. Античная философия.
Периодизация и основные черты.
Самой
развитой философской традицией
древности является античная философия,
охватывающая философские учения мыслителей
древней Греции и древнего Рима,
которые вы должны изучить достаточно
подробно. Именно античная
философия лежит в основе средиземноморского
типа философствования, распространившегося
затем в странах Европы, Ближнего Востока
и ставшего определяющей формой философии.
Необходимо выяснить, какие факторы общекультурного,
политического и религиозного порядка
способствовали быстрому формированию
и развитию философии в Греции, которая
оказалась тесно связанной с общим расцветом
античной культуры, так наз. «греческим
чудом».
1.
Антропоморфизм и натурализм
античной религии. Для античной
религии был характерен последовательно
проведённый антропоморфизм, т.е. полное
уподобление богов человеку. По сути, античные
боги – это образы прекрасных мужчин и
женщин; боги отличаются от людей лишь
бессмертием, большей физической силой
и способностью менять свой облик. Античные
боги подобны людям также и по своим душевным
качествам. Они обладали теми же достоинствами
и недостатками, что и люди. Мифы изображали
богов как существ, волнуемых страстями
и склонными к порокам, свойственных и
людям. Греческие боги были эстетическими
идеалами, но отнюдь не образцами этического
поведения. Уважать богов, какими они были
описаны в поэмах Гесиода и других мифологических
источниках, было невозможно. Греки боялись
силы богов, однако считали возможным
бороться против богов и обманывать их
(вспомните богоборческий миф о Прометее).
Греческие боги не являлись всесильными,
подчинялись природным законам; даже Зевс
не мог изменить того, что определено судьбой.
Отметим также изначальную слабость жречества
в Греции, не образовавшего цельной общественной
группы наподобие индийских брахманов.
Жречество быстро утратило в Греции духовное
лидерство и использовалось исключительно
для свершения религиозных церемоний.
Все эти особенности античной религии
существенно облегчили проделанный греческим
мышлением путь «от мифа к логосу». Уже
самые первые греческие философы противопоставляли
себя «мифографам», творцам мифов, претендуя
исключительно на рациональное объяснение
всего существующего. Слабость античного
жречества, которое не воспринималось
как хранитель истины, дарованной богами,
приводило к выводу, что истину необходимо
находить самостоятельно с помощью интеллектуальных
усилий.[1] Это и привело к возникновению
философии.
2.
Утверждение демократических начал
в античном обществе. Именно в
древней Греции зарождается
демократия как форма правления, при которой
большинство граждан принимают участие
в управлении государством. Если в странах
Востока зачастую господствовал догматический
авторитет носителя высокого статуса
(вельможи, жреца), то одним из основных
принципов греческого общества была исономия
- равенство всех граждан в общественной
жизни. Также стоит вспомнить о господствующей
в демократических полисах парресии –
свободе слова. Обратим внимание на раскрепощение
личности в Греции, возможность относительно
свободно дискутировать на темы, которые
в восточных культурах были запретными
для непосвящённых. Жизнь в греческих
городах-полисах требовала таких качеств
как инициативность, здравый смысл и расчёт.
Однако в отсутствии единого догматического,
обусловленного исключительно авторитетом
мнения большую роль играло искусство
убеждения и аргументации. Утверждалось
представление о том, что ни одно положение
не должно приниматься без надлежащего
его рационального, логического обоснования.
Многие исследователи античной философии
полагают, что философия возникла тогда,
когда мыслители начали не только изрекать,
но и доказывать выдвигаемые положения.
Большое влияние на формирование античной
философии оказала агонистичность древнегреческой
культуры, выражающаяся в стремлении к
постоянному противоборству, в котором
обе стороны пытались показать все свои
способности и одержать победу над противником.
Агонистичность проявлялась, в частности,
в форме философского спора, дискуссии,
итогом которых было достижение истины,
убеждение оппонента и всех присутствующих
принять наиболее обоснованную точку
зрения.
Древнегреческая
философия возникла под влиянием
предшествующих видов мировоззрения:
религиозно-мифологического и обыденного.
Наиболее яркое своё выражение мифологическое мировоззрение получило
в поэмах Гомера («Илиада», «Одиссея»)
и Гесиода («Теогония», «Труды и дни»).
Так в «Теогонии» («Происхождении богов»)
Гесиод, живший в 7 в. до н.э., попытался
связать богов и персонажей античной мифологии
общей родословной, показать смену поколений
богов, которая была тесно связана с процессом
космологии – возникновения мира. По Гесиоду,
весь мир возник из хаоса как некоего неупорядоченного
состояния, в котором не было гармонии
или закономерности.
С
другой стороны, в греческой дофилософской
мысли наличествовала обыденная, житейская
мудрость в форме изречений (гномов) 7 мудрецов,
к которым относились Солон, Периандр,
Анахарсис, Биант и др. Гномы 7 мудрецов
отражали идеал трудолюбия, умеренности,
золотой середины и могут считаться одной
из основ общечеловеческой этики – «Знай
своё время», «Говори к месту», «Соблюдай
во всём меру» и др.
Часто
для запоминания изречения мудрецов
объединялись в стихотворения наподобие
следующего: Семь мудрецов называю: их
родину, имя, реченье. «Мера важнее всего!», - Клеобул говаривал
Линдский; В Спарте, - «Познай себя самого!»,
- проповедовал Хилон; «Сдерживай гнев!»,
- увещал Периандр, уроженец Коринфа; «Лишку
ни в чём!», - поговорка была митиленца
Питтака; «Жизни конец наблюдай!», - повторялось
Солоном Афинским; «Худших везде большинство»,
- говорилось Биантом Приенским; «Ни за
кого не ручайся!», - Фалеса Милетского
слово.
Греческая
философия возникла на рубеже 7 – 6 вв.
до н.э. в Ионии, на побережье Малой
Азии, где располагалось множество
поселений-колоний. Традиционно
первым философом считается Фалес Милетский.
Отметим
основные характерные черты, свойственные
античной философии:
1. Космоцентризм.
Чрезвычайно важным для античной
философии, особенно на первых
этапах её развития, было понятие
«космос». Это понятие происходит от греческого
глагола, означающего «украшать», «приводить
в порядок»[2]. В греческом мышлении понятия
«космос» и «хаос» были противопоставлены.
Хаос как неупорядоченное, негармоничное
состояние мироздания постепенно превращался
в прекрасный, упорядоченный, гармоничный
космос, в котором господствует строгая
пропорциональность и закономерность.
Космос представал в качестве абсолюта,
включающего в себя всё существующее.
Даже боги включались в состав космоса
и подчинялись его законам. Человек и общество
также считались частью космоса и не выделялись
из него. Именно на постижение космоса
направляли свои интеллектуальные усилия
античные философы. Однако представления
античных мыслителей о космосе существенно
отличались от современных. Античности
чужда была идеи бесконечности, в том числе
и мысль о бесконечности космоса. Космос
считался самым совершенным, но совершенное
всегда должно было иметь форму; поэтому
прекраснейший космос не мог быть бесконечным.
Космос должен был иметь самую прекрасную
и совершенную форму; таковой в античной
культуре представала форма шара. Таким
образом, космос мыслился в античности
большим, но всё же ограниченным сферическим
телом.
2.
Онтологизм античной философии.
Онтологизм прежде всего заключается
в признании бытия мира
независимого от нашего сознания в качестве
предпосылки нашего мышления об этом мире.
Античная философия была укоренена в онтологических
бытийственных проблемах, это в первую
очередь размышление о бытии. Существование
бытия вне сознания почти не подвергалось
сомнению, поэтому субъективный идеализм
в античности не принимал своей крайней
формы – солипсизма.
3.
Диалектичность. Именно античной
философии европейская традиция
обязана формированием основ
диалектического метода. Греческие
мыслители первые начали рассматривать
мир как постоянно изменяющееся противоречивое
целое. Они заложили традицию изучения
бытия в процессе его становления. Особое
место как основоположнику диалектики
принадлежит Гераклиту. Даже те из античных
мыслителей, которые выступали против
представлений о мире как изменчивости,
текучести (элеаты), прибегали к диалектике
понятий как особому методу решения интеллектуальных
задач.
В
своём развитии античная философия
прошла через ряд периодов, существенно
отличающихся между собой:
1. Философия физиков (6 – сер.
5 вв. до н.э.). Первых греческих философов
принято называть физиками, поскольку
основным объектом их исследования была
природа (фюзис). Природа в представлении
греческих мыслителей совпадала с космосом
как современным гармоничным, упорядоченным
состоянием мироздания. Физика подразумевала
в античности совокупность всего знания
о природе, в котором ещё не произошла
чёткая дифференциация между частными
естественными науками и философией. Перед
первыми греческими философами стояла
проблема первоначала, из которого всё
происходит (архе). На роль такого первоначала,
как правило, претендовали 4 стихии: земля,
вода, огонь, воздух. Сам набор этих первоначал
указывает на господство стихийно-материалистической
тенденции во взглядах первых античных
философов. К «физическому» этапу существования
античной философии относят философов
ионийской и элейской школ, Пифагора и
его последователей, первых античных атомистов
(Левкиппа и Демокрита), Эмпедокла и Анаксагора.
2. Классический
период (сер. 5 – кон. 4 вв. до н.э.). В начале
этого периода происходит антропологический
поворот в греческой философии, связанный
с деятельностью софистов и Сократа. В
рамках антропологического поворота подчёркивается,
что мир общества и культуры развивается
по иным принципам, чем природа, что многое
в нём возникло «по установлению». Главным
предметом философии становится человек.
Возникает, наряду с физической, и этическая
философия, а также логика. В классический
период появляются чётко сформулированные
учения субъективного (софисты) и объективного
идеализма (Платон). Основным итогом классического
периода античной философии следует считать
размежевание основных направлений в
философии, создание первых грандиозных
философских систем Платон, Аристотель),
а также совершенствование терминологии
и философского метода.
3.
Эллинистическая философия (3 - 1 в.
до н.э.). В этот период разворачивается
деятельность множества философских
школ (стоики, скептики, киники, эпикурейцы
и др.). На первое место выходит
этическая проблематика; изучение природы
должно лишь помогать изгонять страхи,
содействовать исцелению души, её покою,
невозмутимости. Философия воспринимается
как искусство счастливой жизни, намечается
расхождение философии и науки.[3]
4.
Философия Римского периода (1
в. до н.э. – 6 в. н.э.).
По основным тенденциям развития философии
этот период мало отличается от предыдущего.
Продолжают существовать те же школы,
что и в период эллинизма, одним из значительных
феноменов поздней античной философии
следует считать распространения, появившегося
в 3 в. н.э. неоплатонизма. Появляется плеяда
древнеримских мыслителей (Лукреций, Цицерон,
Сенека, Марк Аврелий)[4], однако они философствуют
в рамках сложившихся в эллинистическую
эпоху школ. К числу языков философствования
наряду с древнегреческим присоединяется
и латинский язык, который начинает активно
разрабатывать философскую терминологию.
Развитие античной философии было прервано
общим крушением античной культуры под
напором варварских нашествий и победы
христианства. Датой окончания античного
периода развития философии считается
529 г., когда была закрыта последняя философская
школа – платоновская Академия.