Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:39, реферат
Целью работы является изучение философии эпохи Возрождения.
Исходя из цели работы, определим задачи:
- рассмотреть антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения;
- изучить жизнедеятельность и труды европейского мыслителя XV в Николая Кузанского, его учение о бытии и о совпадении противоположностей, об «ученом незнании».
Введение…………………………………………………………………………
3
1 Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения……..
4
2 Николай Кузанский. Учение о бытии и о совпадении противоположно-
стей. Кузанский об «ученом незнании»……………………………………..
8
Заключение………………………………………………………………………
14
Список использованных источников…………………………………………..
16
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения…….. |
4 |
2 Николай Кузанский. Учение о бытии и о совпадении противоположно- стей. Кузанский об «ученом незнании»…………………………………….. |
8 |
Заключение…………………………………………………… |
14 |
Список использованных источников………………………………………….. |
16 |
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.
Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Все выше изложенное обосновывает выбор темы: «Философия Возрождения».
Целью работы является изучение философии эпохи Возрождения.
Исходя из цели работы, определим задачи:
- рассмотреть антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения;
- изучить жизнедеятельность и труды европейского мыслителя XV в Николая Кузанского, его учение о бытии и о совпадении противоположностей, об «ученом незнании».
Работа состоит из введения, двух вопросов, заключения и списка использованных источников.
1 Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
Петрарка в центр мироздания поставил человека: на смену теоцентриззму средневековой эпохи пришел антропоцентризм (греч. anthrоpos —человек) эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. Культура Возрож-
дения обращается к культурному наследию Античности и как бы возрождает его. Отсюда и название этой культуры – Возрождение.
Культуру Возрождения отличают светский, антиклерикальный характер и гуманизм.
В эволюции философской мысли эпохи Возрождения можно выделить три периода:
– гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром;
– неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем;
– натурфилософский.
Деление это в известном смысле условно и носит не столько хроноло-гический, сколько типологический характер.
Важная отличительная черта мировоззрения этой эпохи – его ориентация на искусство.
При этом главное внимание уделяется человеку. Человек не только является объектом философского исследования, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия [9].
Поэтому философское мышление Возрождения можно назвать антропоцентрическим.
Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Для гуманистической философии эпохи Возрождения характерно рассмотрение человека в его, прежде всего, земном предназначении. Его отношения с природой и Богом рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира. Индивид обретает самостоятельность, он представляет самого себя. Его позиция – гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, он склонен приписывать все свои заслуги себе. Человек сам теперь – творец, а потому фигура художника-творца становится символом Ренесанса, он созидает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя.
Предмет философии эпохи Возрождения — связь человека с обществом. Мыслители, поставившие в центр мироздания творческую личность, были удостоены коллективного титула «титаны Возрождения», поскольку они своей жизнью и творчеством явили личностную индивидуальность во всех основных сферах общества.
В области искусства это прежде всего Данте Алигьери и «отец гуманизма» Франческо Петрарка.
В области философии это Николай Кузанский и Джордано Бруно, последний проявил себя также как талантливый пропагандист. Титанами в области науки являются Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер.
В области религии титанами выступают деятели Реформации (лат.reformation — преобразование): Мартин Лютер и его последователи Ульрих Цвингли и Жан Кальвин. Гуманисты критиковали нравственную нечистоплотность церкви как социального института, высмеивали тайные грешки монахов — все это отражало кризис римско-католической церкви.
Антропоцентризм эпохи Возрождения раскрывает сущность человека как сотворца Бога [9].
Формирование
Если в целом гуманисты, критикуя привилегии католической церкви, обосновали, что церковь как социальный институт и религия — это не одно и то же, то Лютер сделал следующий важный шаг, раскрывая, что религиозность и вера не тождественны. Любое явление внутренне противоречиво, и Реформация здесь — не исключение.
Внутренняя противоречивость этой новой ступени развития духовного опыта человечества нашла яркое выражение в полемике Лютера и Эразма Роттердамского.
Проблема государственного устройства, но только не реального, а идеального, с акцентом на экономическах основах этого устройства, исследуется в творчестве утопистов: Т. Мора (1478–1535), Т. Кампанеллы (1568–1639). Понятие «утопия» ввел Томас Мор — английский гуманист, государственный деятель и канонизированный католической церковью святой: он не принял Реформации, считая, что это подорвет единство христианского мира.
Причину всех народных бедствий и государственных неурядиц утописты видят в существовании частной собственности. Т. Мор, например, утверждал, что «где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когдаалибо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Отсутствие частной собственности в идеальном обществе подчеркивается тем, что здесь нет денег [4].
Идеал государства всеобщего благоденствия утописты выводили из Священного Писания, считая, что Господь постановил, чтобы все было общим. В библейском духе они пытаются разрешить проблему соотношения богатства и бедности. Так, Т. Кампанелла утверждает, что «община делает всех одновременно богатыми и вместе с тем бедными: богатыми — потому, что у них есть все, бедными — потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».
Таким образом, в контексте
утопических концепций
Таким образом, как философский мировоззренческий принцип, антропо-
центризм представляет собой такое понимание мира, в которое включен человек как сознательно деятельностный фактор, определяющий в конечном счете бытие мира. Развитие антропоцентризма показало, что на ранних этапах человек выступает как результат эволюции мира, затем постепенно становится участником мирового процесса, а в настоящее время превращается в решающий фактор организации мира.
2 Николай Кузанский. Учение о бытии и о совпадении противоположно-
стей. Кузанский об «ученом незнании»
Родоначальником ренессансного платонизма был крупнейший европейский мыслитель XV в. Николай Кузанский (1401– 1464).
Он родился в Германии
– в местечке Куза Трирской
епархии, в семье зажиточного
крестьянина-рыбопромышленника
Господствующей внешней
В дальнейшем он продолжил образование в Гейдельбергском и Падуанском университетах, где стал доктором канонического права, а позднее – в Кельнском университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого.
Необычайно одаренный, преданный
церкви и энергичный священник делает
успешную церковную карьеру, много
сил уделяя попыткам реформирования
церковных нравов и учреждений, и
становится (в 1448г.) кардиналом. Его
многообразная церковно-
Сама структура
Исследуя соотношение Бога и мира, Николай Кузанский раскрывает сущность и природу Бога как бесконечного существа, Абсолюта, «абсолютного максимума». Бог не соразмерен с миром, но в бесконечности Бог как максимум и творение как минимум совпадают.
Таким образом, Кузанский подходит к пантеистическому принципу: «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».
В противоположность
Таким образом, в контексте пантеизма Кузанский разрабатывает основополагающие идеи философии эпохи Возрождения:
-идею бесконечности Вселенной;
-гилозоизм (греч. hyle— вещество и zoe— жизнь) — принцип всеобщей одушевленности материи;
-принцип совпадения противоположностей.
За разработку последнего принципа Кузанский заслужил титул «основоположника всей новоевропейской диалектики».
Термин «новоевропейская
диалектика» здесь имеет
Кузанский отрефлексировал совпадение противоположностей. С другой стороны, концепция Кузанского дает импульс развитию диалектики в эпоху Нового времени, восходящий к немецкой классике и Гегелю как автору теории диалектики.
Принцип совпадения противоположностей Кузанский доказывал не только чисто умозрительно, как совпадение максимума и минимума в бесконечности, но и натурфилософски. Натурфилософия, будучи возрождением Античности, является умозрительным объяснением еще непознанных конкретноонаучно фрагментов бытия, исходя из принципа единства мира и экстраполируя уже известные научные знания на непознанные фрагменты бытия. Экстраполяция (лат. extra— сверх меры, чересчур и polire— делать гладким, отделывать) — метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть [9].