Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 23:16, контрольная работа

Описание работы

Философия - искусство рассуждения, способ обучения критическому мышлению. Только возникновением новой традиции обсуждения мифов, в основе которой лежит «изобретение критического мышления», можно объяснить тот факт, что в ионийской школе три первых поколения философов создали три различных учения. Имеются в виду Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Содержание работы

1. Философия милетской школы 3
2. Гераклит и элейская школа о диалектике. 4
3. Философия Платона. 5
4. Философия Аристотеля. 6
5. Философия Демокрита. 8
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

ПКЗ философ.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

 

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Кафедра гуманитарных основ государственной службы

 (кафедра)

Философия

(дисциплина)

 

Письменное контрольное задание 
для студентов дистанционного обучения

 

 

 

 

 

Студент  .

 

Группа      06464

 

Дата           17.11.2013 г.

   
 

Преподаватель Яблонских Е.В.

   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Тема  8.  АНТИЧНАЯ  ФИЛОСОФИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Философия  милетской  школы

 

Философия  -  искусство  рассуждения,  способ  обучения  критическому  мышлению.  Только  возникновением  новой  традиции  обсуждения  мифов,  в  основе  которой  лежит  «изобретение  критического  мышления»,  можно  объяснить  тот  факт,  что  в  ионийской  школе  три  первых  поколения  философов  создали  три  различных  учения.  Имеются  в  виду  Фалес,  Анаксимандр  и  Анаксимен.

Эту  школу  также  называют  милетской,  поскольку  три  ее  главных  представителя  жили  в  Милете,  крупнейшем  городе т Ионии,  средниземноморского  побережья  малой  Азии.  На  примере  этой  первой  в  истории  философии  школы  можно  также  понять,  что  означает  философская  школа  как  таковая  и  в  чем  ее  специфика.  Философская  школа  в  широком  смысле  слова  представляет  собой  направление  мысли,  которое  создается  учителем  и  его  учениками  и  может  существовать  в  течение  нескольких  поколений.  Представители  данной  школы  решают  одну  или  близкие  философские  проблемы,  например,  представители  милетской  школы  занимались  поисками  первоначала.

Фалес  произвел  буквально  переворот  в  мировоззрении,  выдвинув  идею  субстанции  -  первоосновы  всего,  обобщив  все  многообразие  в  единосущее  и  усмотрев  начало  всего  во  влаге:  ведь  она  пронизывает  собой  все.  Влага  вездесущая  стихия:  все  происходит  из  воды  и  в  воду  же  обращается.  Вода  как  естественное  начало  оказывается  носителем  всех  изменений  и  превращений.

Преемник  Фалеса  Аниксимандр  первым  возвысился  до  оригинальной  идеи  бесконечности  миров.  За  первооснову  сущего  он  принял  апейрон  -  неопределенную  и  беспредельную  субстанцию:  ее  части   изменяются,   целое   же  остается  неизменным.  Это  бесконечное начало  характеризуется  как  божественное,  созидательно-движущее  начало:  оно  недоступно  чувственному  восприятию,  но  постижимо  разумом.  Поскольку  это  начало  бесконечно,  оно  неистощимо  в  своих  возможностях  образования  конкретных  реальностей.  Это  вечно  живой  источник  новообразований:  в  нем  все  находится  в  неопределенном  состоянии,  как  реальная  возможность.  Все  существующее  как  бы  рассыпано  в  виде  крохотных  долек.  Так  малые  крупицы  золота  образуют  целые  слитки,  а  частички  земли  -  ее  конкретные  массивы.

Третий  представитель  милетской  школы  -  Анаксимен.  Он  полагал,  что  первоначалом  всего  является  воздух,  мысля  его  как  бесконечное  и  видя   в  нем  легкость  изменяемости  и  превращаемости  вещей.  Согласно  Анаксимену,  все  вещи  возникли  из  воздуха,  и  представляют  собой  его  модификации,  образующиеся  путем  его  сгущения  и  разряжения.

Милетцы  осуществили  прорыв  своими  воззрениями,  в  которых  однозначно  был  поставлен  вопрос:  «Из  чего  все?».  Ответы  у  них  разные,  но  именно  они  положили  начало  философическому  подходу  к  вопросу  к  вопросу  происхождения  сущего:  к  идее  субстанции,  то  есть  к  первооснове,  к  сущности  всех  вещей  и  явлений  мироздания.

2. Гераклит  и  элейская  школа  о  диалектике.

 

Великим  диалектиком  античного  мира  является  Гераклит  из  Эфеса.  Все  существующее,  по  Гераклиту,   постоянно  переходит  из  одного  состояния  в  другое.  Ему  принадлежат  знаменитые  слова:  «Все  течет!»,  «В  мире  нет ничего  неподвижного:  холодное  теплеет,  теплое  холодеет,  влажное  высыхает,  сухое  увлажняется».  Возникновение  и  исчезновение,  жизнь  и  смерть,  рождение  и  гибель  -  бытие  и  небытие  -  связаны  между  собой,  обусловливая  и  переходя  друг  в  друга.

Получается,  что  ничего  нет,  все  лишь  становится.  Согласно  воззрениям  Гераклита,  переход  явления  из  одного  состояния  в  другое  совершается  через  борьбу  противоположностей,  которую  он  называл  вечным  всеобщим  Логосом,  то  есть  единым,  общим  для  всего  существования  законом.

Гераклита  считают  ярким  представителем  религиозного  движения  своего  века.  Он  разделял  идею  бессмертия  души,  считая  смерть  рождением  души  для  новой  жизни.

Гераклит  подчеркнул  одну  сторону  противоречия  бытия  -  изменение  вещей,  текучесть  сущего,  а  Парменид  и  Зенон  (наиболее  известные  представители  элейской  школы)  обратили  внимание  на  другую  сторону  -  на  устойчивость,  сохранение  вещей.  Если  Гераклит  утверждал,  что  все  изменяется,  то  Парменид  -  прямо  противоположное:  ничто  не  изменяется.

Центральной  идеей  Парменида  является  бытие,  соотношение  мышления  и  бытия.  Мышление  всегда  относится  к  чему-то,  ибо  без  сущего,  о  котором  оно  высказывается,  мы  не  найдем  мысли.  Сущее  Парменид  считал  лишенным  изменчивости  и  многообразия.  Парменид  тем  самым  создал  непроходимую  пропасть  между  миром,  как  он  дан  нам  в  восприятии,  полным  движения,  и  миром  единого  и  неподвижного  бытия,  открывающегося  мышлению.

Вопрос  о  движении  действительно  не  так  прост,  как  может  показаться  на  первый  взгляд.  Зенону  Элейскому  принадлежат  знаменитые  апории  (парадоксы).  Одна  из  них  «Летящая  стрела»  утверждает:  если  летящая  стрела  находится  в  покое  каждое  мгновение,  занимая  определенную  точку,  то  она  вообще  находится  в  покое,  то  есть  не  движется.  Это  что-то  вроде  точки  во  времени  -  так  как  каждое  мгновение  неделимо  -  то  в  его  пределах   стрела  не  может  изменить    своего    положения.   А    если    она    неподвижна    в   каждую данную  единицу  времени,  она  неподвижна  и  в данный  промежуток  его.  Движущееся  тело  не  движется  ни  в  том  месте,  которое  оно  занимает,  ни  в  том,  которое  оно  не  занимает.  Поскольку  время  состоит  из  отдельных  моментов,  поскольку  движение  стрелы  должно  складываться  из  суммы  постоянного  покоя.  Это  также  делает  невозможным  движение.

Апории  Зенона  связаны  с  диалектикой  дробного  и  непрерывного  в  движении.  На  самом  деле  здесь  отрицается  не  движение  вообще,  но  возможность  получить  движение  из  отдельных  неподвижных  и  вполне  дискретных  его  точек.

Таким  образом,  элеатам  не  удалось  доказать,  что  движения  нет.

3. Философия  Платона.

 

Учения  Гераклита,  Пифагора,  Анаксагора,  Демокрита,  Парменида,  Сократа  создали  основу  для  глубоких  обобщений  и  великого  синтеза,  осуществленного  учеником  Сократа  Платоном.  Сократ  отождествил  законы,  принятые  в  афинском  государстве,  с  истиной,  и  незаслуженные  обвинения  и  казнь  доказали  как  его  мужество  и  верность  своим  взглядам,  так  и  их  уязвимость.

Платон  воспринял  сократовский  метод  спора,  доведя  его  до  совершенства,  и  учение  общечеловеческой  истине  использовал  для  решения  основных  проблем  бытия:  например,  как  устроен  мир,  каковы  причины  развития  мира.

Главным  достижением  Платона  является  то,  что  он  разработал  концепцию,  в  соответствии  с  которой,  помимо  нашего  чувственного  мира,  который  мы  видим,  слышим  и  ощущаем,  существует  еще  мир  сверхчувственный  -  мир  идей  (греческое   слово  «idea»  означает  «образ»,  а  также  «вид»,  «род»).

Идея  -  центральная  категория  в  философии  Платона.  Идея  вещи есть  нечто  идеальное.  Так,  к  примеру,  воду  мы  пьем,  но  не  можем  же  мы  пить  идею  воды  или  есть  идею  хлеба,  расплачиваясь  в  магазине  идеями  денег:  идея  -  это  смысл,  сущность  вещи.

В платоновских  идеях  обобщена  вся  космическая  жизнь:  они  обладают  регулятивной  энергийностью  и  управляют  Вселенной.  Платон  трактовал  идея  как  некие  божественные  сущности.  Платон  доказывает  существование  Бога  чувством  нашего  сродства  с  его  природой,  которое  как  бы  «вибрирует»  в  наших  душах.  Существенной  составляющей  мировоззрения  Платона  является  вера  в  богов.  Платон  считал  ее  важнейшим  условием  устойчивости  общественного  миропорядка.

В  своем  учении  о  познании  Платон  подошел  с  позиции  диалектики  (диалектика  -  искусство  рассуждать).  Особенно  Платон  разрабатывал  диалектику  единого  и  многого,  тождественного  и  иного,   движения  и  покоя  и  т.д.  Для  философии  природы  Платона  характерна  ее  связь  с  математикой.  Платон  анализировал  диалектику  понятий.  Это  имело  огромное  значение  для  последующего  развития  логики.

В  рассмотрении  проблемы  общества  и  государства  Платон  опирался  на  излюбленную им  теорию  идей  и  идеала.  «Идеальное  государство»  является  сообществом  земледельцев,  ремесленников,  производящих  все  необходимое  для  поддержания  жизни  граждан,  воинов,  охраняющих  безопасность,  и  философов-правителей,  которые  осуществляют  мудрое  и  справедливое  управление  государством.

Философия  Платона  почти  вся  пронизана  этическими  проблемами:  в  его  диалогах  рассматриваются  такие  вопросы,  как  природа  высшего  блага,  его  осуществление  в  поведенческих  актах  людей,  в  жизни  общества. В  своих  этических  воззрениях  Платон  исходил  из  предположения  Сократа,  что  добродетель  как  положительное    нравственное    качество    и   знание   тождественны   и, чтобы  правильно  вести  себя,  -  достаточно  знать,  что  хорошо  и  что  плохо.  Стремление  к  удовольствиям  должно  подчиняться  разуму  и  добродетели.  Платон  дает  такую  формулу  счастья:  гармония  знания  и  наслаждения  по  правилам  меры,  истины  и  красоты.

4. Философия  Аристотеля.

 

Аристотель  продолжил  линию  преемственности,  которая  началась  с  Сократа.  Ему  суждено  было  стать  самым  известным  учеником  Платона  и  достойным  продолжателем  его  дела.  Аристотель  усвоил  не  только  систему  Платона,  но  постепенно  стал  создавать  собственное  учение.

Платон  и  Аристотель  отличались  не  только  взглядами,  сколько  характером  и  отношением  к  поиску  истины.  Платон  -  вдохновенный  художник  и  писатель,  которого  фантазия  уносит  из  реального  мира.  Аристотель  -  собранный  вдумчивый  исследователь,  который  ничего  вокруг  не  склонен  оставлять  без  внимания  и  определения.  Хотя  в  античные  времена  не  было  науки  в  современном  понимании,  Аристотель  подошел  к  ней  ближе  всех  и  был,  можно  сказать,  типичным  ученым.

Аристотель  не  отрицал  существования  идей,  но,  во  многом  отойдя  от  своего  учителя  Платона,  считал,  что  находятся  они  внутри  отдельных  вещей  как  принцип  и  метод,  закон  их  становления,  энергия,  фигура,  цель.  Понятая  так  «идея»  была  названа  впоследствии  латинским  словом  «форма».  Под  формой  Аристотель  разумел  активный  творческий  фактор,  благодаря  которому  вещь  становится  действительной.  Форма  -  это  стимул  и  цель,  причина  становления  многообразных  вещей  из  однообразной  материи.  Форма  и  материя  неразрывно  связаны  между  собой,  так  что  каждая  вещь  в  возможности    уже    содержится    в    материи    и   путем   естественного развития  получает  свою  форму.  Материя  выступает  как  возможность  и  как  своего  рода  субстрат  сущего.  Мрамор,  например,  можно  рассматривать  как  возможность  статуи,  он  же  есть  материальное  начало,  субстрат,  а  высеченная  из  него  статуя -  это  уже  единство  материи  и  формы.

Одинаковым  двигателем  мира  является  бог,  определяемый  как  форма  все  форм,  как  вершина  мироздания.  Бог  есть  первая  причина  движения,  начало  всех  начал,  ведь  ряд  причин  не  может  быть  бесконечным  или  безналичным.  По  Аристотелю,  божество  служит  предметом  высшего  и  наиболее  совершенного  познания,  так  как  все  знание  направлено  на  форму  и  сущность,  а  бог  есть  чистая  форма  и  первая  сущность.  Бог  Аристотеля,  однако,  не  есть  личный  Бог.

Познание  у  Аристотеля  имеет  своим  предметом  бытие.  Основание  опыта  -  в  ощущениях,  в  памяти  и  привычке.  Любое  знание  начинается  с  ощущений:  оно  есть  то,  что  способно  принимать  форму  чувственно  воспринимаемых  предметов  без  их  материи.  Детально  и  глубоко  разработав  теорию  познания,  Аристотель  создал  труда  по  логике,  который  сохраняет  свое  непреходящее  значение  и  поныне.  Он  сформулировал  логические  законы:  закон  тождества  (понятие  должно  употребляться  в  одном  и том  же  значении  в  ходе  рассуждений),  закон  противоречия  («не  противоречь  сам  себе»)  и  закон  исключенного  третьего  («А  или  не-  А  истинно,  третьего  не  дано»).

Информация о работе Античная философия