Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 17:47, контрольная работа
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом.
Актуальность философии эпохи Возрождения обусловлена тем, что она является этапом развития философской мысли. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии, а также способствовала утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения………………4
2. Натурфилософские концепции философов Ренессанса………………………...6
3. Социально-утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы………………………9
Заключение………………………………………………………………………….14
Литература……………………………………
Мор подвергает всесторонней критике язвы существующего общества и считает их причиной частную собственность. Трактат Мора был страстным протестом против всего социально-политического строя, основанного на частной собственности. Именно частная собственность — источник всех зол, бедствий в государстве. Сколько ни издавать законов в государстве, где есть частная собственность, они бессильны. Мор показывает, что современные ему законы защищают интересы богачей, что эти законы ничего общего со справедливостью не имеют. Равенство и справедливость возможны только тогда, когда полностью будет уничтожена частная собственность. Мыслитель рисует в своей книге такое общество, где ликвидация частной собственности привела к установлению равенства1.
Если большинство предшественников Мора понимает коммунизм как общность предметов потребления, то Мор в центр внимания ставит общность производства. В «Утопии» труд носит обязательный характер. Все должны заниматься физическим трудом, от которого освобождаются лишь ученые и должностные лица на период исполнения ими общественных обязанностей. Все население «Утопии» занимается как ремесленным, так и земледельческим трудом. Так как здесь работают все, то при непродолжительном рабочем дне население, по мнению Мора, может быть обеспечено всем необходимым.
Политическое устройство, которое Мор считает идеальным, основано на всеобщем равенстве и свободе. Его политический идеал пронизан демократизмом. Все основные должностные лица избираются народом, отчитываются перед ними и должны действовать в интересах народа. Важные вопросы обсуждаются всеми жителями "Утопии". У Мора должностные лица — не привилегированное сословие, а слуги народа. Во главе государства стоит выборное лицо, которое называется князем, но которое фактически является президентом. Мор пишет «Ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха. Их называют отцами и они ведут себя достойно». Подобное общественное и политическое устройство ведет к высоким нравственным качествам населения «Утопии». Вследствие этого в государстве незначительное число законов. Строй описанного им общества Мор признает «не только наилучшим, но также и единственным, который может присвоить себе с полным правом название общества».
Социалистический идеал Мора был ярким протестом как против феодализма, так и против капиталистических отношений. Тем самым Мор шел много дальше буржуазных гуманистов, ибо объективно выражал интересы и вековые мечтания трудового народа о таком социально политическом строе, где нет ни насилия, ни эксплуатации человека человеком. Замечательны высказывания Мора, обращенные против захватнических войн2.
При всей своей прогрессивности учение Мора было утопическим, ибо в материальных условиях жизни того общества не было предпосылок для построения социализма. Ограниченность воззрений Мора, исходившего из современного ему низкого уровня техники, сказывается в том, что он ориентируется на ремесленный труд и в его «Утопии» для выполнения особо неприятных работ сохраняется рабство.
Идеи утопического социализма в Италии развил Томмазо Кампанелла (1568—1639) —мыслитель и борец за освобождение Италии от иноземного ига. Автор труда "Город Солнца", следуя за Мором, произведение которого было хорошо ему известно, он приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является частная собственность. Идеальный общественно-политический строй, отвечающий интересам трудящихся, — это строй, основанный на общественной собственности.
Именно такой строй изображает Кампанелла на страницах своей замечательной книги. В Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов Потребление, как и производство носит общественный характер, хотя здесь Кампанелла стоит позади Мора, вводя общую собственность даже на предметы одежды и личного обихода. Интересны идеи Кампанеллы о трудовом воспитании. Обучение в Городе Солнца связано с производственным трудом. Большое значение придается развитию науки и техники. В Городе Солнца установлено равенство мужчин и женщин, имеет место демократическая организация государственной власти3.
Во главе государства стоит первосвященник; эту должность занимает самый мудрый и образованный гражданин Города Солнца, который сам уступает ее тому, кто окажется мудрее и ученее его. Происхождение, знатность, имущественное положение и т. п., т. е. все то, что в любом эксплуататорском государстве служит главным критерием при назначении на государственную должность, не имеет никакого значения, да и не может иметь в Городе Солнца, где отсутствует частная собственность, господствует общественная организация производства и распределения, всеобщий обязательный труд, где каждый обязан трудиться. В силу этого здесь действует совершенно иной принцип замещения должностей. Должности распределяются в зависимости от личных достоинств и способностей граждан Города Солнца. «В нашем государстве, писал Кампанелла, должности доставляются исходя из практических навыков и образованности, а не из благосклонности и родственных отношений, ибо мы свели на нет родственные связи. Каждый получает должность в той сфере, в которой он отличается своей добродетелью». Все граждане, достигшие 20-летнего возраста, составляют Большой Совет, на собраниях которого они решают вопросы контроля за действиями должностных лиц, и смещения их. Его общество - общество людей, принципиально равных и политически и экономически. Выступая в защиту простых людей, Кампанелла писал, что жители Города Солнца «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела. Поэтому они издеваются над нами за то, что мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит множество слуг для своей праздности и распутства, отчего, как из школы пороков, и выходит на погибель государства столько бездельников и злодеев» 4.
Естественно, что во взглядах Кампанеллы на идеальный общественно-политический строй много наивного и утопического, он смешивал право с нравственностью. Утопические черты в учении Кампанеллы, черты грубой уравнительности и аскетизма были характерны для того времени. Однако эти черты не могут умалить большого значения «Города Солнца», в котором Кампанелла на заре капиталистического общества увидел отдаленные очертания общества, свободного от угнетателей.
В трудах Мора и Кампанеллы не говорится о путях преобразования существующего общественно-политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое выражение мечты народных низов о лучшем будущем.
Заключение.
В заключении можно сказать, что Ренессанс напрямую был связан с античностью, что доказывает перевод его названия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими значительными переменами в умонастроении людей по сравнению со Средневековьем. Усилились светские мотивы в европейской культуре, более самостоятельными и независимым и от церкви стали искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был поставлен человек, вследствие чего людей, изучающих антропоцентризм стали называть гуманистами, а общее течение получило название гуманистического.
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы; Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики; Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; Основными направления философии эпохи Возрождения являлись; Гуманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; Натурфилософское (XVI-нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.
Список используемой литературы.
1. Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней : книга 2, Античность и средневековье / Д. Антисери, Д. Реале. – М. : Пневма, 2001. – 604 с.
2. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфункель. – М. : Высш. шк., 1980. – 368 с.
3. Киселёв, Г.С. «По образу и подобию» / Г.С. Киселёв // Вопросы философии. – 2008. – № 1. – С. 3-19.
4. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М. : Мысль, 1998. – 752 с.
5. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли. – М. : Знание, 2007. – 976 с.
6. Мор, Т. Утопия / Т. Мор; пер. с латин. Ю.М. Каган. -М. : Наука, 1978. – 415 с.
7. Соколов, В.В. Европейская философия ХV-ХVШ вв. / В.В. Соколов. – М. : Академпроект, 2009. – 512 с.
8. Таранов, П. Звёзды мировой философии. Интеллектуальные крылья / П. Таранов. – М. : АСТ, 2000. – 432 с.
9. Хайтун, С.Д. Социальная неотения как механизм эволюционного прорыва (Ветхий Завет, Древняя Греция и Возрождения) / С.Д. Хайтун // Вопросы философии. – 2007. – № 12. – С. 97-114.
12. Кохановский, В.П. Яковлев «История философии» -учебник для ВУЗов, ответственные редакторы: В, изд. "Феникс", г. Ростов-на Дону,1999. – 360 с.
13. Реале Д., Антисери. Д., «Западная философия от истоков до наших дней», часть 2, изд. Спб, 1994 г.; С. 219.
14. Лосев А.Ф. «Общая характеристика эстетики ренессанса» - М.,1999 – 155 с.
15. Кампанелла Т. Город Солнца (Предшественники научного социализма) М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1947. – 173 с.
1 Кононович, Л.Г. Философия: Учебник для высших учебных заведений / Л.Г. Кононович. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. – 56 с.
2 Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфункель. – М. : Высш. шк., 1980. – 7 с.
3 Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М. : Мысль, 1998. – 13 с.
4 Соколов, В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков: Учеб. Пособие для филос. фак-тов ун-тов. – М.: Высш. шк., 1984. – 18 с.
1 Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфункель. – М. : Высш. шк., 1980. – 12 с.
2 Реале Д.М., Антисери. Д.К., «Западная философия от истоков до наших дней», часть 2, / Д.М. Реале, Д.К. Антисери. - изд. Спб, 1994 – 114 с.
3 Соколов, В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков: Учеб. Пособие для филос. фак-тов ун-тов. – М.: Высш. шк., 1984. – 161 с.
1 Мор, Т. Утопия / Т. Мор; пер. с латин. Ю.М. Каган. – М. : Наука, 1978. – 6 с.
2 Мор, Т. Утопия / Т. Мор; пер. с латин. Ю.М. Каган. – М. : Наука, 1978. – 74 с.
3 Кохановский, В.П. Яковлев А.В. «История философии» - учебник для ВУЗов. / В.П. Кохановский, А.В. Яковлев, изд. "Феникс", г. Ростов-на Дону, 1999 -148 с.
4 Кампанелла Т. Город Солнца (Предшественники научного социализма) М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1947. – 11с.
Информация о работе Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения