий, как хаос и космос, материя и идея, душа и ум.  
Если хаос воспринимался как бесформенное, неопределенное состояние мира, его первоначало, то под космосом подразумевалось упорядоченное, целостное понимание мира. А вся жизнь природы, человека и общества представлялась как движение от хаоса к космосу. Для описания этого движения в греческой философии были созданы понятия "материи" и "идеи": под материей понималась некая потенция, а идея воспринималась как формообразующий принцип, как космическое творчество.  
Материя и идея ассоциировались с определенным веществом, что было вполне нормально для античного мира с его пассивно-созерцательным восприятием действительности. Познание мира ограничивалось внешней, феноменальной стороной природных явлений и фактов. Материя и идея соотносились как страдательное и деятельное начала и в своем единстве обеспечивали многообразие предметной реальности мира как чувственно-материального космоса.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
Основные  категории античной философии  

 
 
Космос  
Абсолютный объект античной философии, существовавший всегда, ни от кого не зависящий, являющийся причиной самого себя и воспринимающийся как чувственный.  
 
Материя  
Пассивное начало космоса, потенция любых явлений действительности.  
 
Идея  
Активное начало космоса, формообразующий принцип бытия.  
 
Душа
 
Это то, что связывает материю и идею.

  
Ум  
Целесообразная заданность мира, орган управления им.

 
Судьба  
Непостижимая человеком предопределенность событий и поступков.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Источники.

Античная  философская литература сохранилась  в общем плохо. Все труды философов  первого периода погибли, от них  уцелели лишь фрагменты, и то благодаря  тому, что они приводились в  трудах тех более поздних античных авторов, которым удалось пробиться  сквозь тьму веков. Труды большинства  философов второго периода также  целиком до нас не дошли. Исключение составляют лишь произведения Платона  и Аристотеля. Такая же картина  наблюдается и в третьем и  в четвертом периодах, однако там  число философских трудов, дошедших до нас целиком, больше. Например, удивительно, что полностью сохранилась философская  поэма античного материалиста Лукреция Кара “О природе вещей”. Поэтому  информация, полученная из вторых рук, составляет большую часть нашей  информации в случае древнеза-падной, как, впрочем, и древневосточной  философии. Но информация, полученная из поздних источников, кишит противоречиями, ошибками и модернизациями. Такая  информация в основном принадлежит  так называемым доксографам, т. е. “оплсывателям  мнений”, неспособным на сколько-нибудь серьезный анализ. Впрочем, имеются  и более надежные источники наших  знаний о древнейшей греческой философии.

Это прежде всего Платон и Аристотель. В “Метафизике” Аристотеля содержится первый очерк  истории античной философии, правда, лишь в одном аспекте—в аспекте  аристотелевского учения о первопричинах. Мысли Платона и Аристотеля следует  скорее относить к логической, чем  к эмпирической концепции истории  философии. Начало подлинной доксографии  можно найти, пожалуй, у Теофраста, ученика Аристотеля, который описывает  учения философов по проблемам в  своем труде “Мнения физиков”, дошедшем до нас в его небольшой  части. Причем в отличие от Аристотеля Теофраст не подгонял историко-философский  материал к своей концепции.

Хотя  труд Теофраста не дошел до нас  целиком, он был использован такими поздними античными авторами, как  Псевдо-Плутарх, Арий Дидим, Филодем, Цицерон, Александр Афродисийскйй, Симпликий, Ипполит, Сотион, Диоген Лаэрций и  др. В конце 2 в. до н. э. неизвестный  автор сделал извлечение (эпитомэ) из труда Теофраста. Оно тоже погибло, но прежде успело стать основой для  труда другого неизвестного стоика середины 1 в. до н. э. Этот труд получил  условное название “Ветуста пла-цпта”—“Древние изречения”. На него опирались Цицерон, Фи-лон, Филопон, Аэций, Макробий, Аммиан, автор “Гомеровских аллегорий”, Цельс, Варон, Энесидем, Тертуллиан и др. В  свою очередь на Аэция опирались  Стобей, Теодорит, Немесий, Псевдо-Плутарх—автор  работы “Плацита”. А эта работа послужила источником для Евсевия, Псевдо-Галена, Афенагора, Ахилла, Кирилла, аль Харастани.

Большой самостоятельный источник по философам  первого периода—работы Секста-Эмпирика (II—III вв.). Имеют значение и сочинения  некоторых раннехристианских писателей II— V вв.—Иринея, Ипполита, Климента, Оригена, Эпнфання, Арно-бия, Августина и др.

Имея  дело с доксографическим материалом, следует учитывать, что смысл  терминов со временем изменялся. Уже  Аристотель не всегда правильно понимал  некоторые термины более ранних античных философов.

 

Материализм в античности

Материализм (лат. materialis - вещественный) – научное  философское направление, противоположное  идеализму. Различают материализм  как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании  внешнего мира и как философское  мировоззрение, представляющее собой  научное углубление и развитие теории зрелости материализма. Философский  материализм утверждает первичность  материального и вторичность  духовного, идеального, что означает извечность, не сотворенность мира, бесконечность его во времени  и пространстве. Считая знание продуктом  материи, материализм рассматривает  его как отражение внешнего мира, утверждая о познаваемости природы. В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев  общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал  росту научного знания, совершенствованию  научных методов, что в свою очередь, оказывало благотворное влияние  на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материалистов  появились вместе с возникновением философии в рабовладельческих  обществах древней Индии, Китае  и Греции – за несколько веков  до н. э. – в связи с прогрессом в области астрономии, математики и другими естественнонаучными  знаниями, а ее достижения были всегда связаны с конкретными философами. Этот период называют досократовским, а философов – досократиками. Исходной точкой развития античной философии  был философский материализм  к нему относится Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит при различиях  между ними, полагали, что все  вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Материализм  в античной философии развивали  Анаксагор, Эмпедокл. Материализм состоит  в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители  стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего  существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древних материалистов  было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Однако внутри этой наивно-материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые в последствии привели  к возникновению идеализма. Раскол на материалистические и идеалистические  направления появились уже у  самых ранних греческих мыслителей. Эти противоречия, превратились во второй половине 5 в до н. э. и в  первой половине 4 в. до н. э. в противоположность  материализма и идеализма.

 

Милетская школа                            

Будучи  центром ремесла и торговли, греческие  поселения (полисы) постепенно развились большие культурные центры. Одним из таких центров был Милет – город в котором возникла первая философская школа. С конца VII до конца VI в. До н.э. здесь жили три первых философа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Выгодное  географическое положение и территориальная  близость к культурным центрам Ближнего Востока позволила милетским мыслителям раньше, чем это удалось другим философам Греции, встретиться с естественнонаучными ценностями Египта и других культурных стран Азии. Дополняя их сведениями, полученными из мифологии, науки и собственного опыта, они достаточно четко осознали существование мира как единого целого, упорядоченного, гармоничного и доступного пониманию человеческим разумом. Глубина и последовательность мышления, отличавшая первых натурфилософов означали значительный шаг в

формировании  целостного представления о мире. Впервые сознательно был

поставлен вопрос об основных принципах мирового устройства, о первоначалах, определяющих изменение действительности.

 

Фалес

 

Фалес (ок. 625 – ок. 547 г. г. до н. э.) Фалес (около 624 - 547 гг. до н.э.) – первый математик и физик Ионии, основатель милетской школы. И не только поставил, но и с определенной точки зрения его решил, поскольку рассматривал реальность с промежуточной позиции, как совокупность противоположных начал, как "сгущение" и "разрежение".

Немного известно и о происхождении мыслителя. По утверждению Диогена

Лаэртского: "Фалес был сыном Эксамия  и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, знатнейший, соседи потомков Кадма и Агенора." Пытаясь понять мир Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей.

Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи

состоит мир.

По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом,

которое называется такими именами, как душа и Бог.

Будучи  купцом, он много путешествовал, расширяя свои научные знания в самых различных областях человеческой деятельности. Интересовался, в частности, арифметикой, геометрией, астрономией. Знал ряд геометрических решений, касающихся доказательства равенства вертикальных углов, углов при основании равнобедренного треугольника, умел вписать прямоугольный треугольник в круг и др.

Все эти  знания Фалес почерпнул в Вавилонии, Финикии, Египте и стремился

упорядочить их в систему. Кроме того, он обучал математике, пытаясь излагать ее в отвлеченной, теоретической форме. В Элладе Фалес ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение, которое по данным современных астрономов произошло 28 мая 585 года до н.э.

Однако, как и вавилоняне и египтяне Фалес  не понимал небесных явлений. Он просто опирался на известную ему периодичность.

Еще в  античности ему были приписаны следующие  сочинения: "О началах", "О солнцестоянии", "О равноденствии", "Морская астрология". Не случайно Фалеса и его последователей, которые с позиции разума первыми занялись изучением единства природы, античные авторы называли физиками или физиологами.

Рассматривая  мир как непрерывно изменяющееся целое, Фалес полагает, что он обусловлен различными состояниями одного и того же материального начала, некой субстанции, ее "сгущением" и "разрежением". Это свидетельствует о том, что на вопрос о первопричине, первоначале мира, он дает вполне однозначный и разумный ответ - это отношение противоположностей. Так, зародившись в мифологии, эта идея находит свое воплощение и развитие в науке, становится ядром древнегреческой философии. Фактически, для Фалеса главной точкой зрения - была античная идея справедливости - Дике, благодаря которой весь непрерывный мир осмысливался им с позиции промежуточного. И если, например, в едином процессе рассматривалось отношение между горячей и холодной сторонами, то было отчетливо видно, как эти противоположности постепенно переходят в промежуточное состояние. И так было во всем, с любыми противоположными свойствами или сторонами: белым и

черным, женским и мужским, сгущенным  и разреженным и т.п.

Видимо, подобные факты убеждали античных философов  в том, что все

противоположности вне зависимости от их качественного  содержания

самопроизвольно могут уничтожаться в промежуточное, которое противоречиво постольку, поскольку содержит в себе противоположные начала. И напротив, из промежуточного могут возникать не любые, а только противоположные вещи.

В античности этот вывод был распространен  повсеместно и признавался

большинством  мыслителей. Поэтому в рукописных источниках на нем, видимо, не акцентировалось внимание. Зато активно осмыслялось другое, И здесь не было единства между философами, а именно: что принимать за первовещество, за субстанцию? Фалес находит, что это вода: все появляется из воды – говорит философ - и в воду все разлагается. При выборе воды решающее значение имело для него ее жидкое состояние (слово "вода" в древних текстах часто заменялось словом "жидкое"). По мнению В.Виндельбанда - известного немецкого историка философии - мысль Фалеса состояла, главным образом, в том, чтобы объявить мировым веществом такое состояние материи, которое делало бы возможным переход в обе стороны - как в твердое, так и в летучее, в виде процесса уплотнения и разрежения.

Информация о работе Античная филослфия