Античная Греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 15:14, реферат

Описание работы

Соло́н (Σόλων, между 640 и 635 — около 559 до н. э.) — афинский политический деятель и социальный реформатор, поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
Солон происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. Чтобы поправить свое материальное положение, он в молодости занялся заморской торговлей. Вернувшись на родину, Солон стал поддерживать народ в его конфликте с эвпатридами (афинской знатью), хотя сам принадлежал к их числу

Файлы: 1 файл

Античная греция.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солон

 

Соло́н (Σόλων, между 640 и 635 — около 559 до н. э.) — афинский политический деятель и социальный реформатор, поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.

Солон происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. Чтобы поправить свое материальное положение, он в молодости занялся заморской торговлей. Вернувшись на родину, Солон стал поддерживать народ в его конфликте с эвпатридами (афинской знатью), хотя сам принадлежал к их числу.

Будучи избранным в 594-593 гг. до н. э. архонтом и айсимнетом, Солон провёл ряд реформ. Прежде всего Солон отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств.

Важнейшая из реформ состояла в том, что Солон ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет. Эта реформа получила название сисахфия, в буквальном переводе "стряхивание бремени".

Солон произвел преобразование государственного строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения.(пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты). Это деление влияло на службу в войске и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах.

Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот. Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц. Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу.

Суд при Солоне стал составляться из всех граждан. Любой гражданин мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду. Солон осуществил унификацию мер и весов, провёл реформу афинского календаря. Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на специальных досках, выставленных для всеобщего обозрения на городской площади.

Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Странствования Солона

После проведения реформ Солон на 10 лет уехал из Афин. Как сообщает Плутарх, сначала Солон приехал в Египет и жил в дельте Нила, встречаясь со жрецами, от которых узнал легенду об Атлантиде. Потом он переехал на Кипр к Филокипру, царю города Эпея. Затем Солон по приглашению лидийского царя Креза побывал в его столице Сардах. Затем Солон вернулся в Афины.

Поздние годы в Афинах

Через 32 года после принятия законов Солона в Афинах установилась тирания Писистрата. Тиран поставил себя выше закона, но отменить Солоновы порядки не решился. После воцарения Писистрата Солон удалился на чужбину, не желая подчиняться тирану. Писистрат, бывший друг и родственник Солона, приветливо звал его домой, и великий мудрец в конце концов помирился с ним и даже издали давал ему мудрые советы, но жить остался на острове Кипре. После изгнания Писистратова семейства афиняне сохранили большинство солоновых законов. Они почитали Солона как основателя афинской демократии.

Поэзия Солона

Солон — один из первых аттических поэтов, писавший элегии и ямбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сапфо                                                                                         

Сапфо́ (тж. Сафо́, Са́фо; аттич. др.-греч. Σαπφώ; эолийск. др.-греч. Ψαπφώ (произносится — /sapːʰɔː/ на аттическом диалекте греческого, /psapːʰɔː/ на эолийском диалекте); между 630 и 612 — 572/570 до н. э.) — древнегреческая поэтесса, представительница мелической

Биографические данные Сапфо скудны и неоднозначны. Сапфо родилась на о. Лесбос. Известно, что ее отец Скамандроним был «новым» аристократом; будучи представителем знатного рода, занимался торговлей. В шесть лет девочка осиротела; родственники отдали ее в школу гетер. Чувство слова и ритма обнаружилось у Сапфо в раннем возрасте; уже в школе гетер она писала оды, гимны, элегии, праздничные и застольные песни.

Сапфо вышла замуж за богатого андрийца Керкиласа; у нее родилась дочь (названная по имени матери Сапфо, Клейс, или Клеида), которой Сапфо посвятила цикл стихов. И муж, и ребенок Сапфо прожили недолго.

Социальный статус женщины на о. Лесбос (и вообще в Эолиде) отличался большей свободой, чем в прочих областях греческого мира. Женщины в социальной активности здесь не имели почти никаких ограничений; часть семейного имущества, например, могла передаваться по женской линии; вместе с мужскими гетериями на острове сохранялись фиасы, аналогичные содружества женщин. Сапфо возглавляла такой фиас — культовое объединение, посвященное Афродите, одной из задач которого было приготовление к замужеству знатных девушек. В рамках программы фиаса Сапфо обучала девушек музыке, танцам, стихосложению.

В основе лирики Сапфо лежат традиционные фольклорные элементы; здесь преобладают мотивы любви и разлуки, действие происходит на фоне светлой и радостной природы, журчания ручьев, курения благовоний в священной роще богини. Традиционные формы культового фольклора наполняются у Сапфо личными переживаниями; главным достоинством ее стихотворений считается напряженная страстность, обнаженное чувство, выраженные с чрезвычайной простотой и яркостью. Любовь в восприятии Сапфо — страшная стихийная сила, «сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты». Сапфо стремится передать свое понимание синтезом внутреннего ощущения и конкретно-чувственного восприятия (огонь под кожей, звон в ушах и т. п.).

Эсхил

 

Эсхи́л (др.-греч. Αἰσχύλος, 525 г. до н. э. — 456 г. до н. э.) — древнегреческий драматург, отец европейской трагедии.

Его родиной был аттический город Элевсин, славный своими старинными таинствами, учреждёнными, по преданию, самой богиней Деметрой. В этих таинствах, под прозрачным символом возрождения погруженного в землю зерна, проводились глубокомысленные идеи о предстоящем воскресении похороненного в земле человека, о его загробной жизни, о награде добрым и каре для злых. Они дали направление уму молодого Э., заставляя его вдумываться в смысл жизни, в отношение человеческой воли к божеству и к року, в причины и условия нравственного падения и нравственного оправдания.

Эсхил был создателем греческой, а стало быть, и всеевропейской трагедии. При чтении и разборе его пьес прежде всего бросается в глаза значительность совершившейся в них эволюции трагедии, как поэтического типа. Хотя трагедии первого, подготовительного периода не сохранены, а сохранившиеся обнимают собой промежуток всего в 14 лет (472—458 до н. э.), тем не менее разница между первой и последней из них («Персами» и трагедиями «Орестеи») гораздо сильнее, чем у Софокла — между «Антигоной» и «Эдипом в Колоне», или у Еврипида — между «Алкестидой» и «Ифигенией Авлидской», отделенных 30-летним промежутком. «Персы» и «Просительницы» — это скорее кантаты, чем драмы; в них ещё нет характеристики и почти нет действия. В средних трагедиях — «Семи вождях» и «Прометее» — центральные личности охарактеризованы уже очень сильно; встречаются также, особенно в «Прометее», и характеристики второстепенных персонажей, но действие ещё почти отсутствует.

 

От Эсхила осталось около 90 трагедий (включая сатирические драмы), заглавия которых нам, за немногими исключениями, известны; от многих сохранились также более или менее значительные отрывки. Героями трилогий были Ахилл, Аянт, Одиссей, Мемнон, Ниобея, Адраст, Персей; к кругу сказаний о Дионисе принадлежали трилогии о Ликурге и Пенфее, противниках его культа, страшно наказанных за свою строптивость.

 

Еврипид

 

 

Еврипи́д (также Эврипи́д, др.-греч. Εὐριπίδης, лат. Euripides, 480 — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.

 

Великий драматург родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

 

Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80. До нас дошло из них 18 трагедий, из которых «Рес», как считается, написан более поздним поэтом, а сатирическая драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя — «Алкеста», а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».

 

Вероятно, Еврипид сам писал музыку для своих трагедий. Сохранился фрагмент первой антистрофы из «Ореста» на папирусе III в. до н.э., содержащий над стихотворным текстом хорошо различимые нотные знаки. Фрагмент музыки Еврипида подтверждает приписываемую ему в ряде немузыкальных трактатов славу дерзкого композитора-реформатора, который по свидетельству древних внедрил в трагедию хроматику и стал широко использовать кифару (в более древних образцах трагедии стандартно применялся только авлос). Нотация фрагмента, показывающая все три рода мелоса греков - диатонику, хроматику и энармонику, свидетельствует об изысканности и сложности музыкального письма Еврипида.

 

Список полностью дошедших пьес Еврипида:

  • Алкеста (438 до н. э., 2-е место)
  • Медея (431 до н. э. , 3-е место) текст
  • Гераклиды (430 до н. э.)текст
  • Ипполит (428 до н. э., 1-е место) текст
  • Андромаха (425 до н. э.) текст
  • Гекуба (424 до н. э.) текст
  • Просительницы (423 до н. э.) текст
  • Электра (420 до н. э.) текст
  • Геракл (416 до н. э.) текст
  • Троянки (415 до н. э., 2-е место) текст
  • Ифигения в Тавриде (414 до н. э.) текст
  • Ион (414 до н. э.) текст
  • Елена (412 до н. э.) текст
  • Финикиянки (410 до н. э.) текст
  • Циклоп (408 до н. э., сатирическая драма) текст
  • Орест (408 до н. э.) текст
  • Вакханки (407 до н. э., 1-е место посмертно совместно с «Ифигенией в Авлиде») текст
  • Ифигения в Авлиде (407 до н. э.) текст
  • Рес  текст
  • Фаэтон (ок. 420 до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архилох

 

Архило́х (др.-греч. Ἀρχίλοχος, лат. Archilochus; до 680 — ок. 640 до н. э.) — древнегреческий сатирический поэт.

Родился на о. Парос. Отец — Телесикл, происходил из аристократического рода; мать — Энипо, рабыня-фракиянка. Как незаконнорожденный сын, социальной перспективы на родине не имел и избрал карьеру наемного воина.

Материалом для реконструкции жизни Архилоха служат разбросанные по стихотворениям замечания, описания битв и эпизодов военной службы, упоминания значимых событий (напр. солнечного затмения 648 до н. э.).

Архилох жил в эпоху ожесточенных социально-политических конфликтов; настроение эпохи ярко отображено в его стихотворениях. Архилох отказывается от героического идеала гомеровской традиции. Он предпочитает активное участие в жизни, безличному «эпосу аристократии» противопоставляет субъективную поэзию личности — антагониста общественным условностям.

В стихах Архилоха впервые в греческой лирике ярко и однозначно выражена поэтическая индивидуальность. Архилох — поэт-воин, живущий в эпоху смещения старой аристократической системы ценностей; превратностям судьбы он противопоставляет мужество, стойкость и понимание ритма, лежащего в основе жизни и возвращающего события к благоприятному состоянию.

Произведения Архилоха были широко известны в классическую эпоху. Его гимн в честь Геракла исполнялся на Олимпийских играх. Аристофан в комедии «Мир» цитирует Архилоха наряду с Гомером. Эподы Архилоха послужили техническим и художественным образцом для «Эподов» Горация. Образы фрагмента о брошенном щите были использованы Алкеем и позже Горацием (в оде к Помпею Вару,).

 

 

 

 

Стесихор

Стесихор (др.-греч. Στησίχορος, 2-пол. VII в. до н. э. — ок. 556 до н. э.) — древнегреческий поэт, представитель хоровой мелики. Был включен в канонический список Девяти лириков.

Сведений о происхождении и жизни Стесихора почти не сохранилось. По одним данным, Стесихор — уроженец г. Гимера в Сицилии, по другим — г. Матавр в Локриде. Суда сообщает, что Стесихор жил в период между 37-й и 56-й Олимпиадами, имел двух братьев, Мамертина и Гелионакта.

Сообщается, что когда агригентский тиран Фаларид стал угрожать независимости Гимеры, Стесихор предостерегал жителей города против планов тирана. К его предостережениям не прислушались; после того как Фаларид, наконец, занял Гимеру, Стесихор бежал в Катану, где прожил до конца жизни.

Стесихор известен работами любовного содержания, которое заимствовал непосредственно из народных сказаний. К таким относятся «Калика» (Κᾰλῠκη), «Радина» (Ῥᾰδῐνη). В первой рассказывается о том, как скромная целомудренная девушка, отвергнутая любимым, лишает себя жизни. Во второй Радина, которую страстно любит ее двоюродный брат, выдается против воли замуж за коринфского тирана; ее прежний возлюбленный вместе с ее родным братом приезжают в Коринф для свидания; тиран убивает обоих, однако, затем раскаивается и торжественно хоронит трупы убитых.

У Стесихора впервые встречается обработка народных песен о мифическом сицилийском пастухе Дафнисе (который изменяет нимфе ради царевны и за это наказывается слепотой); т. о. Стесихора некоторые считают основателем буколической поэзии.

Музыкальное построение песен Стесихора сложно (в сравнении напр. с хорическими одами Алкмана). Стихи имеют большую длину, строфы — большой объем (преобладает трехчастное устройство, строфа-антистрофа-эпод). Из метров преобладает дактиль, анапест, эпитрит в соединении с дактилями (то есть логаэды).

Информация о работе Античная Греция