Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 16:22, реферат

Описание работы

Античная философия сначала только греческая, а затем и римская философия существовала в течение более чем тысячелетия (6 в. до н.э. по 6 в. н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода.

Файлы: 1 файл

Античная философия.docx

— 17.00 Кб (Скачать файл)

Античная философия .Античная философия сначала только греческая, а затем и римская философия существовала в течение более чем тысячелетия (6 в. до н.э. по 6 в. н.э.).  За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода: 1. Четыре периода: 1) протофилософия – период зарождения и формирования (с 6-го века до н.э.); Это период от Фалеса до Анаксагора. Прото… часть сложных слов обозначающая первичность, первооснову. Protos – первый. 2) зрелость и расцвет (5-4 вв. до н.э.); Софисты, Сократ до Платона и Аристотеля. 3) закат – греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (3-1 вв. до н.э.). Эпикур, Древняя Стоя, Скептицизм. 4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (1-5 н.э.). Римские стоики и неоплатоники. 2. Первоисточники. Античная философская литература сохранилась плохо. 1. Первым источником является Платон (“Диалоги”) 4 век до н.э. и Аристотель (“Метафизика”) 4 век до н.э. 2. Цицерон (106-43 до н.э.; 1-й век до н.э.),  Секст Эмпирик (вторая половина 2-го по начало 3-го века), Диоген Лаэрций (Лаэртский) (первая половина 3 века) и др. 3. Милетская школа В Древней Греции первые философские учения возникли на рубже 8-7 вв. до н.э. в городе Милете и связаны с именами трех мыслителей – Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом. Их философские искания были направлены на то, чтобы найти первовещество, из которого состоят все конкретные вещи реального мира. Они были натурфилософами. Натурфилософия (от лат. natura — природа), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Натурфилософию в дальнейшем сменило естествознание. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности. Фактически натурфилософия явилась первой исторической формой философии. Наряду с Милетом важным культурным центром Греции был Эфес. Здесь во второй половине 6 века также существовала философская школа, крупнейшим представителем был Гераклит. Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н.э.). Гераклит один из основоположников диалектики. Иония расположена на западном побережье полуострова Малая Азия и состояла из двенадцати самостоятельных городов-полисов. Это Милет, Эфес и др. Иония родина эпической поэзии. Ионийцем был Гомер. Иония родина первых историков. Самый известный – Геродот. Двухсотлетнему развитию ионийской культуры положило конец персидское завоевание. Восстание ионийцев в 496 г. до н.э. было жестоко подавлено. Милет разрушен. Основателем философской школы в Милете считается  Фалес (625-547 гг. до н.э.). Он же и первый философ Греции. Фалес был провозглашен первым из “семи мудрецов”. Фалес является также крупнейшим ученым древности. В античной традиции Фалес – первый астроном и математик. Он предсказал солнечное затмение (основанное правда не на действительных представлениях того, что происходит, а на основе периодичности затмений), открыл годовое движение солнца (ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, а выпавшие пять дней поместил в начало года). В области математики (точнее геометрии) Фалес установил равенство вертикальных углов, равенство углов при основании равнобедренного треугольника, вписал в круг прямоугольный треугольник и др. Эти открытия были известны жрецам Вавилонии и Египта. Принципиальным стало то, что Фалес стал преподавать математику. По сообщению Аристотеля философия Фалеса (625-547 гг. до н.э.) содержится в двух тезисах: 1.“Всё – из воды”. 2.“Всё одушевлено и полно демонов”. Фалес, как и ряд других мыслителей, считал началом всех вещей в мире материальное начало: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят. Основное начало не исчезает и не возникает, а только лишь меняет свои свойства. Вода есть абсолют или как говорили древние – первоначало. Фалесовой воде недостает формы. Субстанция (основа) – это вода. А как возникает форма вещи или вещей? Мир полон богов – политеизм. Всё одушевлено – Гилозоизм (от греческого hyle - материя и zoe - жизнь) – фил. учение о всеобщей одушевленности материи. Одушевленность является имманентным свойством материи. Выводы: 1.Фалес совершил отвлечение, абстракцию, чтобы понять природу в одной простой чувственной сущности – вода. Вода была определена как бесконечное по одержанию понятие – всё есть вода. 2.Онтологический монизм Фалеса связан с его гносеологическим монизмом: всё знание надо сводить к одной единой основе (основания математики Фалеса). Анаксимандр – ученик и последователь Фалеса. Анаксимандр жил приблизительно (610 по 546 гг. до н.э.) и умер раньше Фалеса, хотя был его младше на 15 или 18 лет. О его жизни мы почти ничего не знаем. Анаксимандр изготовил нечто вроде карты мира. Ему принадлежат математические изобретения. Он изобрел солнечные часы, а также макет, на котором было наглядно показано вращение солнца и определялось равноденствие, он изготовил небесный глобус (модель Вселенной). Фалес не мог его убедить в том, что всё состоит из воды. Анаксимандр считал первоначалом бесконечное и неопределенное, безграничное – апейрон. Апейрон – “бесконечное”, которым обозначал начало – Архе. Архе – начало. Анаксимандр отрицал материальные единичные начала. Под апейроном Анаксимандр понимал материю вообще, всеобщую материю. Апейрон – это субстанциальное и генетическое начало космоса. Полнейшее отсутствие богов. Апейрон самодостаточен и исключает сверхъестественные силы. Анаксимандру принадлежит догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе суши и моря. Сам человек произошел от животных. Эсхатология – учение о конце света. “Эсхатос” – крайний, конечный, последний. Анаксимандр высказал мысль, что всё получает возмездие за несправедливость. Апейрон поглощает все вещи в конце существования мира. Все вещи как бы виновны за то, что покинули апейрон и обрели самостоятельное существование. Анаксимен (585 – 525 г. до Р.Х., вторая половина 6-го века) – ученик и последователь Анаксимандра. Анаксимен не удержался на высоте абстрактного мышления Анаксимандра. Анаксимен нашел первоначало всего сущего в самой бескачественной из четырех стихий – в воздухе. В понимании материи Анаксимен выдвинул определенную стихию подобно Фалесу. Выводы: Милетцы попытались совершить переход от чувственного к абстрактному. Они хотели освободить мышление от всего чувственного, непостоянного. Они хотели отделить умопостигаемое от реального, материального, чувственного ощущаемого. Для мышления должен быть особый предмет, отличаемый от предметов чувственно ощущаемого, от предметов материального мира. 4. Философия Гераклита. Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н.э.) – один из основоположников диалектики. Наряду с Милетом важным культурным центром был Эфес. Здесь во второй половине 6 века до н.э. также существовала философская школа, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Гераклит жил в уединении, посвятив себя философии. Гераклит был царского рода. О жизни  Гераклита нам ничего неизвестно, кроме его отношения к своим соотечественникам, эфесцам. Это отношение было таким, что они его презирали, но еще глубже были презираемы им. Это было  презрение к толпе и отчуждение от нее. Такое отношение возникло после того, когда эфесцы изгнали сподвижника и друга Гераклита Гермодора. Как гласит легенда (Диоген Лаэрций) Гераклит сказал, что они изгнали лучшего среди них, его друга Гермодора, говоря в оправдание: да не будет никто среди нас наилучшим, а если есть таковой, то пусть будет в другом месте и у других. После чего сограждане предложили принять участие в управлении государством и занятии государственными делами. Гераклит поносил  народ как неразумный и тупой. После чего предоставил право править своему брату. Гераклита называли темным за сложность его учения. Учение Гераклита состоит из двух положений. 1.Всё течет. Panta rei. Гераклит создал диалектику. 2.Онова наук – Логос. 1.Диалектика. В своей диалектике Гераклит исходит из того, что всё абсолютно изменчиво. В мироздании нет ничего неизменного. Он учил, что “всё течет” – панта реи (panta rei) и в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Вывод: Всё находится в становлении. Становление процесс формирования материального или идеального объекта, характеризующийся переходом возможности в действительность. Становление происходит как переход из одного качественного состояния в противоположное качественное состояние: холодное нагревается, а горячее – остывает; болезнь делает здоровье сладостным, голод – сытость, труд – отдых; добро начинает цениться на фоне зла. Изменения – это переход из одной противоположности в другую. Борьба противоположностей – главный закон бытия. “Борьба противоположностей – отец всего и царь над всем”. Эта борьба – есть гармония. Самовосстанавливающаяся гармония лука и лиры. Борьба противоположностей растворяется в гармонии, но люди не могут этого увидеть. Выводы: 1.Одно и тоже обладает противоположными качествами в разных отношениях. 2.Противоположности тождественны друг другу, т.к. они не существуют друг без друга. 3.Мир един. “Бытие и небытие есть одно и то же, всё и есть и не есть”. Истина существует как единсто безусловных противоположностей. 2. Онова наук – Логос. Теперь о Логосе. Это проблема познания, т.е. гносеологии. Логос – многозначный термин. λόγος – одновременно означает слово (речь) и смысл (основание) и разум (мышление). Лао-цзы – Дао. Мир в своей основе разумен. Человек тоже обладает Логосом, т.е. разумом. Следовательно, мир познаваем. Раньше говорили о гармонии, а здесь более высокая мысль: мир разумен. Чувственная достоверность показывает, что всё изменяется, что всё одновременно есть и не есть. Для чувственности истинно только непосредственное бытие, т.е. то что ощущается. 
 


Информация о работе Античная философия