Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

К историческим типам философии относят: античную, средневековую, философию эпохи Возрождения и Просвещения, философию Нового времени, Немецкую классическую философию, неклассическую философию и постнеклассическую.
Античная философия конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э. представлена такими направлениями и школами, как ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики). Античная философия восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, затем движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья

Файлы: 1 файл

К историческим типам философии относят.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

К историческим типам  философии относят: античную, средневековую, философию эпохи Возрождения  и Просвещения, философию Нового времени, Немецкую классическую философию, неклассическую философию и постнеклассическую.

Античная философия конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э. представлена такими направлениями и школами, как ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики). Античная философия восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, затем движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех этапах античная философия стремилась к предельной свободе духа.

Средневековая философия 3 – 14 вв. превратилась в инструмент религиозных споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом) и получила официальное признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Основной задачей философии в это время становится обоснование религиозных догматов, как-то: доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души, оправдание Бога за существование зла в мире и др. В истории средневековой философии отмечают два периода и соответствующие им направления - патристику (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина и схоластику (учение монастырских школ), когда, собственно, философия служила теологии в поиске рациональных путей истинности доказательств Бога и веры через спор об универсалиях (номинализм и реализм). В это же время на Востоке, получает развитие арабская и еврейская философия (Авиценна, Аверроэс и др.).

В эпоху Возрождения конец 14 – 16 в. философы снова возвращаются к «исследованию человеческого» (лат. studia humaniora), в противоположность схоластическому «исследованию божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и др.). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) - уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы. Получают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в государстве (Никколо Макиавелли, Жан Боден).

В Новое время получают развитие такие направления философской мысли как: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, каждое из которых отстаивает правоту собственного взгляда по вопросу об истинном источнике знаний - опыте, разуме, чувствах. Партию эмпириков возглавил Фрэнсис Бэкон, считавший, что всякое знание начинается с чувственных восприятий, и что «самое лучшее из всех доказательств есть опыт», препятствующий ошибкам в познании. Главой рационалистов, стал Ренe Декарт, утверждавший, что истинное знание начинается не с чувственных данных, а с интуитивно ясных понятий и аксиом, как в математике, исходящих из субстанции «мыслящей» (res cogita), мир же «протяженных», т.е. физических вещей (res extensa) устроен подобно механизму. Между этими мирами (субстанциями) существует тесная связь, поскольку «мыслить» и «существовать», означает одно и тоже. Сенсуалисты (Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм) были сторонниками правоты чувственного постижения мира, который дан человеку в потоке «ассоциаций» и до конца непознаваем.

Немецкая классическая философия является вершиной систематизаций своего времени, благодаря чему философия обретает сложную структуру знаний о бытии, познании, мышлении, человеке, ценностях, обществе, культуре, истории. Начало новой реформе философского знания положил Иммануил Кант, избравший критический метод для объяснения основ разумной деятельности человека, и сформулировавший три важнейших вопроса в прагматической антропологии: «чего я хочу?», «отчего это зависит?», «к чему это ведет?», определяющие максимы для мыслителя: «думать самому», «мыслить себя на месте любого другого» и «всегда мыслить в согласии с самим собой». Такой способ вопрошания о возможности был ключевым в его учении о трансцендентальных сущностях. Антропологическое направление в немецкой классической философии получило развитие в трудах Фихте и Шеллинга. Философская систематизация Гегеля основывается на диалектическом учении, раскрытом в трактате «Феноменология духа» и очерке «Наука логика». Философия (точнее, логика), по мнению Гегеля, есть поступательное развитие «абсолютного духа», который через нее познает самое себя. Диалектический метод заключается в способности мышления выделять тезис (представлять предмет в реальности таким, каков он есть), затем ставить по отношению к нему антитезис (открывать накопившийся опыт, противоречащий исходному знанию о предмете) и в заключении объединять их (примирив знание и незнание о предмете). Таков путь диалектического развития духа, который воплощен в различных формах познающего разума: религии, науке, философии.

С середины ХIХ века наступает  время неклассической философии, а с середины ХХ века - постнеклассической философии, связанное с изменением ее предмета и задач. Каждое из направлений неклассической философии, по-разному решает вопрос ее самоопределения. Марксистская философия основывается на материалистическом понимании объективного хода развития истории и общества, законы которого открывает философия. Позитивизм исходит из методологической роли философии. Феноменология рассматривает философию как учение о реальности, доступной исключительно нашему сознанию, открывающему мир в интенциональности (направленности) на предметы. Экзистенциализм как философия существования учит о пограничной ситуации в бытии человека, в которой мир внешних вещей соприкасается с нашим сознанием. Философия психоанализа является учением о роли бессознательного в жизни человека как индивидуального и коллективного субъекта. Структурализм и лингвистическая философия утверждают языковую реальность мира как единственно доступную мышлению. Постмодернизм рассматривают, и как эпоху упадка и деградации культуры, и как декаданс классической философии, построенной на ценностях логоса. Отказ от логических способов познания совершился в пользу доречевых смыслов, обнаруживаемых при деконструкции текста (языка вообще) и предшествующих акту мышления как такового. В целом постмодернизм иронически свел к абсурду философский рационализм, показав тотальность «смерти» прежних ценностей человека, основанных на разуме.

 

 

 

 

Исторические типы философии:

-мифология

-религия

-любовь к мудрости

-раздумья философов

 

                                           МИФОЛОГИЯ

Мифология-  мифос от греческого предание,  сказание,     логос от греческого – слово, понятие, учение. – это форма общественного сознания , способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы-древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Миф- ранняя форма духовной культуры человечества, объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, разных видов искусства, философии.В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, одушевлялись. Эти черты чем-то роднят миф с мышлением детей, художников, поэтов. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.

 

                                                        РЕЛИГИЯ

Религия от латинского религио –  святыня, набожность, предмет культа. – то такая форма мировоззрения  в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил в жизни людей. Вера-способ существования религиозного сознания, переживание, настроение т.е. внутреннее состояние. Поклонение людей «высшей силе» приводит к понятию бога-высшего существа, достойного поклонения. Религия сложное духовное образование , которое не укладывается в однозначные характеристики. Религиозное сознание способствовало развитию духовности человека . Близость философии и религии – обе они общественно-исторические формы мировоззрения, решающие воздействия на сознание  и поведение человека.

 

                                                  ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ

Философия – от греческого филео  – люблю и софия – мудрость, т.е. любовь к мудрости.По некоторым  историческим свидетельствам слово  философ употребил Пифагор великий  математик и мыслитель. Истолкование же закреплено в европейской культуре философия  Платоном. В отличие от мифологии и религии философская мысль   представляла прочный фундамент для разума и  интеллекта. Реальные наблюдения , выводы и доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы мифологического мышления. Понятие мудрость это как стремление к постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Ценность мудрости позволяет выносить прекрасные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения и образа жизни.  Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром , привести в согласие знания и действия.Это стремление, поиск , требующий напряжения ума, это путь, который каждый человек должен пройти сам.

 

 

 

 

 

 

 

                                                     РАЗДУМЬЯ ФИЛОСОФОВ

У разных мыслителей  в разные периоды возникал вопрос, что такое философия, и получали различные ответы.  О чем размышляли философы? Их внимание привлекала природа. Природу сделали изучением первые греческие философы. Интересовали их вопросы возникновения Земли, звезд, Солнца.  Так же появился и интерес  к общественной жизни людей, политического и правового устройства.Предметом раздумья у философов выступал и сам человек, его природа, ум, язык, чувства, мораль, искусство. В греческой философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ, возникли вопросы человеческой жизни и смерти. Сократ поставил проблему человека в центр философского внимания. Маркс высоко ценил Сократовскую философию. Предметом философских размышлений стали природный , общественный мир и человек в их сложных соотношениях.

Первую  попытку выделить философию как  особую область теоретического знания предпринял древнегреческий философ  Аристократ.  С тех пор многие философы задумывались, что такое философия. – это один из самых трудных философских вопросов.Первым приблизился к пониманию существа дела немецкий философ Кант.


Информация о работе Античная философия