Античная философия права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 07:04, творческая работа

Описание работы

На судьбу античной философии немалое влияние оказывали, как мифология, так и наука берущая свое начало именно в Древней Греции. В эпоху античности появляются товарно-денежные отношения, появляются первые государства, увеличивается потенциал научных знаний, возрастает роль религии и жрецов в жизни человека, все это послужило благоприятными факторами для возникновения и дальнейшего развития философии.

Содержание работы

Античная философия права……………………………………………………3
Яркие представители античной философии…………………………………..5

Файлы: 1 файл

Лапина О.И. ТР Философия права..doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Находкинский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Философия права

Тема

Античная философия  права

Фамилия студента

Лапина

Имя студента

Олеся

Отчество студента

Игоревна

№ контракта

0990012402021012


 

Содержание

Античная философия права……………………………………………………3

Яркие представители античной философии…………………………………..5

Основная часть

Античная философия  права 

Античная философия, а именно, философия  древних римлян и древних греков, существовало довольно длительный период. Она берет свое начало в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э.

На судьбу античной философии немалое  влияние оказывали, как мифология, так и наука берущая свое начало именно в Древней Греции. В эпоху  античности появляются товарно-денежные отношения, появляются первые государства, увеличивается потенциал научных знаний, возрастает роль религии и жрецов в жизни человека, все это послужило благоприятными факторами для возникновения и дальнейшего развития философии.

Зарождение античной философии в VI в. до н. э. проходит в параллель с зарождением рабовладельческого строя, но общинно-родовой строй, также имел значение в то время, а в последнее эпоху своего существования приобрел главенствующую роль в мировоззрении.

Античная философия в своем развитии прошла четыре главных этапа:

Досократический, яркими представителя которого являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Гераклит Эфесский. Именно в период досократический и происходит зарождение и формирования философии в целом. Особое внимание и интерес уделяется природным явлениям, Космосу, миру, который окружает человека,

Классический (сократический) период, в нем философия приобретает свою зрелость и выходит на высший уровень развития того времени. Яркие представители софисты, Сократ, Платон, Аристотель. Особый интерес философы классического периода проявляли к природе и Космосу, однако в отличие от предшественников пытались объяснить их сущность и рассматривали все более подробно. «Сократики» не отрицали участие богов в жизни людей, а также, считали, что бог создал природу и Космос в целом. Проявляли особый интерес и участие в рассмотрении проблем человека, жизни общества и страны. Положили начало возникновению логики, а также рассматривали различие в понятиях материализма и идеализма.

Эллинистический период, здесь происходит закат философской мысли. Период характерен деятельностью "сократических" философских школ, а именно Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы. Период характерен снижением веры в бога и преклонением перед ним, происходит упадок прежних моральных и философских ценностей, у людей появляется бесстрашие перед государством, отсутствие авторитетов, человек начинает надеяться только на себя и на свои силы, ищет духовную опору в самом себе, пытается отойти от реального мира путем отрешения.

Римский - период упадка и смерти античной философии. Известными представителями этого периода были Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар, а также стоики. В этом периоде взаимодействуют между собой древнегреческая и древнеримская философии, сливаясь в одну, античную философию. Окружающей природе уделяется уже значительно меньший интерес, чем это было ранее, внимание к проблемам человека, общества и государства достигает высоких вершин, идеализм берет верх над материализмом, предпочтение отдается духовному развитию личности, проявляется огромный интерес к загробной жизни, берет свое начало в развитии эстетика.

В римский период античная философия  сливается с христианской философией, их соединение преобразуется в средневековую теологическую философию.

Яркие представители античной философии.

Пифагор и его ученики (VI-V вв. до н.э.) пропагандировали идею о том, что жизнь людей должна быть пересмотрена и приведена в соответствие с идеями философии о справедливости и праве. Однако они считали в то же время, что справедливое должно отвечать справедливым. Важную роль в процессе формирования идей правового равенства, сыграли их новые взгляды на соразмерность.

Гераклит (ок. 530-470 гг. до н.э.), его идеи основаны на справедливости, в необходимости следовать всеобщему божественному закону, без которого у людей не было бы и самого представления о справедливости. Он утверждал, что существует всеобщая закономерность, а именно вечный закон, который является основой всех событий мира. Большой интерес проявлял, Гераклит к влиянию Космоса. К его идеям о разуме как объективной (божественно-космической) основе изменчивых человеческих представлений о правде и справедливости, обращаются все последующие концепции об объективно-разумной природе и сущности права.

Демокрит (ок. 470-366 гг. до н.э.), идеи и его законы представляют собой искусственные, человеческие образования, установленные людьми в процессе их естественной эволюции от первобытности к цивилизованному обществу. Естественное и искусственное у Демокрита, соотношение того, что существует в природе, в истинной действительности, и того, что существует лишь согласно "общему мнению".

Софисты (V-IV вв.) основную роль в их учениях играет различение естественного и искусственного понятия. Несмотря на разнородность учения софистов, можно выделить следующие общие подходы софистов к праву:

справедливость Пифагора трансформируется у софистов в естественное право (право), которое отличается от закона (и вообще от официально установленных  правил); писаный закон отличается от неписаной справедливости; природа (природа вещей, веления природы), естественное право противостоит у софистов ошибочному, искусственному, полисному закону (т. е. позитивному праву); позитивное право понимается софистами как условное, изменчивое, временное, зависимое от воли законодателей; естественное право воспринимается как неписаные законов, одинаковые для граждан любой страны; все люди по природе считаются равными (одинаковость естественных потребностей).

 

Однако, помимо позитивных моментов в философско-правовом творчестве софистов необходимо отметить ряд слабых мест. Так, морально-правовая философия софистов, доказывающая условность существующих в обществе морали и правопорядка, подрывала основы нравственности и расшатывала правопорядок. А их логические доказательства об отсутствии абсолютных запретов и вседозволенности человека часто приводили их последователей к

неисполнению установленных законов. Софисту Протагору (ок. 481-411 гг. до н.э.) Полис и законы, считает Протагор, являются мудрыми изобретениями, а не дарами природы. Он призывал к человеческим добродетелям, а именно к справедливости, рассудительности и благочестию. Софист Горгий (ок. 483-375 гг. до н.э.) писание законов относил к достижениям человека. Писаный закон – талантливое человеческое изобретение. Превыше Горгий считал справедливость, которую по ценности ставил как "божественный и всеобщий закон".

Сократ (469-399 гг. до н.э.) в основе его философского учения об объективной нравственной природе полиса и его законов лежит рационалистическое представление о том, что справедливость и всякая другая добродетель, является знанием. Считает, что неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют, одну и ту же справедливость. Интерес нравственной и правовой проблематики Сократ вывел на уровень логических понятий.

Платон (427-347 гг. до н.э.) Идея - образ и сущность вещи, определяющее ее первоначало и принцип. Мир идей – является миром вещей и явлений. Там, где речь идет о разумном упорядочении земного мира явлений и отношений, - идея выступает не только как первопричина мира явлений, но и как руководящий принцип, стандарт и образец его организации. Справедливость как идея состоит в том, чтобы каждый человек занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Под этим словом он понимает определенное равенство. Платон высоко ценил науку о законах, считая не случайным созвучие божественного и чудесного закона и ума.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) пытался разработать науку о политике, которая включает в себя также учение о праве и законе как формах политической справедливости. Аристотель различает справедливость распределяющую (распределение власти) и справедливость уравнивающую (обмен). Политическая же справедливость, может быть лишь между свободными и равными людьми.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) считает условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от верховенства внешнего мира, и прежде всего – от политически-социальной сферы. Высшим достоинством считает Свободу человеком от власти внешнего мира.

Зенон (Стоики) считал, что естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей иное. Нужно жить в согласии с природой, с требованиями естественного (общего) закона мироздания.

Марк Аврелий Антонин (в 161-180 гг. - римский император, стоик) развивал представление о  таком государстве, где закон для всех один, управление согласно равенству и равноправию, и царстве, высоко чтущем свободу подданных.

Цицерон (106-43 гг. до н.э.) развивал идею о том, что право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями.

Рассматривая развитие античной философии  права можно  сделать следующие  выводы:

Греческие натурфилософы положили начало естественно-правовой философии. Но изучение права еще не выделяется в особую отрасль научного знания.

Важнейший этап в процессе превращения  правоведения в самостоятельную  науку — это эпоха поздней  классики (договорно-правовая концепция  права, обязательность и равенство  для всех естественного нрава, идея правового равенства, различие естественного и писаного права, деление писаного права на частное и публичное).

Дальнейшее развитие проблема правопонимания находит у Платона (идеальное  право — стремление к должному; естественное и позитивное право  — лишь тени идеального права) и Аристотеля, который определил политический характер права, деление его на естественное и условное (волеустановленное).




Информация о работе Античная философия права