Антропология Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:44, реферат

Описание работы

Зигмунд Фрейд – создатель направления, которое приобрело известность под
именем глубинной психологии и психоанализа. Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими задатками. Против тяжких заболеваний мозга врачебное искусство в большинстве случаев бессильно. Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми имел дело.

Содержание работы

Введение
Часть 1. Психоанализ с.
Часть 2. Теория личности
Часть 3. Сновидения с.
Заключение Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 59.16 Кб (Скачать файл)

Для образного  описания взаимоотношений между  «Я», Сверх-Я» и «Оно» Фрейд прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью, подобно тому, как ранее А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия взаимоотношений между интеллектом и волей. Движется всадник только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или тяжело болен). Положение «Я» существенно сложнее, чем положение лошади («Оно»). Во-первых, «Я» должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Во-вторых, «Я» испытывает постоянное давление со стороны мощного «Оно», и этот конфликт между требованиями внешнего мира («Сверх-Я») и потребностями глубинных уровней личности («Оно») порождает у «Я» постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, «Я» подвергается отдельному нажиму «Сверх-Я», как моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам, как личности, так и общества. По своему положению и функциям в психике человека «Сверх-Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е. переключение антикультурных порывов «Оно» в социально приемлемые виды деятельности «Я». Согласно Фрейду, «Сверх-Я» является «наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений «Оно» и самых важных судеб его.

Жесткая моральная  цензура «Сверх-Я» мешает осознанию собственных глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с требованиями общества морали. Это проявляется далеко не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем, завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть - чувство недостойное, неприличное, низменное. Если это осознать, то резко понизится своя самооценка, самоуважение. Существенно легче объяснить себе и окружающим собственные чувства действительными или мнимыми пороками и недостатками объекта зависти. Таким образом и отрицательные чувства сохранены и объяснены, и самоуважение не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается действием открытых Фрейдом, так называемых, «защитных механизмов».

Защитные психические механизмы

Что такое  «защитные механизмы»? В связи с тем, что как уже описывалось, согласно З. Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры «Сверх-Я» и может травмировать личность.

Рассмотрим  некоторые основные защитные стратегии.

Вытеснение. Вытеснение считается первичной защитой эго, потому что обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги, так же являясь основой для построения более сложных механизмов. Вытеснение или «мотивированное забывание» представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдания.

Проекция. Проекция представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для ее проявления.

Замещение. В данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Мало распространенная форма замещения - направление на самого себя: враждебные импульсы направленные на других, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности и осуждение самого себя.

Рационализация. Другой способ справиться с фрустацией и тревогой - исказить реальность. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным. Наиболее часто употребляемым видом является рационализация по типу «зелен виноград», берущий название из басни «Лиса и виноград».

Реактивное образование. Этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется; в сознании проявляется совсем противоположенный. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.

Сублимация. Этот механизм защиты дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов.

Отрицание. Отрицание включается, как защитный механизм, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Например, ребенок, переживающий гибель любимой кошки, верит, что она до сих пор жива. Отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом [Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Теории личности». 3-е издание. СПб, изд. «Питер» », (сер. «Мастера психологии»), 2007 г., стр. 143]

Итак, мы рассмотрели  механизмы защиты психики перед  лицом внешней и внутренней угрозы. Из вышесказанного видно, что все  они, кроме сублимации, в процессе использования искажают картины наших потребностей, в результате наше эго теряет энергию и гибкость. Фрейд говорил, что зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты приводят к искажению реальности.

Часть 3. Сновидения

Согласно  Фрейду, все психические процессы человека подчиняются принципу удовольствия. Мы изначально стремимся к получению удовольствия, а неудовольствие вызывает у нас отрицательные эмоции.

Однако существует несколько видов влечения. Первый вид - это эрос, то есть сексуальное  влечение. Причем оно включает в  себя не только половое влечение, но и влечение к жизни, стремление к продолжению рода. Однако есть и иной тип влечения - мы можем считать его ненормальным с позиции здравомыслящего человека - это влечение к смерти. Если цель сексуального влечения - продолжение жизни, то стремление к смерти ставит задачу "возвращения всех живых организмов в безжизненное состояние". Цель его, другими словами, - восстановить прежнее состояние материи.

Фрейд изучал психологию человека и немалое внимание уделял сновидениям. Он считал, что сон - это прежде всего отражение желаний человека в его реальной жизни. Здесь следует привести следующий пример.

Занимаясь исследованием  психики ребенка, ученый обратил  внимание на то, что последнему снятся сны, в которых он видит исполнение своих желаний, или, наоборот, страшные кошмары. Причем сны пятилетнего ребенка зачастую носят эротический характер и связаны с влечением к собственной матери (так называемый Эдипов комплекс). Фрейд считал, что сексуальное развитие человека начинается с самого рождения, то есть с первого года жизни. Мы привыкли считать, что человек осознает свою половую принадлежность только к подростковому периоду, однако Фрейд выделял несколько фаз. Первая - оральная фаза (1-й год жизни), на этом этапе эрогенными зонами выступают слизистые оболочки рта и губ. На второй фазе - анальной, наступающей в 2-3 года, эрогенной зоной является слизистая оболочка заднего прохода. Третья фаза, фаллическая, возникает в 4-6 лет, тогда эрогенной зоной, соответственно, является фаллос. В этом возрасте у детей формируется Эдипов комплекс.

В генитальной  фазе, с начала подросткового периода, начинается фаза развитой сексуальности. В этот период сексуальные желания удовлетворяются путем нормальной половой деятельности.

Изучая нервное  расстройство у пятилетнего ребенка, Фрейд установил связь между  снами мальчика и его фобиями. Кошмары ребенка имели следующее  содержание: он боялся потерять мать, так как ему "не к кому будет приласкаться". Наяву же отмечалась повышенная нежность к собственной матери, восприятие ее как объект эротического желания. Фрейд отмечает, что сновидение мальчика представляет собой сновидение наказания и вытеснения (то есть перехода психического сознания в бессознательное и удержания его в бессознательном); наслаждение от ласк матери претворяется в страх и содержание сна кардинально изменяется. Ребенок просыпается, прерывая сон, таким образом вытеснение побеждает механизм сновидения.

Как объясняет  сновидение Зигмунд Фрейд? Мы уже  говорили о том, что сновидения зависят от пережитого наяву. Кроме того, следует отметить роль раздражителей, действующих на спящего, а также душевной жизни бодрствующего человека. Сновидения имеют различные функции, к которым можно отнести психическую, биологическую и некоторые другие.

Существуют  различные точки зрения на то, что  представляет собой сновидение. Некоторые считают, что оно является особой психической деятельностью, проявляющейся в области памяти. Врачи склонны считать, что сновидение - это психическое проявление, возбудителями которого являются чувственные и телесные раздражители. Они могут возникать как во внешней среде, так и непосредственно в самом человеке. С этой позиции сновидение объясняется как бессвязная работа отдельных органов или групп клеток мозга, находящегося в состоянии сна.

Однако большинство  людей склонно искать в снах какое-то символическое значение, считая, что это поможет предсказать будущее и разобраться в проблемах. Подобный взгляд на вещи, конечно, окутан предрассудками, однако доля истины здесь есть и с научной точки зрения. Еще задолго до Фрейда многие думали, что сны - это проявление нарушений психики человека, однако на самом деле каждый нормальный человек видит сновидения. Мало кто говорил, что иногда сны носят и эротический характер: если обычные сновидения - отклонение, так что уж говорить о сексуальных! Фрейд первым заговорил о нормальной природе сна. Кроме того, ученый заявлял, что в сновидениях всегда присутствует смысл - надо только провести тщательный анализ, чтобы выявить его. Толкование сна для каждого пациента должно быть индивидуальным - ведь люди испытывают разные эмоции и ощущения, у каждого из них разные представления и своя жизнь.

Следовательно, и сновидения должны быть разные. Поэтому  в первую очередь необходимо установить, какие ассоциации возникают у человека, видящего сон.

Фрейд был  убежден, что в состоянии бодрствования  человек не обращает внимания ни на какие ассоциации и посторонние  мысли - они все относятся к  области подсознания. Во сне эти  эмоции оживают и предстают в  виде неясных образов и символов. Причем иногда понять, что значит тот или иной образ, и как-то связать его с действительностью бывает очень сложно. Требуются немалая фантазия и воображение, чтобы творчески осмыслить тот или иной сон.

Информация, которую получает мозг, перерабатывается следующим образом: вначале происходит концентрация различных образов, потом  они искажаются, и вслед за этим формируются символы.

Полученный  сновидческий образ Фрейд называл "сгущенным". Порой трудно обнаружить связь между образом и смыслом сновидения. Например, молния символизирует бурный роман, всплеск отношений. Казалось бы, какая в этом связь? Однако, проанализировав сон, можно отметить, что молния ударяет внезапно, и понять, куда она попадет, невозможно. Точно так же человек не знает, к кому он воспылает страстью, не знает, насколько всепоглощающей она окажется. Неудивительно, что человек, которому приснился воск, во всем потакает желаниям сексуального партнера - из него, как из воска, можно "слепить" все что угодно. Как видите, разгадать сновидение довольно просто - достаточно проанализировать ваше собственное отношение к жизни и попробовать связать все события с образами, которые вам привиделись.

Довольно  интересен этап символизации сновидения. Фрейд считал, что во сне происходит осуществление каких-либо желаний, в том числе и сексуальных. Эти желания проявляются очень ярко и эмоционально. К примеру, вам может присниться, что вы едите потрясающе вкусный ананас. Это означает, что вы предпочитаете получать удовольствие от секса, но редко доставляете его партнеру. Причем вы будете чувствовать вкус ананаса очень отчетливо - как будто вы едите его наяву.

Сны, которые  представляют собой желания человека, Фрейд разделил на несколько групп. В первую группу входят желания инфантильного  типа - обычно такие сны видят  дети и подростки. Так, последним  часто снятся ярко выраженные сексуальные  сцены - при условии, конечно, что им это интересно. Большую часть сновидений составляют желания в замаскированном виде - они входят во вторую группу.

Третья группа снов - это вытесненные желания, однако замаскированы они плохо. Это  так называемые ночные кошмары. Когда-то данное представление было желанием человека, но оно было вытеснено  и превратилось в страх. Например, девушке снится сон о том, как  ее насилует маньяк-убийца. Возможно, раньше она хотела побыстрее начать половую жизнь, но потом ей внушили, что это стыдно и позорно, и желание трансформировалось подобным образом.

Во всех своих  толкованиях Фрейд подходил к  сновидению с позиции психоанализа. Как уже говорилось ранее, сны - это  личный опыт каждого человека. В  дальнейшем будут перечислены некоторые символы и приведена их разгадка, однако вы можете составить для себя собственное толкование снов, проанализировав свои скрытые желания, страхи и проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знаменитый  венский психиатр, психолог и философ  Зигмунд Фрейд считал, что большая  часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих  влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. По Фрейду личность разделена на Оно, Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго).

Под Оно имеется  в виду сфера бессознательного, подчиненная  лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания. Все инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд подразделяет на две противоположные группы: первая охватывает влечения Эго, инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая половые инстинкты, инстинкты жизни. Последние, по мнению Фрейда, являются инстинктами «эроса». Для первой группы характерны тенденции, толкающие человеческий организм к возврату в животное состояние. Конкретным проявлением инстинкта смерти является, например, садизм. Проявлением инстинкта жизни является эротическая любовь. Фрейд рассматривает сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащее импульсивные влечения и страсти. Господствующими мотивами поведения являются сексуальные, и лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация.

Информация о работе Антропология Зигмунда Фрейда