Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:02, контрольная работа
Античная философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу.
Античная философия
Античная философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от обще метафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.
Ее основная периодизация связана в первую очередь с общекультурным развитием античности. В эволюции античной философии, на основе ее содержательного анализа, выделяются следующие взаимопроникающийся, а порою накладывающийся друг на друга, пять периодов:
1) космологический, с его онтологией и вытекающей из него гносеологией и этикой, называемый порою до сократическим или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.);
2) антропологический, представленный софистами, Сократом и сократическими школами (2-я пол. V-IV вв. до н.э.);
3) классический, связанный с деятельностью Демократа, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);
4) эллинистический, связанный
с возникновением и
5) римский, представленный
философией Цицерона, Лукреция Кара,
а также римским стоицизмом, эпикуреизмом,
скептицизмом и философией
Немецкая классическая философия
Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М.В. Ломоносов, учились у Х. Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватывающую основные области философской культуры.
К этому времени было создано выдающееся произведения Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулись вперед изучения органической природы (работы и открытия Л. Гальвани, А. Вольта, Х.К. Эрстеда, Г. Дэви, М.В. Ломоносова, Дж. Пристли, в области физики и химии; работы Ж.Б. Ламарка, А.Галлера, Р.Броуна и др. в области изучения органической природы). Открытия в области математики, позволяющие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ж.Б. Ламарка, по сути предшественника Ч. Дарвина, об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества,- все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.
Выдающуюся роль в развитии
немецкой философской культуры
сыграли Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, немецкие
философствующие романтики-
Социальная философия
Являясь наукой, социальная
философия разрабатывает свои категории
(общие понятия), с помощью которых
она исследует сущность и особенности
бытия людей в обществе на всех
этапах его развития: «общественное
бытие», «общественное сознание», «общественные
отношения», «общественная деятельность»,
«культура» и др. Эти философские
категории представляют собой самые
абстрактные формы логики отображения
общественной практики. В них осуществляется
движение мысли к адекватному
постижению социальной действительности,
вырабатываются универсальные свойства
разнообразных способов деятельности
людей. Именно философские категории
позволяют выявить и
Будучи рационально-теоретической системой
знаний об обществе, социальная философия
стремится к достижению объективной истины
- достоверному, адекватному знанию о реальных
условиях и возможностях его существования
и развития. Однако в отличие от других
общественных наук, социальная философия
представляет функционирование и развитие
отдельных социальных сфер и общества
в целом в предельно абстрактной форме.
В этом смысле социальная философия стремится
намеренно исключить всю историческую
конкретику об обществе, поскольку научно
значимым для нее является лишь такое
знание об общественной действительности,
которое имеет значение всеобщего и которое
более или менее верно ее отражает, что
находит многократное подтверждение в
самой этой действительности.
Социальная философия - это
постоянно развивающееся
Таким образом, социальная философия всегда некоторым образом возвращает мысль к общественному бытию - началу мысли о нем или мышлению как его началу. Тем самым социальная философия постоянно показывает возможности бесконечного развития самого бытия людей. Социальная философия в этом смысле предлагает взглянуть людям на свое мышление как бы со стороны. Это дает возможность рефлексировать саму мысль, отвечать за нее и свое бытие. Конечно, мир есть, общество, люди тоже есть, однако, социальная философия задается вопросом: как они возможны, отсылая тем самым мысль к точке творения - самому реальному процессу жизнедеятельности людей и отношению к нему со стороны самих людей.
Философская антропология
В ХХ веке произошло становление
специальной отрасли
Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф. Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме внимания к человеку, весьма сложно.
Представители «философской
антропологии» выдвинули
С точки зрения А. Гелена, культура является определяющей сущностью человека. В основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом А. Гелен в конечном счете приходит к выводу о дуалистической сущности человека.