Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:26, реферат

Описание работы

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII - VI вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
милетская школа;
школа пифагорейцев;
школа Гераклита Эфесского;
элейская школа;
атомисты.

Файлы: 1 файл

Antichnaya_filosofia.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также  согласно Аристотелю категории - это  высшее отражение и обобщение  окружающей действительности, без которых  немыслимо само бытие.

Важное место в философии  Аристотеля занимают проблемы материи.

Что есть материя?

По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная формой (например, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам  о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

• реальность - это последовательность перехода от материи к форме и  от формы к материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное;

• высшей формой всего  сущего является Бог, имеющий бытие  вне мира.

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:

• растительная душа;

• животная душа;

• разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная  душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество - потребность жить в коллективе - приводит к возникновению общества - большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на. одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание  внутреннего порядка, содействие экономике  и т. д.) является государство.

Аристотель выделяет шесть типов государства:

  1. монархия;
  2. тирания;
  3. аристократия;
  4. крайняя олигархия;
  5. охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
  6. полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и  охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития -совокупность умеренной олигархии и умеренной  демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

• внес существенные коррективы в ряд положений философии  Платона, критикуя учение о "чистых идеях";

• дал материалистическую трактовку происхождения мира и  человека;

• выделил 10 философских  категорий;

• дал определение  бытия через категории;

• определил сущность материи;

• выделил шесть типов  государства и дал понятие  идеального типа - политии;

• внес существенный вклад  в развитие логики (дал понятие  дедуктивного метода - от частного к  общему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения).

Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) - древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела:

• учение о природе  и космосе ("физика");

• учение о познании ("каноника");

• учение о человеке и  его поведении ("эстетика").

Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:

• ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти  в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);

• вселенная вечна  и бесконечна;

• все вещества (вся  материя) состоят из атомов и пустоты;

• атомы и пустота  вечны;

• атомы находятся  в постоянном движении (по прямой, с  отклонениями, сталкиваются друг с  другом);

• "мира чистых идей" не существует;

• существует множество  материальных миров во Вселенной.

"Каноника" (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:

• окружающий мир познаваем;

• основным видом познания является чувственное познание;

• невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение;

• ощущения возникают  благодаря восприятию познающим  субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.

"Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

• своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);

• человек есть результат  биологической эволюции;

• боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они  никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

• судьба человека зависит  от него самого и от обстоятельств, но не богов;

• душа является особым видом материи;

• душа человека смертна, как и тело;

• человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

• счастье человека состоит в удовольствии;

• под удовольствием  понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

• нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

Среди философских течений  Римского периода можно выделить: стоицизм, неоплатонизм, христианское богословие.

Римские стоики. Среди сторонников данного направления можно найт представителей самых рзличных классов Римского общества: от императоа М. Аврелия до раба Эпиктета. Для всей школы характерны:

  1. забота о личном нравственном совершенствовании (индивидуализм);
  2. проповедь абсолютной покорности судьбе;
  3. понимание свободы как исключительно духовного явления;
  4. проповедование равенства всех перед судьбой (роком), вследствие подавления личности.
  5. признание стремления к счастью высшей целью человека.

Сенека( воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела, философ и в тоже время самый богатый человек ранне-римского периода). После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях  философ:

Проповедовал идеи добродетели;

Призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;

Приветствовал покой  и созерцание;

Был сторонником незаметной для государства, но радостной для  индивида жизни;

 В материальном мире царит  некое духовное -судьба. Неотвратимость судьбы вызывает сомнения в ценности морали.

 


Информация о работе Античная философия