Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 00:17, реферат
Условия и предпосылки возникновения философии в Др. Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества.
Периодизация античной философии.
Постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты
От философии природы к философии человека: софистика, Сократ.
Мир идей Платона (объективный идеализм).
Учение Аристотеля как вершина философской мысли античности.
Период эллинистических школ. Итоги античности.
Античная философия.
План.
1. Условия и предпосылки возникновения философии в Др. Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества.
Первый этап развития европейской философии – это античная философия (греческая и древне-римская). Появление философии в Древней Греции называют «греческим чудом», так как переход от мифологического мировоззрения к философскому ничем не предопределен. Появлению философии способствовали причины:
Доминанты античности:
2. Периодизация античной философии:
1) Зарождение и становление – VII-V вв. до н.э. Характеризуется исследованием природы, космоса, поисками первоначала, истоков сущего.
2) Классический
– V-IV вв. до н.э. Характеризуется
расцветом древнегреческой
3) Угасание и упадок фил. – III в. до н.э.- VI в. н.э. Характеризуется кризисом полисного устройства общ. жизни, завоеваниями Македонского, разнообразием школ и направлением.
3.Постановка и решение
Задача, возникшая перед первыми философами, заключалась в объяснении природы, космоса. Что есть все, т.е. что лежит в основе мира - первый философский вопрос. Как соотносится единое (первоначало мира) со многим (вещами, предметами мира). Первые попытки ответов на этот вопрос дают греческие натурфилософы, объясняющие мир через природную субстанцию (Милетская школа и др.):
1. Фалес (Милетская школа): все есть вода (вода – универсальная субстанция). Из воды происходит земля, огонь, вознух, а из этих субстанций – все остальное (многое).
2. Анаксимандр (Милетская школа): начало всего – апейрон, т.е. беспредельная, неопределенная, неуничтожимая, все объемлющая и всем управляющая субстанция (нечто абстрактное). Из апейрона происходят 4 субстанции, однако Анаксимандр не объясняет, как это происходит.
3. Анаксимен (Милетская школа): упростил понятие апейрона до стихии воздуха (тоже беспредельного, на его взгляд).
4. Пифагор: в основе вещей лежит число, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.
5. Анаксагор: учение о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях», т.е. однородных частичках), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом (Нусом).
6. Эмпедокл: концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архе (первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир). Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы — Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло.
7. Гераклит: Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Диалектика - это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Символом движения является огонь. «Все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды» (Гераклит). Еще одна диалектическая идея — борьба, "вражда" противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. "Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей... и что все возникает через вражду и заимообразно. Идея становления Гераклита все же не расходится с идеей неизменного Космоса, ведь движение и изменение существует лишь в рамках неизменного целого (Космоса).
Элеатская школа: Парменид (6 в. до н.э.), его ученик Зенон (6-5 вв. до н.э.)
Заслуга: открытие понятийного мышления, философской логики. До Парменида Фалес и др. мыслили смыслообразами, а не понятиями. В смыслообразе нет логики, из него невозможно вывести сдледствия.
Идеи:
А) «Летящая стрела»: летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, то есть покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть не существует момента времени, в котором стрела совершает движение.
Б) «Дихотомия»: чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности.
Вывод: Парменид открыл возможность понятийного, теоретического мышления, и строго следуя логике, пришел к противоречию: отрицанию реального мира с его движением и развитием.
Атомизм Демокрита (5-4 в. до н.э.).
Основная заслуга: вернул в мир движение, преодолел абстрактность и безжизненность системы Парменида.
Идеи:
4. От философии природы к философии человека: софистика, Сократ (5 век до н.э).
Развитие демократии в Древней Греции привело к возникновению софистики – платному обучению логическим подтасовкам, хитрости в ведении публичных споров, дебатов.
Софисты (Протагор, Горгий) учили добиваться не истины, а победы, они учили, что наше познание относительно, существуют только мнения, а не истина: каждый человек выносит суждение на основе собственного опыта, без какой-либо возможной объективной оценки (это называется философским релятивизмом, т.е. относительностью истины). Софисты умели доказать что угодно, используя игру на многозначность слов и подмену одного термина другим. Например: " То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, значит, у тебя они есть", "Полупустое ведро - то же самое, что и полуполное. Значит, пустое ведро-то же самое, что и полное." Как утверждал Протагор, «человек есть мера всех вещей», что само по себе – великая истина. Софисты, действительно, совершили поворот к проблеме человека. Однако в качестве меры для софистов выступает профессия, эгоистический интерес, а вовсе не человек как высшая ценность. А потому «смерть есть зло для умирающего, но добро для гробовщика». Софистика размывает все устойчивые начала бытия и истины, все нравственные абсолюты.
Против этого выступил Сократ (конец 5 века до н.э.) - основоположник этики. Он открыл идеальный мир нравственных абсолютов: Добро, Истина, Справедливость, Благо и пр. Эти абсолюты объективны, существуют в мире идей независимо от человека. Все пороки и зло творятся по незнанию, неведению этих идей, а потому познание нравственных абсолютов – залог нравственности. Сократ призывал: «Познай самого себя»! Он разработал метод рождения истины изнутри самого человека – майевтика (метод повивальной бабки). В диалоге посредством правильной постановки вопроса, столкновения противоположных мнений появлялось правильное решение. Познанию предшествовало методологическое сомнение: «Я знаю, что я ничего не знаю", что позволяет усомниться в объеме своих знаний и стремиться их расширить.
5. Мир идей Платона (объективный идеализм).
Ученик Сократа Платон (V-IV вв. до н.э.) – основатель идеализма и собственной школы – Академии.
Основные идеи:
6. Учение Аристотеля как вершина философской мысли античности.
Аристотель (IV в. до н.э.) – ученик Платона, великий энциклопедист античности, создатель формальной логики, учитель Македонского.
Основные идеи:
7.Период эллинистических школ. Итоги античности.
Период эллинизма связан с разрушением городов-полисов, утратой демократии, завоеваниями Александра Македонского. Идея вечного порядка, Космоса, Логоса была утрачена. В ситуации нестабильности встала трудная задача: найти новые основания либо в самом себе (киники, стоики, эпикурейцы), либо в чем-то высшем, Едином (неоплатонизм).