Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:16, контрольная работа
Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа: - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики. - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как классический.
Введение
2. Культурно исторические предпосылки возникновения древнегреческой философии.
3. Космоцентрический характер древнегреческой философии
4. Философия Сократа
Заключение
Список использованной литературы
Высоко оценивая стихийный материализм древних, нельзя не заметить, что элементы идеалистических построений встречаются и в философии Демокрита, признавшего существование богов, состоящих из особых приближённых к вечным конфигурациям атомов, и склонного к механическому толкованию причинности в ущерб диалектике, и философии Эпикура, также признавшего существование богов, которые у него, однако, не вмешивались в ход явлений природы и дела людей, так как это нарушило бы их безмятежное существование, и в философии Лукреция, который, также отрицая вмешательство богов в земную жизнь, признавал всё же наличие в мире "некой скрытой силы", неподвластной простому принципу причинности.
3. Философия Сократа
Сократ - представитель идеалистического религиозно - нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем "тенденции, или линии Платона " в античной философии. Строго говоря, Сократ не занимался натурфилософией, но его философские взгляды оказали на развитие науки существенное влияние. Природа в философии Сократа отражалась в этических категориях. Жизнь Сократа прошла в беседах и критике. Прежде всего Сократ критиковал афинскую демократию, считал ее главным недостатком — некомпетентность должностных лиц, избиравшихся путем жребия. Сократ ничего не писал. Был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, отсюда вступал в философские споры. Его философские воззрения дошли до нас в форме бесед, диалогов, переданных учениками Сократа- Ксе-нофонтом и Платоном. Сократ считал строение мира непознаваемым. Познать можно только самого себя. «Познай самого себя» — это формула Сократа. Задача знания — искусство жить.
Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его фактике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался, а отказе от претензий на обладание достоверным знанием. Сократ применял повивальное искусство, именуемое мэйевтикой — искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Сократ твердил, что он знает только то, что он ничего не знает. Сократ акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению!
Политические воззрения
Заключение
Спецификой древнегреческой
В период своего становления человеческое
познание направлено “вовне”, на объективный
мир. И первые греческие философы
стремятся сконструировать
Список использованной литературы
1. Асмуса В.Ф. Античная философия: учебник / В.Ф. Асмус, изд. Высшая школа, 2005. – 451 с.
2. Богута И.И. История философии: учебник/ И.И. Богут, М.: Мысль,
1991.- 590 с.
3. Исаева А.А. История философии: учеб. пособие/ А.А. Исаев, РГГУ 2003.
– 480 с.
4. Кессиди Ф.Х. Сократ: Учебник/ Ф.Х. Кессиди, М. : Мысль, 1976. 250 с.
5. Миронова, В.В. Философия: учебник / В.В. Миронов, Изд.
Проспект. 2007. - 239 с.
6. Мопельмана В.М. История философии: учеб. пособие / В.М. Мопельман, Е.М. Пенькова, М. : изд. ПРИОР, 1997. – 464 с.
7. Лосева А.Ф. Платон и Аристотель: учебник / А.Ф. Лосев, М. : Молодая гвардия, 1993. - 383 с.
8. Радугина А.А. Хрестоматия по философии: учебник / А.А. Радугин, М – центр, 1999. - 160 с.
9. Чернышова А.М. Курс лекций по философии: / А.Н. Чернышов,
М – 1991. - 149 с.