Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н.э. по VI в н.э., то есть период свыше тысячи лет. Философы того времени – Фалес, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и многие другие, пытались понять происхождение мира, место человека в этом мире, познавать космос как центр всего, понять проблему подлинности бытия, ответить на вопросы, такие как: из чего всё состоит, бессмертна ли душа, как человеку решить моральные проблемы, познать самого себя и найти истину, и многие другие.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика эпохи Античности…….. …………………….....4
2 Космос и человек в трактовке античной философии…………………...10
3 Выдающийся философ античности – Платон…………………………...14
Заключение…………………………………………………………………… 20
Список использованных источников………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Философия.docx

— 84.10 Кб (Скачать файл)

     Понятие платоническая любовь занимает одно из главных мест в учения Платона. Платон вложил в уста своего героя Павсания из сочинения «Пир» рассуждения о высоких отношениях. Тема любви идеальной, духовной, когда людям не нужен сексуальный контакт, была впервые поднята Платоном. Эрот –чувственное начало, духовное, «могучий и великий» бог любви.

   Изначально отношения подобного рода допускались между Мудрецом и его учеником. Сегодня трудно правильно понять Павсания, говорящего о любви к юношам. Он подразумевал любовь к своим ученикам, ищущим мудрости у Учителя. Платон в этом диалоге раскрывает свою мысль о поиске способавыражения любви человеческой. Любовь между учеником и учителем философ называет духовной. Павсаний утверждает, что та страна, где начнется передача преемственности добродетели, будет всегда процветать.

                                                        18

 

 Платон был неисправимым романтиком, он утверждал, что поиск любви во всех её проявлениях – древнейшая проблема человечества. Когда-то Бог создал людей и за грехи разбросал их по всему свету, разделив на две части, и каждый из нас вечно блуждает в поиске своей половинки. Любовь скрывается за масками земного, низшего Эрота и Эрота небесного, духовного. Земной ищет удовольствия в сексе, он основан на животных инстинктах, тогда как духовный ищет любимую душу, которая когда-то составляла с ним единое целое.

  Со временем платонической любовью стали именовать любые духовные отношения между людьми без чувственного и сексуального контакта.

  Платон своим потомкам оставил древнюю мудрость, где говориться о том, что пусть тот, кто любит, помнит: любовь одаряет божественным, ибо любящего сопровождает Эрос. Другими словами, платоническая любовь не запрещает сексуального контакта, поскольку это тоже одна из сторон любви, она дает определение настоящим чувствам как отношениям двух духовных сущностей.

     Впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений. Положено начало идеалистической линии философии, объективному идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа») Впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и другие. Были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и другие), создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и другие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

                                                        19

                                         

 

                                         4 «ЗАКЛЮЧЕНИЕ»

 

 

   Античная философия  оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. Это философия,  в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не «музей древностей», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей и широкого разнообразия и богатства античной философской мысли обусловили ее неизменно высокую значимость и огромное влияние не только на средневековую (христианскую, мусульманскую), но и на всю последующую европейскую философию и науку. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества.

      Слово «философия», подобно всей западной цивилизации, пришло к нам из Древней Греции. Но греки не только придумали это слово, а очертили рамки самой классической философии как способа мышления и подхода к миру. И у тех же древних греков мы находим первый опыт неклассической философии, столь популярной в наши дни. Противостояние классической и неклассической философии наметилось уже там, у истоков европейской цивилизации. Философия самоопределялась, пытаясь отмежеваться от мифа, с одной стороны, и науки — с другой. А в ней самой шла борьба классического и неклассического начала.

    Но уже греки стали расходиться в представлениях о том, какого рода мудрость отличает философа. Так, к примеру, прославленные «семь мудрецов», жившие на рубеже VII и VI веков до н. э., давали общие наставления типа «Говори к месту», «Знай свое время», «Ничего сверх меры», и именно этими афоризмами житейской мудрости увековечили свои имена. Но не меньше почитали греки создателя великих эпических поэм «Одиссеи» и «Илиады» Гомера, не говоря уже о жрецах, совершавших обряды, делавших предсказания и толковавших     изречения оракула.

      Таким образом, первые греческие философы стали излагать свои взгляды в среде, в которой уже имелись авторитеты, а в качестве высшей инстанции в архаической Греции выступали языческие мифы, повествующие о происхождении и устройстве того мира, в котором живет древний человек. С современной точки зрения мифы подобны сказкам, в которых действуют таинственные силы, факты переплетаются с иллюзиями, а мнимое невозможно отделить от подлинного. Но суть заключается в том, что миф — это не просто фантазия, а особая реальность, через призму которой преломлялись не только представления и переживания, но и поступки древнего человека. Древние мифы всех народов выражают отношение к миру у человека, который еще не видит существенной разницы между своими субъективными желаниями и объективными процессами внешней реальности. Такой человек еще не способен выделять себя из окружающего мира. Но если подобное отношение к

                                                                                           20

миру вполне органично для людей, живущих в родовой общине, то иначе  начинают осознавать себя и мир граждане древнегреческих городов-полисов, где  развитие торгово-хозяйственной инициативы на почве классического рабства, а также эволюция форм государственной  власти создают основу для Логоса, бросающего вызов Мифу. Этот вызов  мифу бросили первые греческие философы, которые, подобно мыслителям «осевого времени» в Индии и Китае, заговорили об основе мира не на языке поэтических  образов и иносказаний, а на языке  логики, логического анализа. Философия  начинается с выяснения причинно-следственных связей и стремится создать теорию как систему логических рассуждений.

   Античные философы не ещё не затрагивают такую важную тему, как  проблема личной свободы человека.

     Первые философы были “физиками”, то есть они стремились понять происхождение и сущность мира, пытались найти единую и неделимую первооснову мира, в основу которого возлагали одну или несколько природных стихий (огонь, воду, воздух, апейроны). Пытались понять проблему подлинности бытия.   Основные темы этого периода-  природа, космос, поиски первоначала всего сущего. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон).

  Пифагор также был озадачен проблемой «Из чего всё?». Позиция его была такова - «Все есть число». Пифагор учил, что душа бессмертна, что души перевоплощаются, что земля круглая. Пифагорейцы одни из первых тонко осмыслили значимость числа в философском значении, достигли немалых успехов в поисках гармонии, красивой количественной согласованности, которое пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.

   Для Сократа жизнь была бесконечной чередой общения. Идеи Сократа «Познай самого себя», « Внутри себя нужно искать космос». Сократ первый из античных философов пытается понять и решить проблему человека. Ему было присуще искусство диалога, простое человеческое общение. Считал, что все, кто вступают в беседу, ищут ответы на моральные вопросы, и пытаются найти истину через беседу. В идеях Сократа доминирует проблема бытия, и прослеживается созерцательный характер философии.

Софисты открывают понимание философии, где человек в центре всего.

   Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах - предметном и целевом. Он делит науки на три большие группы: теоретические, которые имеют целью само знание и делятся на первую философию, физику и математику; практические, цель которых - руководство человеческим поведением и в число которых входят этика, экономика и политика, и творческие, имеющие назначением достижение пользы и осуществление прекрасного: поэтика, риторика и искусство. Аристотель дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; дал определение бытия через категории; определил сущность материи; внес

                                                                                    21

существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал  систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения). Главной задачей Аристотеля было избавиться от мифологизирования и неоднозначности терминов, перехода от эмпирического к доказательному знанию.

     Новая эллинская философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля для этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий видели, прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).

           Вся античная философия пронизана «духом Космоса», так как жизненный мир человека того времени был космоцентричный, т.е. человек воспринимал себя как малую частицу в большой и прекрасной вселенной – Космоса. Философия античности была не только осмыслением сущности мира и человека, но и переживанием и художественно-образным ее превращением. Мир воспринимался античным греком (римлянином) как упорядоченный космос, который появился из хаоса. Мир уподоблялся человеку и наделялся его чертами - разумом, волей, страстями. Моделью мира вставали, кроме живого человека, также скульптура или театр, в котором действующими лицами были люди, боги, олицетворенные природные стихии.  Согласно античным представлениям, над космосом и человеком царил неотвратимый рок, которому подчинялись даже боги. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Античная философия не только космоцентричная, но  и антропоцентричная.

 На первых порах древнегреческие  философы не осознавали, что основной  вопрос философии может иметь  разное значение, но потом  (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.

         Платон, как и почти все философы того времени (кроме Сократа), происходил из богатой семьи. Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир Платона - это прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, управляемый законами, находящимися вне его. Это самые общие закономерности, составляющие особый надкосмический мир, называемый Платоном миром идей. Идеи определяют жизнь материального мира, это прекрасные вечные образцы, по которым строится множественность вещей, образованных из бесконечной материи. Самая высшая идея - это высшее благо, тождественное абсолютной

                                                          22    

красоте, это и есть по Платону  начало всех начал, отец, умелый мастер, создающий видимый небесный и  человеческий земной мир по самым  мудрым, прекрасным законам. Но однажды  созданный физический мир подвержен  тлению, деформации и старению. Платон призывает созерцать в мыслях этот великолепный, добрый и прекрасный мир идей и хотя бы умственно, шаг за шагом, представлять себе лестницу духовного совершенства человека, которая приведет к познанию высшей идеи.

  Платон основателем идеализма. В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:

1) окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;

2) реально могут существовать только бестелесные (чистые) идеи;

3) мир – это не что иное, как отражение чистых идей;

4) чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;

5) все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.

   Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.

    Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

    От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью. Является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.

    Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки. Смена телесных оболочек определяется естественными законами космоса.

    Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.

    Идеи Платона, как никакого другого европейского философа, не переставали волновать человечество на протяжении долгих веков. Его учение стало краеугольным камнем многих философских течений. До сих пор его книги притягивают к себе как волшебный источник множество людей, помнящих, что главное не просто овладеть этой мудростью, но вечно стремиться к ней.

Информация о работе Античная философия