Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:44, контрольная работа
Натурфилософия - (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознании. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ |
Высшие образовательное |
Тихоокеанский государственный университет |
Контрольная работа по философии
Тема «Античная философия»
Вариант №4
Выполнила студентка I курса
Группы Э(б)зу-22: Кузьмина Олеся
Хабаровск
2012
Задание №1
Вписать из словаря (энциклопедии) и уяснить следующие понятия темы.
Архэ- (греч. ἀρχή — начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель.
Атом- (от др.-греч. ἄτομος — неделимый) — наименьшая, химически неделимая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.[1] Атом состоит из атомного ядра и электронов. Ядро атома состоит из положительно заряженных протонов и незаряженных нейтронов, связанных между собой при помощи сильного взаимодействия. Если число протонов в ядре совпадает с числом электронов, то атом в целом оказывается электрически нейтральным. В противном случае он обладает некоторым положительным или отрицательным зарядом и называется ионом. Атомы классифицируются по количеству протонов и нейтронов в ядре: количество протонов определяет принадлежность атома некоторому химическому элементу, а число нейтронов — изотопу этого элемента.
Айперон - (греч. ἄπειρον, «бесконечное, беспредельное») — понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении. Апейрон — это бескачественная материя, всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей (например, горячее и холодное).
Бытие - в самом широком значении — существование. Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком[прояснить] значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens»
Диалектика - (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.
Движение - понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение; в механике — изменение положения во времени и в пространстве
Детермизм - (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений[1], доктрина о всеобщей причинности. Детерминизм называют учением о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, определены Богом (теологический детерминизм, или учение о предопределении) или явлениями природы (космологический детерминизм) или специально человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места. В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее. Детерминизм может перейти, при неполном истолковании, в фатализм, а противоположностью детерминизма является индетерминизм.
Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Космос - греч. κόσμος — «мир»
Космоцентризм - (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентризм связан с теизмом и его принципами[1]. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм и антропоцентризм. Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века.
Идея - (др.-греч. ἰδέα — видность, вид, форма, прообраз) в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. В ряде философских концепций — умопостигаемый и вечный прообраз реальности. В русских философских словарях XVIII века (см. Антиох Кантемир и Григорий Теплов) идея сближалась с понятием.
Логос - Логос (греч. λόγος — «слово, смысл, понятие») — в древнегреческой мифологии и философии логос сближается с понятием источника всех вещей (см. космос). Гераклит Эфесский (ок. 544—483 гг. до н. э.) называет логос разумным творческим началом, положенным в основу Вселенной. В философии стоиков, гностиков и неоплатоников понятие логоса сливается с представлением о Творце мира (греч. logoi — «принцип, идея»). Предвечная мысль Бога в качестве логоса постоянно творит материальный мир, пронизывает его и связывает воедино. Плотин (205—270) писал о том, что все вещи в природе «восходят к принципам» (logoi), и если художник воспроизводит их, то он не подражает внешнему облику предмета (мимесис), а восходит к первообразу (см. апофатизм). В поздней античности греческое слово «логос» соотносили с латинским legere — «подбирать, извлекать, связывать». В трудах Отцов Церкви античное понимание логоса как идеальной основы мира, прозвучавшее в первых строках Евангелия от Иоанна, постепенно трансформировалось в «Логос ипостасный» (см. ипостась), воплощенный в Христе. Логос становится Сыном Божиим, воплотившимся в исторической личности Иисуса (см. Троица Святая; храм). Григорий Нисский (ок. 335—394) распространяет понятие логоса на все живое: «В каждое из существ вложено некое премудрое и художническое слово, хотя оно и недоступно нашему взору» (см. кеносис; Мадонна; София, Премудрость Божия). Отсюда понятие логоса в идеалистической эстетике как основы художественного мышления, приобщения к абсолютному началу творчества (см. антроподицея; пантеизм; теодицея).
Натурфилософия - (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознании. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. В cредние века натурфилософия развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется более аргументированной философией науки.
Рациональность - (от лат. ratio — разум) — термин в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. Использование этого термина часто связано с вниманием к различиям в таких принципах, поэтому принято говорить о различных типах рациональности. Существуют различные модели философского рассмотрения рациональности. Так, Макс Вебер различает формальную и субстантивную рациональность. Первая состоит в способности осуществлять калькуляцию и расчет в рамках принятия экономического решения. Субстантивная рациональность относится к более обобщенной системе ценностей и стандартов, которые интегрированы в мировоззрение. В других моделях рациональности в качестве её основы рассматривались согласованность, эмпирическая адекватность, способность к росту содержательного знания.
Субъективность - принадлежащее человеку как субъекту. В этом исходном смысле у людей все психическое объективно существует только как субъективное, т.е. как присущее индивиду. Нет ничьих ощущений, чувств и т.д. Субъективной является всякая психическая деятельность - в том числе и та, в ходе которой человек раскрывает объективную реальность и которая выражается в объективной истине; 2) неадекватное объекту познания и действия, предвзятое, одностороннее и т.д. (отсюда субъективизм, субъективистское и т.д.).
Фатализм - или Фатáльность (от лат. fátalis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.Научный, философский (равно как и религиозный) взгляд на закономерность бытия, его физической и метафизической составляющих, тесно взаимосвязан с категориями «закономерность» и «случайность», «объективность» и «субъективность», «Творец» и «Человек», «творческое» и «тварное», и т. д. Фатализм во всех его проявлениях есть одна из систем самоопределения человека в его отношении к целесообразности развития и смыслу бытия.
Задание №2
«Первые философские школы древней Греции»
Милетская школа (школа натурфилософии) – философская школа, основанная Фалесом в Милеете (первая половина 6 века до н.э.). Представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом. Милеты обозначили начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей («первоначало»). Для Фалеса это – вода, для Анаксимандра это – неопределенное и беспредельное первовещество (анейрон), для Анаксимеда – воздух.
Рассматривая мир как живое целое. Милетская школа не делала принципиального различия между живым и мертвым, психическим и физическим и признавала за неодушивленными предметами лишь меньшую степень одушевленности (жизни); сама же одушевленность рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. Милетская школа, ее представители. Космологические модели и оформление стиля мышления, ориентированного на материально-вещественный аспект бытия (материалистические истоки философии). Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (первая половина VI в. до н. э.), школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом. Милеты обозначили начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей («первоначало»). Для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена — воздух. Рассматривая мир как живое целое, Милетская школа не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.
Пифагоровская школа
Пифагор, исходя из мистериальной
базы и желая, так же, как и Орфей,
преобразовать общественную жизнь,
обновил содержание религии, основывая
ее на знании. Он исцелял религией тягу
к знанию и души, и общества в
целом, потому что, когда религиозные
убеждения уходят своими корнями
в знание, тогда духовные плоды, которые
рождаются, будут наилучшими (достойными*).
Как первый принцип Вселенной
пифагорейцы берут вид и форму,
которые отождествляют с
Итак, дело человеческой жизни
состоит в нравственном очищении
и усовершенствовании себя. Целью
этого является освобождение души от
круга рождений и обретение утраченного
состояния божественного