Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:04, реферат

Описание работы

Под античной философией (античный – древний) принято понимать философские
взгляды и учения мыслителей Древней Греции и древнего Рима, имевшие место в длительный
исторический период – с конца 7в до н.э. до начала 5 в н.э.
В античной философии принято выделять три крупных период

Файлы: 1 файл

2_Antichnaya_filosofia.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

              Как и в природе, в мире идей тоже существует своя иерархия, некая пирамида. Верховной  среди них является идея блага, в отличие от идеи зла. Но и материя в учении Платона играет все же не последнюю роль в мироздании. Материя безжизненна, и лишь идея способна вдохнуть в нее жизнь.  Так же Платон пришел к выводу о существовании некой мировой души как динамической и творческой силы, источника всей жизни. Порядок и последовательность мироздания сотворены Богом как демиургом всего сущего.

- гнесеология. В теории познания Платон подчеркивал, что органы чувств дают нам сведения лишь о неподлинном мире. Истинным и надежным является познание разумное. Это есть воспоминание   души о тех идеях, с которыми она когда-то встречалась до вселения в тело человека.

- о душе. Души бессмертны, тело является лишь временным пристанищем. Высшей часть души является   разум, который ориентирует человека на  высокое и благородное, на любовь и красоту, поэзию и мудрость.  Душа человека состоит из трех частей – разумная, волевая, чувственная (страстная, вожделеющая).

- о государстве. В государстве должны быть представлены три социальные группы – в соответствии с тем, какая часть души преобладает. Первая – мудрые философы- правители, у которых преобладает разумная часть души. Вторая – стражи (воины), у которых преобладает страстная, волевая часть души. Третья – земледельцы, ремесленники с вожделеющей частью души. Такое государство будет прочным, т.к. каждый будет заниматься своим делом. Существующее социальное неравенство естественно, т.к .было создано богами.

      Плато отрицательно  относился к демократии. Т.к. это  «безумие большинства», «власть  толпы». В силу этого демократия всегда перерождается в тиранию и новое рабство. Идеальным типом государства может быть аристократическая республика. Т.к. там будут править лучшие, наиболее способные к этому.

              Линия Платона проходит сквозь  всю история мировой философии.

  Аристотель (384-322г.до.н.э.) родился в Страгире. Ученик Платона, воспитатель А.Мекедонского. Сочинения – Логика (Органон), О природе,  История животных, Метафизика,  Этика и политика, Риторика и др.

             Вершина в развитии древнегреческой философии. Он основал Ликей (перипатетическую школу).  Был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, экономику, логику, физику, биологию, метеорологию и др.

 Его взгляды имели  большое влияние на последующее  развитие человеческой мысли. Философское учение было развито Ф.Аквинским.

- философия – это наука об общих (высших) началах и причинных всего сущего, это система научных знаний. Она появляется на основе «эпистемы» - знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта.

-онтология. Основа бытия – первоматерия, как потенциальная предпосылка («строительный материал») всего сущего. Затем – 4 элемента – огонь, воздух, вода и земля как промежуточная ступень. Все вещи представляют собой комбинацию этих элементов. Вещи возникают под воздействием формы – некой активной причины, внутреннего двигателя.  Реальный мир – это единство материи и формы (сущности). Формой всех форм является Бог как некий «перводвигатель». Бог – это то, что движет, само же остается неподвижным. Сообщив миру первотолчок, он придал всем телам и цель их дальнейшего движения и развития.

Развитие мира – бесконечная цепь превращений возможности (материя) в действительность (отдельные вещи) под воздействием формы (внутренней активной причины).

Критиковал Платона за то, что искусственно разделил все сущее  на две реальности, отделив их и тем самым лишив внутреннего источника движения и развития.

-гносеология. Познание мира Аристотель рассматривает  как постижение веще органами чувств. Это первая ступень, Это база для мышления. Он разработал учение о категориях  как специальных научных понятиях, «клеточках» процесса человеческого мышления. Он выделил такие понятия как «сущность», «субстанция», «количество», «качество», «время». Мышление человека есть не что иное как  оперирование понятиями, в том числе и философскими. Аристотель считается основателем логики – науки о способах, формах и законах правильного мышления. Логика учит тому, как происходит выведение нового знания, как протекает обобщение уже известных сведений и доказательств и освобождение от противоречий в познании. Логика является орудием («органоном») поиска и систематизации знаний о мире. Сформулировал законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего.

- Аристотель создал иерархию уровней всего сущего: неорганические образования, мир растений и живых существ, мир различных видов животных,  человек.

-об этике. Ввел термин «этика». Все  добродетели делит на нравственные (рождаются из привычек, нравов) и мыслительные (разумные, они образуются благодаря обучению). Считал, что человек делает себя сам посредством своих усилий. Нравственность – это приобретенные качества души. Быть добродетельным означает быть разумным и способным избегать крайностей, являться образцом для других людей. Нравственный человек всегда гармоничен, он состоит в разладе с самим собой и другими людьми. Мудрость – это наличие разумной души.

-о человеке. Человек существо общественное и политическое. Т.е. не может жить вне общества, не объединяясь в группы.

-о государстве, политике. Разделил формы государственного устройства на «правильные» (монархия, аристократия, полития – республика с опорой на средний класс)  и «неправильные» (тирания, олигархия и демократия). Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, отклонение от политии – демократию. Отклонение от демократии - охлократию. Важное условие существования государства – наличие гражданина как полноправного и ответственного участника всех государственных дел. Рабство естественно, т.к. это варвары, которые отличались от господ приспособленностью к грубому физическому труду. Раб является «одушевленным инструментом», «говорящим орудием».

-об экономике.  Он был сторонником частной собственности, считаю ее справедливой и эффективной, побуждающей добросовестно трудиться. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство.

-основатель биологии. Раскрыл  сложную иерархию мира жизни  на нашей планете, отметив  наличие переходных форм между растениями и животными («лестница существ»).

-Планету земля Аристотель  считал центром мироздания, а конечным и вечным источником всех форм жизни и движений на ней – Бога.

Многогранное творчество Аристотеля завершает собой классический период в древнегреческой философии. Это было время наиболее интенсивного,  разностороннего и продуктивного творчества в сфере духа.

 

3. Эллинистический, Римский  период  (4 в до н.э. – 5 в н.э.). Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.).

Эллинизм воспринимается различными направлениями в истории по-разному. Зачастую эллинизм рассматривается не только как период существования эллинистических государств, образовавшихся в результате распада державы Александра Македонского, но и как период культурного взаимовлияния греческой и местных, преимущественно восточных, культур, при этом хронологические рамки эллинизма могут быть расширены до падения Рима (475г.н.э.), а географические границы могут включать также Северную Африку, Италию, Испанию и другие завоеванные Римом государства. Культурное взаимодействие привело к образованию единой, несмотря на хорошо отличимые локальные отличия, эллинистической культуры, в которой общими для всех являлись греческий язык, греческие мифологические сюжеты и греческие эстетические.

             В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм (Антисфен, Диоген). Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:

  • простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
  • умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
  • верность, храбрость, благодарность.

Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (ἁπλοκύων, истинный пёс). От этого слова происходит название школы, кинизм. (По другой версии, название школы происходит от названия места, где находился гимнасий, в котором Антисфен вёл беседы с учениками — Киносарг, «Зоркий пёс».) Эта программа Антисфена послужила основой программы всей школы, а на могиле Диогена Синопского был установлен памятник паросского мрамора со скульптурой собаки.

            В проведении своей программы  кинизм отталкивался от общепринятых взглядов и развивал новые, прямо противоположные существующим. Отдельные элементы, характерные для кинической этики, «носились в воздухе» и встречались, помимо Сократа, например, в философии софистов и у Еврипида. Но специфически эти идеи были оформлены как система именно школой кинизма:

              Киническая этика исходит из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального кодекса среднего индивида. Такая этика, прежде всего, негативна, «перечеркивает» общепринятые ценности и требует «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Концепция кинической добродетели сводится т.о. к четырём положениям:

  • Натурализм, исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.
  • Субъективизм, основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.
  • Индивидуализм, ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.
  • Эвдемонизм, предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.

Таким образом этический идеал кинизма формируется как:

  • крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
  • презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
  • насмешка над всеми условностями;
  • демонстративная естественность и безусловность личной свободы.

Как сумма, в центре кинической философии находится человек с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, и не ждет божественных указаний для решения собственной жизни. При этом индивидуалистический протест киников не вырождается в эгоизм, готовый удовлетворять ego одного за счёт других. Индивидуализм киников приводит к принципу внутренней свободы, которая добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом». Таким образом, отрицание киников не являлось нигилизмом.

Будучи философией «практической этики», кинизм предполагает, что главным инструментом манифестации этического идеала будет повседневная жизнь его представителей. Основатель школы Антисфен полагал, что добродетели можно научить. В этом отношении Антисфен первым стал вести образ жизни, искусственно подчеркивающий и выделяющий элементы кинической программы на фоне активности общей массы, и имеющий нарочито-демонстративный характер.

 

                Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты, как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Образ мудреца вообще, созданный Антисфеном, был далее развит в стоицизме, а по созданному им образу киника (в частности, короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох, нищенская сума) киников опознавали на протяжении всей античности.

                  Особую известность в этом отношении приобрёл ученик Антисфена Диоген Синопский, прославившийся невозмутимой последовательностью, с которой он осуществлял развиваемый им этический идеал. В своих беседах и повседневной жизни Диоген вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию; но не столько с целью оскорбления или унижения её, сколько из потребности обратить внимание на собственную программу.

                 Так как кинизм по существу представлял собой благодатную почву для маргинального поведения, вовсе не связанного с философской программой, в среде киников оказалось немало субъектов, расположенных к решению проблем личной рутины посредством антиобщественного поведения. Отсюда неудивительна традиция критики и осмеяния киников, которая сложилась уже во времена основания школы, при Антисфене и Диогене. (Характерно, позднейший термин «цинизм» произошёл от названия школы «кинизм».) Тем не менее, справедливо замечание многих исследователей, считающих, что нарочитую эпатажность и маргинальность считать основной характеристикой всей школы не следует.

Информация о работе Античная философия