Философия (лекция 4)
Периоды античной философии:
1) Натурфилософия
2) Классический (5-4 вв до нэ) - софисты, сократ, платон - расцвет. Гл - человек.
3) элинистический римский период - закат (3 в до нэ - 6 в нэ) : эпикурейство, стоицизм - стойкое отношение к жизни, принятие судьбы; скептицизм; неаплатонизм.
Все проблемы этики, проблемы смысла чел жизни.
В период зарождения сущ несколько философских школ:
- ионийская - малая Азия - влияние восточных культур- Вавилон,Инекея, выделяют: Михетскую и Эфескую школы. Михетская представители: Фалес и ученики: Анексимандром и Анииксименом - Фалес : "все сущ возникло из воды -> все вещи из воды". По истечению мирового цикла , значит погружение всего сущ в океан". Анаксимандр: " первоначалом, основой всего существующего явл беспредельное, безграничное, неопределенное материальное начало, из него обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало конкретным предметам или веществам. Анаксимен (6век):" первооснова - воздух, ктр свойственны процессы разрежения и сгущения, благодаря ктр все образуются, разряжаясь в - огонь. Апейром. Гл вопрос - о первоначале сущ мире, отвечая на этот вопрс - ответ о всеобщем первоначале, не начало во времени, а первовещество.
- Нач 5 века. идеи поиска начала нашли отражение в идеях Гераклида из Эфеса, свою концепцию он изложил в трактате "о природе" - 6 век. Основные положения: 1. Мир или природа нах в непрерывном процессе изменения, все движется и ничего не покоится, невозможно дважды войти в ту же самую реку тк все движется. Из всех природных веществ самый подвижный - огонь -> первовещество. Из огня все материальные тела и души человека, огонь - энергия. 2. Мир - процесс в ктр всякая вещь и свойства переходят в противоположность. Превращение всего в противоположное - непростой переход, а борьба. При переходе, борющихся противоположностей в друг друга, сохраняется общая для них тождественная основа. Идеи о всеобщей изменчивости - легли в основу диалектики. Диалектика - учение о всеобщей связи явлений и развитии, источником ктр явл противоречие как в мире человека, так и его сознании.
- Так же появляются греческие философские школы на побережье юж Италии и Сицилии. В конце 6 в - формируется Италийская школа : Пифагор и его союз, тайное общество
- "школа элитатов" - Элее "о происхождении богов" - фиолофия Эмпедока. Основатель Ксенофан - 6 вдо нэ. - не человек творение богов, а боги творятся людьми по своему образу и подобию, поэтому богам присущи человеческие качества: обманывают, ссорятся, крадут. На самом деле есть только один бог - Космос. Позиция отождествляющая бога и мира - пантеизм. Пан - все, теос- Бог - все есть Бог. Если Бог есть все в этом мире - мир неподвижен. Его антология тесно связана с гносеологий, проблемы бытия связаны с проблемами познания, чувства и ощущения чел ведут к мнениям, но не дают истинного познания - мир многообразен изменчив, а в действительности - он един и неподвижен. Парменид - в послед возглавен школу -> потом Земон. Гл идея - единство и неподвижность бытия - бытие есть, небытия не. Небытие - пустоту.если Мировой шар - наполнен веществом , те он един. Парменид проводит разницу между чувственным и рациональным познанием. И утверждает, что разум имеет превосходство над чувствами, только он ведет нас к истине, а чувства нас обманывают. Путь мнения, путь разума. Движение - иллюзия, которая происходит в кажущемся мире наших восприятий, тк пустот в мире нет. В учении о движении Парменид придерживался противопожных Гераклиду взглядов - первая попытка дать метафизическое понимание мира. Полемика между диалектикой и метафизикой
- Пооблема осмысления движения - центральная проблема Зенона. Движение противоречиво, поэтому невозможно, тк противоречия могут сущ только в мышлении, а не вреальных вещах. Апория Зенона - затруднения, безысходность. Дихотомия, ахиллес и черепаха, летящая стрела, стадий. Движение сущ - неверно. Истина - движение не сущ. Вывод: движение иллюзорно.
- Идея противоречивости - Гераклид, непротиворечивость мира - метафизика.
- Большую роль в развитии натур философии сыграли: Ливкипи, Демокрит: в мире есть атомы и пустота - отличаются по форме, величине, порядку и положению. Разным по форме и размеру атомам присуще движение, трясутся во всем напоавлении - в мире должна быть пустота. В процессе движения атомы бьются друг об друга: сцепляются или разлетаются, вещь возникает или появляются, атомы вечны. Движения атомов не случайны - подчиняются причинно-следственной связью - детерминизм. Детерминизм - все в мире причинно обусловлено движением атомов -> случайности не существует. Атомисты - основоположники материализма, посредством учения об атомах.
2-ой период - Классический
Софисты сократ аристотель
Переход от антологии к антропологии. Начало перехода связано с слфисами.
1) Софистос - мудрец, философы-педогогики. Рассуждении Основано на преднамеренном нарушении законов логики и употреблении софизмом. Софизм - ложное умозаключении.
Протагор:"человек есть мера всех вещей", каждому утверждениюможно противопоставить противоположное. Протагор признает тезис Гераклида об изменчивости мира, все течет и не остается прежним, включая самого человека. Любая вещь в процессе изменение соединяет и свойство, ктр обладало. Каждая вещь хранит в себе противоположность. Об одной и той же вещи можно сказать противоположные утверждения.
Вывод: Как таковой объективной истины не сущ. Релятивизм - учение, признающее относительность и условность человеческого знания. Каждый прав, истина у каждого своя. На первый план были поставлены проблемы человека.
2) Сократ 5-4 вв до нэ
Не оставил после себя никаких текстов.
Предмет философии: Поступки человека, и познание человеком самого себя. Задача философии - научить человека быть счастливыми. Основвание. Счастья - исинное знание одобре, руководствуясь ктр мы не совершаем никаких ошибок. Едиственный путь достиж истинных знаний: метод док-ва и определения общих понятий. Маевтика - повивальное искусство.
Ядро - диалектика - искусство спора.
2) наводящие вопросы и примеры.
3) ирония - необходима для того, чтобы пробудить в человеке желание искать дальше. Человек должен ощутить недовольство собой.