Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:04, реферат

Описание работы

Философия это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость)1.
Философия, как специфическая форма духовной деятельности зародилась приблизительно в начале 1-го тысячелетия до н. э. Сам термин «философия» был введен в оборот древнегреческим математиком и мыслителем Пифагором в середине VI в. до н. э. Однако первое довольно развернутое объяснение содержания и смысла этого термина принадлежит Платону. А существенно осмыслить содержание понятия «философия» смог Аристотель.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. Античная философия. 2
1.1.1 Термины 2
1.1.2 Философы и их теории. 3
1.2. Немецкая классическая философия 4
1.2.1 Термины 4
1.2.2 Философы и их теории. 5
1.3.Социальная философия 6
1.3.1 Термины 6
1.3.2 Философы и их теории 7
1.4. Философская антропология. Термины 8
Заключение 10
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 59.41 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 1

Глава 1. Античная философия. 2

1.1.1 Термины 2

1.1.2 Философы и их теории. 3

1.2. Немецкая классическая философия 4

1.2.1 Термины 4

1.2.2 Философы и их теории. 5

1.3.Социальная  философия 6

1.3.1 Термины 6

1.3.2 Философы и их теории 7

1.4. Философская антропология. Термины 8

Заключение 10

Список  литературы 10

2. Комментарии  к статье Павлова К.А. «На подступах к понятию логики». 11

3. Краткое изложение статьи Павлова  К.А. 15

 

 

Введение

     Философия это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость)1.  
    Философия, как специфическая форма духовной деятельности зародилась приблизительно в начале 1-го тысячелетия до н. э. Сам термин «философия» был введен в оборот древнегреческим математиком и мыслителем Пифагором в середине VI в. до н. э. Однако первое довольно развернутое объяснение содержания и смысла этого термина принадлежит Платону. А существенно осмыслить содержание понятия «философия» смог Аристотель.  
До вмешательства Платона и Аристотеля значение философии в основном определялось как систематизированная часть житейской мудрости или повседневного жизненного опыта человека, который выражался в символической своеобразной форме. Со времени глубокого изучения философии Платоном и Аристотелем, она уже не могла удовлетворяться просто любовью к мудрости, а стала стремиться к развернутому, последовательному учению, опирающемуся на фундаментальные представления о человеке, и мире, в котором осуществляется жизнедеятельность человека. Нужно отметить, что складывающаяся целостная картина бытия, с помощью которой можно прийти к пониманию своеобразия человека, в большей степени стала создаваться уже не в символической - образной манере, а в понятийных логических формах, логичными средствами. Однако художественные образы, символические методы выражения содержания опыта человечества в полной мере не были исключены из философии.

Глава 1. Античная философия.

      1. Термины

 

     Периодом возникновения античной философии считается  в VI в. до н. э., когда существующие традиционно-мифологические представления человека обнаружили свою неспособность удовлетворить новые запросы мировоззрения человека.  Существующая древнегреческая религия и мифология относится к политеизму или многобожию; богами являлись антропоморфные существа, обладающие могуществом и бессмертием, но ограниченной властью над миром. Сами боги вынуждены подчиняться судьбе, как и люди, судьба которых является слепой и грозной, неотвратимой силой, уклониться от которой невозможно никому. Богов, как и людей обуревают страсти. Боги не отделяются от человека огромной пропастью, они могут быть, то доброжелательными, то коварными. Они могут враждовать между собой, заключать союзы, влюбляться друг в друга и в людей, плести интриги. Геродот считал, что любое божество может быть завистливым и непостоянным, следит за соблюдением общего уровня и обязательно низвергает любого, кто смог возвыситься над этим уровнем. Боги являются блюстителями справедливости и гарантами принятых в обществе установок и правил2.  
    Специфика древнегреческой философии в начальном периоде ее развития это попытки понимания сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому самые первые греческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие назывались — «физиками».( греч. physis — природа). Их интересы определялись мифологией, традиционными языческими верованиями и культами. Древнегреческую мифологию называют религией природы, а самым важным вопросом этой рели был вопрос о происхождении мира. Мифология и философия имели существенные различия. Миф это повествование о том, кто создал все сущею. Философия задает вопрос  из чего все сущее произошло. Мышление «физиков» подчинялось образно-метафорическим формам. Свободу такого мышления дало учение пифагорейцев, у них все внимание было нацелено на понятие бытия. Бытие — это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того, постижимость разумом — важнейшее определение бытия3. Бытие — это то, что всегда есть. Мышление это способность постичь единство, а чувственное восприятие дает увидеть множественность, многообразие. В представлениях Платона, Аристотеля и других философов существовало понятие материи. Платон с его помощью пояснял причину многообразия чувственного мира. Материя, у Платона, лишена определенности и поэтому непознаваема.

      1. Философы и их теории.

 

     Философы античной философии создали ряд теорий. Ряд парадоксальных положений или апорий были предложены  Зеноном («затруднение», «безвыходное положение»). Первая апория «Дихотомия» («деление пополам») берется доказывать невозможность мысли у движение. Вторая апория - «Ахиллес и черепаха». Доказывает, что Ахиллесу никогда не догнать черепаху. Третья апория - «Стрела». Пифагорейцы говорили о сущности всех вещей с помощью чисел, что способствовало образованию и развитию математики. Начало числа было единое, или единица («монада»). Определение единицы дал древнегреческий математик Евклид в VII книге «Начал», «Единица есть то, через что каждое из существующих считается единым» 4. Одним из важных древнегреческих философов был Демокрит. Одним из его тезисов был тезис, что бытие это есть нечто простое, при этом понимая под ним атом или нерассекаемое, неделимое.           Демокрит материалистически трактует это понятие, считая атом наименьшей физической частицей. Атомов допускалось бесчисленное множество, что позволяло отвергать утверждение, что бытие одно. Демокрит считал, что атомы, разделены пустотой. Пустота является небытием, а таковое непознаваемо, он утверждал, что познаваемо бытие5. У Платона бытие характеризуется, как вечное и неизменное, которое может познать лишь разум, так же бытие по Платону представляется как множественное. Его ученик Аристотель подверг критике его концепцию бытия. Аристотель дал иное понятие сущности. Он называл сущностью (бытием) индивидов (индивид это неделимое).

1.2. Немецкая классическая философия

1.2.1 Термины

     Немецкая классическая философия это совокупность философских учений Канта, Фихте,. Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Значимые изменения в философии того периода связывают с Х. Вольфом (1679—1754). В сороковые годы XVIII века учение Вольфа приобрело статус самого влиятельно философского движения Германии. В пятидесятых годах возникла мода на материализм и свободомыслие. Методологические изыскания сделали популярным Ламберта, автор а«Нового органона» (1764). Тетенсом (1738—1807) был создан трактат по философии сознания и антропологии, самый утонченный трактат– «Философские опыты о человеческой природе и ее развитии» в 1777 году. По замыслу Тетенса сознание возникает вследствие самопроизвольной активности души совместно со сменой психических состояний. Такая творческая активность это только особенность человека. Наличие творческой активности легко объясняет, откуда возникают высшие душевные способностей, такие, как чувства, разум, свободная воля. Эта активность проявляется не только в сознании, но и в постоянном стремлении к развитию. Поэтому человека, по Тетенсу, можно определить как существо, которое способно совершенствоваться. Однако воздействие на последующее развитие филосовских мыслей идеи Тетенса не было таким уж большим. Совсем по другому был воспринят И. Кант, который испытал влияние Баумгартена, Крузия, Юма, Руссо, опираясь на полученные знания, создал оригинальное собственное учение. В этом учении Кантом были преодолены крайности рационалистической и эмпиристской методологий и нашел середину между догматизмом и скептицизмом. В итоге появилась величественная философская система. С помощью которой было оказано революционное воздействие на всю без исключений европейскую философию.

1.2.2 Философы и их теории.

     И. Кант родился и вырос Кенигсберге. Всю жизнь он посвятил философии, хотя не забывал и про светскую жизнь. В творческих работах Канта можно выделить 2 периода: докритический (примерно до 1770 года) и критический.  В докритический период для Канта характерен интерес к естественным научным и натурфилософским темам. В это время им были созданы работы по истории Земли, рассуждения о причинах землетрясений. Важным трактатом этого периода стала «Всеобщая естественная история и теория неба», написанная в1755 году.  На ряду, с догматическими работами раннего периода Кант создавал трактаты с трезвыми методологическими изысканиями аналитического толка6. Кант мечта отыскать способы превратить метафизику в точную науку. В этот период своего творчества, Кант видел главной проблемой философии границы человеческого познания. Этой теме он посвящал труды и в критический период, в главной своей работе «Критика чистого разума».

Самым знаменитым последователем Канта был Иоганн Готлиб Фихте. Первой публикацией стал «Опыт критики всякого откровения», в духе критицизма в духе самого Канта. Так же Фихте предложил тезис «Я есть Я». Когда отождествление Я с собой происходит спонтанно при самопознании, самополагании Я, которое соединяет в себе теоретическую и практическую части.  

1.3.Социальная философия

1.3.1 Термины

    Социальная философия это наука, изучающая возможности сознательного упорядочения людьми общественных отношений, которые открываются перед людьми в различное время, а так же, средства строительства социальных отношений. Характер объективных преград, встающих перед людьми, осознаваемые ограничения людьми и проявляющиеся в практике, насколько адекватно эту проблему отражали философские системы и идеологические конструкции прошлого и настоящего7.

    Функции социальной философии: - экстраполяции универсалий ( заключается в выявлении общих идей, понятий, представлений, на которые опирается общественная и историческая жизнь людей;- рационализации и систематизации (заключается в переводе в логическую и теоретическую формы суммированных результатов опыта человечества при всех его разновидностях: практической, познавательной, ценностной);- критическая (заключается в критике догматического способа мышления, познания, заблуждения, предрассудков, ошибок);- формирование на определенной ступени развития общества теоретического обобщенного образа мира8. Все функции социальной философии взаимосвязаны диалектически. Каждая функция предполагает наличие остальных, и таким образом внедряет их в свое содержание. Отсюда мы можем говорить, что исследования общественных процессов в социально-философском смысле будет успешным, если при этом будет обращено больше внимания на каждую функцию философии.

    Основной задачей социальной философии является раскрытие сущности общества, дать характеристику общества, как части мира, отличающуюся от иных частей мира, но связанных с ними в воедино.

1.3.2 Философы и их теории

 

    Современный философ К. Х. Момджян особое внимание уделял проблемам концепции природы социально - филосовского познания, он предложил модель «бинарной» философско - социальной теории, предпринял попытку систематизации социально - филоских категорий, рефлексивного изложения методом восхождения от абстрактного к конкретному. Занимается исследованием причин возникшего в современной социальной теории «кризиса фрагментации», который проявляется в неслыханном разбросе мнений о природе социальной реальности, а так же способах ее философского и социального постижения. Момджян заметил, что конкретные науки каждая отрабатывает свою часть, философия же дерзнула попытаться осмыслить мир во всей его тотальности, универсальности, всеобщности9. Тотальность мира раскрывается с помощью философии в двух связанных друг с другом аспектах. Условно мы можем их назвать «субстанциальным» и «функциональным». В первом случае мы говорим о поисках существенных и неслучайных подобий между подсистемами целостного мира. Во втором случае мы говорим о попытках объяснить подобные сходства раскрытием существенных и неслучайных связей10.

 
1.4. Философская антропология. Термины

 

Философская антропология это учение о человеке с точки зрения самого бытия человека11. Размышления философов о человеке и бытие человека обхватывают обширный круг проблем, их спектр практически неисчерпаем.

В связи с  этим, многие философы говорят об антропологизме в более узком смысле, как об особом направлении исследований, направленных на изучение проблемы сущности человека и структуры этой сущности. А в широком смысле, говорят обо всей системе философских взглядов, включающей в себя, учения о человеке и его бытие в природе и обществе. Философскую антропологию можно назвать антропоцентристским философским учением, в связи с тем, что человек в ней является центральной осью. Антропоцентризм философской антропологии состоит в том, что человек  это центр изучения философии, а так же в том, что почти во всех школах принято считать, что человек это центр мира.

 

1.4.1 Философы и  их теории.

 

Немецким мыслителем М. Шелером (1874—1928) в ряде работ упоминается о кризисе в развитии современной западноевропейской культуры, предприняты попытки поиска и указания выхода из этого состояния. Кризисность общества, возникшие социальные противоречия и прочие коллизии Шелер называет проявлением кризиса человека и его личности. Задачей философской антропологии, Шелер называет необходимость демонстрации того, как из человеческого бытия получаются все достижения и свершения человека, сюда можно отнести язык человека, его совесть, государство, науку, мифы, религию, все, что характеризует человека. Шелер считает, что этот интерес и создал возможность формирования философской антропологии, которая способна быть мировоззренческой основой для всех знаний о человеке и обществе12. Известный немецкий философ А. Гелен (1904—l976), считает, что человек это животное биологическая неспециализированное, что делает его «ущербным существом потому что он (в отличие от других животных) плохо оснащен инстинктами и не может вести чисто естественное существование а ею интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомически»13. Ущербность считается источником человеческой активной деятельности, и является компенсацией биологической неполноценности человека. Подобные идеи о человеческой сущности принадлежат К. Лорецу (1903—1989). Он опирался на биологическую природу человека, определяемую его инстинктами. Система инстинктов представляет собой систему взаимодействий между большим количеством независимых переменных  питания, размножения, половой инстинкт. Лоренц подчеркивает, человек это как бы корабль, которым командует множество капитанов14.

Заключение

В заключении можно сказать, что философия занимает такое же место в жизни людей, как и наука, религия и искусство. Хотя большинство ученых не считают философию наукой. Сходство с наукой философия получает в том, что в ней, используют рациональные способы рассуждения. Однако философию от конкретных наук отличает отсутствие определенных и общепризнанных знаний и результатов. Философия говорит о целостности бытия, о глубинах человеческого сознания, которые просто не смогут быть предметом научного познания.

 

Список  литературы

Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.

Бенин В. Л., Десяткина М. В., Очерки социальной философии. М.,1994.

Добрынина В. И., Грехнев В. С., Добрынин, Осипова Н. А.,  Философия XX века. Учебное пособие. М., ЦИНО общества "Знание" России, 1997

Момджян К. Х. Социум. Общество. История. М., 1994

Миронова В. В.Философия: Учебник для вузов, М.: Норма, 2005. — 928 с.

 

 

 

 

 

 

2. Комментарии к статье  Павлова К.А. «На подступах к понятию логики».

 

     В статье Павлова К. А. «На подступах к понятию логики» рассматривается проблема двоякого понимания определения логики и формальной логики современными авторами. Я согласна с Павловым в том, что в  современной философской литературе понятие природы логики рассматривается с позиции формального характера природы логики. Хотя на сегодня остается еще много не решенных вопросов относительно природы логики, ее формы, понимание формы логики, действительно ли причиной логического рассуждения будет являться форма логики.

    По прежнему существующий вопрос о содержательном понятии логики в современной логической литературе делает статью Павлова К.А. своевременной и актуальной.

     Главной мыслью статьи является поиск содержательного определения логики. Для этого автор обращается к истории развития логики, где рассматривает идеи связи логики с понятием правильного рассуждения. Причем указывает, что эта идея оставалась руководящей до середины двадцатого столетия. Так же Павлов проводит глубокий анализ современных источников и совершает поиск содержательного определения логики в современной литературе. Здесь рассматривая философский смысл логики, автор утверждает, что «перемены, происшедшие в Логике в XX веке, приблизили ее к реальному мышлению и тем самым к человеческой деятельности»15 Одной из разновидностей философского смысла логики является идея связи логики с понятием правильного рассуждения. Философским смыслом логики занимался еще Аристотель, но данный вопрос остается открытым и сегодня.

    В статье Павлов  ставит перед собой и перед  нами ряд задач. Первой задачей является номинальное определение логики. С целью получения целостного образа логической ситуации, автор обращается к современным сводным работам ,учебникам, энциклопедиям, обзорам.  В многообразии современных источников трактующих логику каждый на свой лад. Автор ставит еще одну задачу  - выявление объединяющей все труды сквозной, но общей характеристики цели логики. И отвечает нам тем, что, по его мнению, цель эта заключается в том, что логика должна быть как-то связана с прояснением понятия правильного рассуждения. 

Информация о работе Античная философия