Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:54, лекция
Большую роль в подготовке античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь. Это говорит, о том, что здесь проявлялась характерная для предфилосфского сознания магия чисел.
Политика Аристотеля.
В своем произведении «Политика» Аристотель дает новое определение человека: «Человек от природы есть политическое животное». Человек живет в разных формах социальных объединений. Первая и простейшая форма объединения – семья, более поздняя – община, самая совершенная форма объединения – городская община (либо полис). Политика есть наука об устройстве полиса (государства).
Аристотель обосновывает идею рабства. Рабы – все те, у кого нет государства, значит, нет политичности. Тело – раб души, душа – господин тела. В Ликее под руководством Аристотеля были описаны 158 государственных устройств. Из их сравнения появилось разделение государственных форм на правильные и ошибочные.
Правильные формы государственных устройств:
- монархия – наследственная власть одного человека;
- аристократия – наследственная власть привилегированных сословий;
- полития – власть наилучших.
Ошибочные формы государственных устройств:
- тирания – наследственная власть одного человека;
- олигархия – власть нескольких;
- демократия – власть большинства.
Наилучшим устройством являлась полития, то есть правление лучших или философов.
Итог: с философии Аристотеля начинается упадок античной философской мысли. Философия Сократа, Платона и Аристотеля стали наивысшим достижением античной философии, классическим периодом античной философии.
Философия киников.
Киники – одна из философских школ Древней Греции сократического периода. Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
Главная цель кинического учения – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) – и проверка данного образа жизни на себе.
Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
Диоген Синопский (IV в. до н. э.) – наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена – «кинос», «собака», что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действительности название – от слова «Киносагр» – холм в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:
Философия стоиков.
Основателем данной философской школы считается Зенон Китийский.
Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов:
Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) – освобождение от влияния внешнего мира. Но, в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни попрошайничестве, бродяжничестве и др., стоики избрали иной путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.
Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).
К характерным чертам стоической философии также относятся:
Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.
Сенека (5 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных
дел
и покончил жизнь
В своих произведениях философ:
Марк Аврелий Антонин (121 – 180 гг. н. э.) – крупнейший римский философ-стоик, в 161 – 180 гг. – римский император. Написал философское произведение "К самому себе".
К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:
Философия Эпикура.
Эпикур (341 – 270 до н.э) – древнегреческий философ-материалист.
Философия Эпикура делится на 3 раздела:
Основными положениями Эпикура о природе и космосе являются следующие:
Каноника (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:
Эстетику Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:
Философия скептиков.
Основателем скептицизма считают Пиррона (360 – 270 до н.э.) На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Быть может участие Пиррона в азиатском походе Александра Македонского и знакомство с индийскими аскетами и сектантами способствовали формированию такого рода этических воззрений, прежде всего идеи безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно.
В то время интерес к философии и вообще к теоретическим проблемам резко падал. Философов больше интересовал не столько вопрос о том, что есть и как существует мир, сколько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий. Мудрецом следует назвать такого человека, который знает и может помочь понять, как научиться жить; мудрец – это своего рода мастер, но не в научном знании, это умелец в жизни. По Пиррону, философ – это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Философ обязан ответить на такие вопросы: из чего состоят вещи? Как мы должны относиться к этим вещам? Какую выгоду мы можем получить из такого отношения к ним? Согласно Пиррону, на первый вопрос мы не в состоянии получить ответа: всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Что же делать? На этот вопрос философ отвечает:
«Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо!» Скептицизм Пиррона – это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления. Если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким». Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности. Именно в этом и состоит высшая степень доступного философу истинного счастья.
Термины.
Актуальное и потенциальное – согласно Аристотелю, все существующее бывает актуальным и потенциальным. Потенциально существующее – это материя, из которой все создается в этом мире. Материя есть чистая потенциальность. Актуально существующее – это процесс воплощения формы в материи. Аристотель считал, если некое сущее изменяется (например, от холодного к теплому), должно существовать нечто, что остается неизменным; кроме того, должен существовать актуальное начало, позволяющее отличать более раннее состояние от последующего. Сохраняющееся начало – это материя, актуальное начало – форма.
Апория – (греч. безвыходное положение) – понятие, означающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему. Апория возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие. Апорией принято называть рассуждения Зенона (сам он не употребляет этот термин) о невозможности движения. В апории «Дихотомия» утверждается, что, прежде чем пройти какое–либо расстояние, необходимо пройти его половину, чтобы пройти половину, нужно пройти половину этой половины и т. д. до бесконечности. Отсюда делается вывод: движение и не может начаться. В апории «Ахиллес и черепаха» говорится, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепахи, т. к. за то время, пока бегун достигает того места, где находилась черепаха в момент «старта», черепаха успеет продвинуться на какое–то расстояние вперёд и т. д. Верно подметив противоречивость движения, но не поняв единства его противоположных моментов, Зенон сделал вывод о немыслимости, а тем самым о невозможности движения вообще. Философский смысл термин апория впервые принимает у Платона и у Аристотеля. Аристотель дает определение этого термина как «равенства противоположных заключений».
Архе – (от греч. начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии – первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.