Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 23:59, контрольная работа
Мировоззрение -- сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом, представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними, т.е. совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира , места в нем ч еловека , а также -- жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении человек осознаёт себя не через своё отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщённое, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам; человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нём, что принято называть сущностью, что остаётся наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.
1. ПОНЯТИЕ:
Мировоззрение -- сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом, представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними, т.е. совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира , места в нем ч еловека , а также -- жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении человек осознаёт себя не через своё отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщённое, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам; человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нём, что принято называть сущностью, что остаётся наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях. В реальности мировоззрение используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь; представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь его компонентов.
СТРУКТУРА:
Структурные компоненты мировоззрения:
- во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;
- во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;
- в-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей.
Таким образом, суть философского мировоззрения составляет :действительность, ценность и смысл.
Мировоззрение включает 3 компонента:
1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)
2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)
3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
Ф-ЦИИ: ( Структура мировоззрения определяет его функции)
1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку - отношение к окружающему и происходящему;
3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).
Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МИРОВОЗРЕНИЯ:
-Мифологическое (чувственное мировосприятие; приверженность традиции; отсуствие рациональных понятий; символизм и аллегоричность)
-Религиозное (преобладание чувственного мировосприятия; "вера" возводится в принцип; система догматов; разум занимает подчиненное положение)
-Философское (рациональное мировосприятие; разум ставится выше веры; формируются абстрактные понятия; используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства).
2. Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
Философия оказывает влияние на людей как непосредственно (развивает их мышление, аналитические способности, свободомыслие), так и опосредованно через науку, религию, искусство и т.д. (совместно вырабатываются духовные ориентации человеческих действий). Своеобразие философии раскрывается в процессе ее сравнительного анализа с наиболее важными формами духовной культуры, что позволяет выявить общее и особенное между ними в соответствии с общезначимыми критериями (табл. I). Из данной таблицы следует, что: по предметной направленности философия сближается с религиозным знанием, поскольку они представляют собой ценностно-ориентированные формы знания и выводят за пределы эмпирической реальности. В некотором смысле философию объединяет с мифологией ориентация на целостное воспроизведение мира и человека. В то же время этот критерий четко отделяет философию от науки:
1) научное мышление предметно, формирует теоретический мир;
2) научное знание фрагментарно (задано узкой предметной областью исследования) и интерсубъективно (истины науки общезначимы и всеобщи);
3) наука определяет профессиональную и во многом повседневно-практическую жизнь людей, ее ценности не затрагивают фундаментальных смыслов человеческого бытия; по характеру знания, языковым средствам и специфике рефлексии философия ближе к науке, т.к. для них характерно построение знания в теоретической форме, использование отвлеченных понятий, опора на критерии разума и логическую доказательность выводов; по критерию природы текста и статуса автора философию можно сравнивать с искусством, т.к. и для философского, и для художественного текста принципиальное значение имеет авторский стиль произведения и позиция самого автора.
Вывод:
Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия.
3. Предмет философии. Структура философского знания.
В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни).
Тем не менее, нужен диалог взглядов, ведь все они по-своему верны и якобы все как один идут от человека к миру, а не наоборот, как в науке. Значит, можно определить предмет философии так - «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».
Структура философии (якобы традиционная сегодня) :
- онтология (учение про общие принципы и основания всего сущего);
- гносеология (теория познания);
- эпистемология (методология научных исследований);
- философская антропология (человековедение);
- аксиология (учение о ценностях);
- праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром);
- социальная философия (учение об обществе и культуре).
Основные функции философии :
- мировоззренческая (интегратор мировоззрения);
- методологическая (дарует методику мышления, теоретической деятельности);
- оценочно-критическая. ВНИМАНИЕ: Если кому-то показалось, что и мировоззренческая, и методологическая функции уже содержали в себе «критику-оценку», а этот пункт лишь подпункт двух предыдущих пунктов - боритесь с собой, дабы не смущать экзаменатора собственным «многоумием».
4. Основной вопрос философии и способы его решения.
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии . От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека. При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых , что является первичным - идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным - значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых , может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.
Решая основной вопрос , философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное - материальное(признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным - сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим) или идеальное(признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. ). Существует еще одно решение основного вопроса философии - дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.
Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что :
-материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;
-сознание - результат длительного процесса развития материального мира;
-сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга;
- существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;
- сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;
- сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.
Субстанция - философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Т о, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций , существующих в другом и через другое. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу как возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы.
Монизм -- философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма , предполагающего существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.
В философии существует три вида монизма:
-Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждают, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога). В таком направлении следует философия Гегеля (тезис «Абсолютная идея»).
-Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.
-Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.
Дуализм -- философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность. Понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.
Вывод: Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм -- двух, духа и материи, взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом.
5.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Индийская философия -- совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.
В древнеиндийской философии выделяют три основных этапа:
1) XV - VI вв. до н.э. - ведический период;
2) VI - II вв. до н.э. - эпический период;
3) II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр.
Веды - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
- "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
- описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами);
- книги лесных отшельников ("араньяки");
- философские комментарии к Ведам ("упанишады").
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы.
Учение индийской философии о бытии и небытии опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности порядка и взаимосвязанности. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийского учения о познании является не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания:
- "пракрити" - материальное сознание,
- "пуруша" - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди),
- "майя" (сознание сновидения, мираж);
Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана(частица Бога-Брахмы в человеческой душе) и манаса(душа человека, возникающая в процессе жизни).
МанасТакже для Индийской философии характерны учения о сансаре(учение о вечности и неуничтожимости души), ахимсе(единство всех форм жизни на земле ), мокше(высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается) и карме(предопределенность человеческой жизни, судьбы).
Буддизм -- религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Как и большинство философских учений, буддизм пытается особым образом объяснить всю сложность человеческой жизни, указывая, что в основе её лежит некий вселенский порядок. В "Четырёх истинах благородных" Будда кратко объясняет наше положение в мире: вот страдание, вот причина страдания, вот прекращение страданий, вот путь, ведущий к прекращению страданий. Учение о карме представляет собой полное и непротиворечивое объяснение природы причины и следствия. И даже буддийская космология, на первый взгляд кажущаяся далёкой от действительности, является логическим продолжением закона кармы. В соответствии с учением Будды, в устройстве мира имеется глубокая и непоколебимая логика.В сердце большинства мировых религий лежит некий сверхъестественный идеал, вокруг которого строятся все принципы религиозной доктрины. В буддизме этот идеал -- Ниббана, обозначающее состояние прекращения страданий, это достижение полного освобождения, которое существенно отличается от нашего обычного чувственного опыта. Ниббана -- это самая сердцевина буддизма, путеводная звезда и конечная цель, на которую указывают все учения Будды. Поскольку целью является такой возвышенный и далёкий идеал, мы вполне можем называть буддизм религией.