Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 16:59, контрольная работа
В 529 эдиктом императора Юстиниана Афинская Академия была закрыта, и философы вынуждены были прекратить преподавание. Эта дата принимается как символическое завершение истории античной философии, хотя изгнанные из Афин философы продолжали работать на окраинах империи (напр., комментарии Симпликия, ставшие для нас одним из главнейших источников по истории античной философии, были написаны им уже в изгнании). О том, что такое философия, сами античные философы говорили столь же часто, сколь часто им приходилось приступать к начальному философскому курсу. Подобный курс в неоплатонических школах открывался чтением Аристотеля.
Введение……………………………………………………………………………...3
История античной философии…………………………………………………...…4
Периоды истории античной философии:
1.Ранняя греческая философия………………………………………………..4
2. Софисты и Сократ: Эллинское просвещение……………………………...6
3. Платон и Аристотель: классика античной мысли………………………....6
4. Эллинистическая философия……………………………………………….7
5. Позднеантичная философия: философские школы в эпоху Римской империи……………………………………………………………………………....8
6. Позднеантичная философия: неоплатонизм……………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….…10
Список литературы
Министерств образования и науки РФ
Пермский национальный исследовательский политехнический
университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По: Философии
На тему: Античная философия.
Выполнила студентка
Гуманитарного факультета
Заочного отделения
Группа ИЭ-12Б
Рагозина Елена Анатольевна.
Проверил преподаватель:
Стерлидева Тамара Дмитриевна.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
История античной философии…………………………………………………..
Периоды истории античной философии:
1.Ранняя греческая философия……
2. Софисты и Сократ: Эллинское просвещение……………………………...6
3. Платон и Аристотель:
классика античной мысли…………………
4. Эллинистическая философия……………
5. Позднеантичная философия:
философские школы в эпоху
Римской империи………………………………………
6. Позднеантичная философия: неоплатонизм……………………………….9
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Античная философия – это исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и современной Европы. История античной философии охватывает период св. 1200 лет, с б в. до н. э. по 6 в. н.э. Географически перед нами—восточная половина Средиземноморья, где в течение указанного периода времени успели смениться полисная демократия Древней Греции времен независимости, эллинистические монархии, возникшие после распада империи Александра Македонского, Рим республиканский и Рим императорский. Все это время языком античной философии был греческий, хотя безусловно важно постепенное оформление латыни как философского языка (Лукреций, Цицерон, Сенека). Кроме того, для позднего периода, когда античная философия сосуществовала с христианским вероучением, принципиальной особенностью был ее “языческий” характер — соответственно, христианские мыслители 2—6 вв. оказываются за рамками курса истории античной философии.
Конечно же, античная философия в лице многих выдающихся представителей, в особенности Сократа, Платона и Аристотеля впервые выдвинула и профессионально обсуждала проблемы онтологии, гносеологии, логики, антропологии и др. Философия Древней Греции оказала определяющее влияние на развитие всей последующей философии вплоть до современности. Возникшие в философии два направления — материалистическое и диалектическое — античность впервые попыталась примерить их в пределах единой философской системы.
История античной философии.
Условная дата начала античной философии — 585 до н. э., когда греческий ученый и мудрец Фалес из Милета предсказал солнечное затмение, условная заключительная дата — 529 н. э., когда эдиктом христианского императора Юстиниана была закрыта Платоновская Академия в Афинах—последняя философская школа античности. Условность этих дат заключается в том, что в первом случае Фалес оказывается “родоначальником философии”, задолго до появления слова “философия”, а во втором случае история античной философии считается завершенной, хотя несколько выдающихся ее представителей (Дамаский, Симпликий, Олимпиодор) продолжали свою научную работу. Тем не менее эти даты позволяют определить то пространство, внутри которого возможно схематичное изложение разнообразного и разнородного наследия, объединяемого в понятии “античная философия”.
Для удобства
первоначального обозрения
Периоды истории античной философии.
1.Ранняя греческая философия.
Ранняя греческая философия, или «досократики» (6—5 вв. до н. э.). Основные философские центры: Иония (западное побережье Малой Азии), Сицилия. Южная Италия.
Содержательно
для этого периода характерен
интерес к космологии и
Главнейшие философы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (т. н. Миланская школа), Пифагор, Ксенофая, Гераклит. Философской поэмой Парменида и позже учением Зенона Элейского и Мелисса, объединяемых вместе в Элейскую школу, подводится первый итог и дается первая критика ранних космологии: как обосновать учение о космосе и его начале (будь то вода, как у Фалеса, или огонь, как у Гераклита)? Как можно мыслить множество и движение? Что значит “быть”?
Уже в этот ранний период греческая философия вполне сформулировала два универсальных тезиса, которые позволяют говорить о ней как о своеобразной школе мысли: “из ничего ничего не бывает” (т. н. “закон сохранения бытия”) и “подобное познается подобным”. Первый образует фундамент классической античной онтологии и космологии, которая в противоположность христианскому учению не является креационистской (креационизм “Тимея”, давший основание Нумению во 2 в. н. э. назвать Платона “греческим Моисеем”, не допускает творения из ничего). Второй тезис образует фундамент классической теории истины и служит критерием для согласования учения о душе (познающем субъекте) и учения о бытии (познаваемом объекте). Независимо от понимания природы души, истинное познание возможно лишь при условии “подобной” природы познающего и познаваемого (напр., Демокрит считает познание возможным потому, что и предметы, и душа состоят из атомов).
2. Софисты и Сократ: Эллинское просвещение
(2-я пол. 5 в. до н. э.). С этого времени основным философским центром Греции становятся Афины. Для данного периода характерен перенос внимания с натурфилософских проблем познания мира на этико-социальные Проблемы воспитания человека. Софисты не составляли единой “школы”, но вместе их позволяет объединить общее для них стремление к публичным диспутам, профессиональной педагогике, особое внимание к риторике как форме выражения любых идей. Частным образом и по официальному приглашению они посещали различные города (полисы) Греции и за плату давали уроки по различным дисциплинам, которые ныне принято называть “гуманитарными”. Воспитание как вторая природа человека и как основа человеческого общежития — направляющая идея софистики. Современник софистов Сократ близок к ним своим интересом к “социальной философии” и педагогике, но отличался иным пониманием своего учительства. Он говорил, что “ничего не знает” и потому не может никого учить, больше любил не отвечать на вопросы, а задавать их, призывал не добиваться успеха и не искать выгоды, но заботиться прежде всего о своей душе, он не судил о вопросах религии, но говорил, что бог есть в каждом и что сам он иногда слышит его голос. Сократ полагал, что проверить, нашли мы истину или нет, можно, если посмотреть после всех рассуждений на себя самих: если мы рассуждали о том, что такое добро, но сами добрее не стали, значит, мы не узнали главного; если же мы стали лучше и добрее значит, мы достоверно узнали истину.
3. Платон и Аристотель: классика античной мысли.
(4 в. до н. э.). Самый выдающийся из многочисленных слушателей Сократа— Платон стал родоначальником тысячелетней традиции платонизма, самого влиятельного философского учения античности. В 387 им была основана философская школа (Академия), история существования которой завершится вместе с историей самой античной философии. Среди учеников, а впоследствии сотрудников Академии — Евдокс Кяидский, Гераклид Понтийский, Ксенократ, Филипп Опунтский, Саевсияп, Аристотель. После смерти Платона (347) Академию возглавил Спевсипп, после Спевсиппа—Ксенократ. Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель, пришедший в Академию в 366 в возрасте 18 лет и остававшийся в ней до смерти учителя. В 335 Аристотель основывает в Афинах свою школу—Ликей, или «Перипат». После смерти Аристотеля в 322 Ликей возглавил Теофраст. Аристотелизм стал вторым важнейшим духовным течением античности, оказавшим существенное влияние на последующую философию Востока (арабская философия) и Запада (схоластика).
Созданный Платоном
и Аристотелем образ философа
и философии оставался
4. Эллинистическая философия.
(2-я пол. 4в 30-е гг. 1 в. до н. э.). Название периода связано с социально-политическими обстоятельствами: формированием эллинистических монархий после распада империи Александра Македонского (323) и смертью последнего эллинистического монарха—царицы Египта Клеопатры (31 до н. э.). Главнейшие философские центры: Афины и Александрия (с Мусейоном и грандиозной Библиотекой). Важнейшие философские школы: Стоя (основана Земном из Китая; см. Стоицизм), Сад (основана Эпикуром; см. также Эпикуреизм), Академия (с 3 в.—скептическая, см. Скептицизм), Перипат, а также сократические школы: киническая, мегарская, киренская. Основные акценты в философских учениях: схематизация всего философского поля, четкое деление философии на три части: логику, физику и этику—с перенесением центра тяжести на этику, интересам которой были подчинены остальные дисциплины. Все школы этого периода ищут индивидуальные рецепты счастья, представляя его как некоторое состояние спокойствия и крепости духа (ср. апатию стоиков и атараксию скептиков и эпикурейцев). Несмотря на некоторые общие схемы, эллинистический период античной философии отличается большим разнообразием школ и течений, которые культивировали не одни только моральные дисциплины, и в первую очередь это относится к стоицизму—самому заметному течению эллинизма, ставшему наряду с платонизмом и аристотелизмом одним из тех учений, которые определили облик философской античности для последующей традиции. В частности, учение стоиков о мировом уме-логосе и о промысле оказало влияние на становление христианской философии.
5. Позднеантичная философия: философские школы в эпоху Римской империи
(1-3 вв. н. э.). Основные философские центры периода—Александрия, Рим, Афины. Основное содержание—возрождение философских школ древности. После призыва схоларха Академии Антиоха Аскалонского “следовать древним” оформляется разрыв между академиками-скептиками (эллинистическая Академия) и платониками-догматиками (начало традиции среднего платонизма), возобновившими разработку проблемной стороны учения Платона; после возвращения в научный обиход библиотеки Аристотеля Андроником Родосским формируется новая перипатетичеcкая традиция; в трудах Нигидия Фигула, Евдора Александрийского и Модерата развивается новая версия пифагореизма.
Существенно изменился
характер философского
6. Позднеантичная философия: неоплатонизм
(3—6 вв. н. э.). Завершающий
период истории античной
Новый синтез
имел существенные отличия от
предшествующей традиции
Каждая нижняя ступень существует благодаря обращенности к высшему началу и подражает высшему тем, что творит следующее за собой (так ум выступает как начало для души, а душа—для космоса). В дальнейшем эта схема будет подвергнута уточнению и тщательной разработке. В целом для позднего неоплатонизма чрезвычайно характерны систематизм, схоластицизм, мистицизм и магия (теургия). Примечательно отсутствие социально-политической проблематики, так важной для самого Платона; неоплатонизм — это всецело метафизика и теология.
Среди авторитетных
для неоплатоников текстов
Заключение.
В 529 эдиктом императора
Юстиниана Афинская Академия
была закрыта, и философы вынуждены
были прекратить преподавание. Эта
дата принимается как
Прекратив свое существование, античная философия стала значимым фактором развития европейской философской мысли (ближайшим образом повлияв на формирование христианского богословия и средневековой схоластики) и остается таковым вплоть до сегодняшних дней. Язык античной философии не утратил живости звучания. В то время как одни термины навсегда остались техническими терминами только философии греков (орете, атараксия, майевтика, демиург, диэреза, калокагатия, анамнесис, гомеомерия), другие пополнили словарь философов позднейших эпох и приобрели дополнительно содержание (ср. автаркия, пневма, логос, энтелехия, эпохе, эидос, эфир). В названиях ряда современных научных дисциплин слышны греческие корни — это не просто присутствие греческого языка в научном лексиконе, это также указание на истоки формирования этих наук, имевших свою особую историю в рамках античности (среди них—логика, физика, этика, психология).