Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 00:18, доклад
АПОЛОГЕТИКА в общем смысле - это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников ; в специальном - раздел богословия имеющий целью такое раскрытие и обоснование истин христианской веры которое должно дать ответ каждому вопрошающему а также опровержение неверных религиозных философских и иных мировоззренческих взглядов противостоящих христианству Апологетика как защита христианства существует с самого его начала и остается в этом качестве до настоящего времени
АПОЛОГЕТИКА в общем смысле - это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников ; в специальном - раздел богословия имеющий целью такое раскрытие и обоснование истин христианской веры которое должно дать ответ каждому вопрошающему а также опровержение неверных религиозных философских и иных мировоззренческих взглядов противостоящих христианству Апологетика как защита христианства существует с самого его начала и остается в этом качестве до настоящего времени Как особый раздел богословия или как отдельная наука Апологетика появляется с развитием школьного богословского образования На протяжении истории объем и содержание ее очень менялись и она выступала под разными названиями : апологетика христианства естественное богословие философская или основная догматика умозрительное богословие общее богословие введение в богословие основное богословие Со второй половины XIX века из области Апологетики постепенно выделяются в самостоятельные дисциплины История религий Библейская археология и текстология Библейская история Обличительное ( или Сравнительное ) богословие В XIX - XX веках в богословских школах на Западе и в России Апологетика входит в курсы Основного богословия или рассматривается как та же самая дисциплина. | ||
Реформированная в 1996 году учебная программа духовных школ Русской Православной Церкви рассматривает Апологетику и Основное богословие как два отдельных предмета Апологетика при этом сохраняет свою специфику и ориентируется главным образом на защиту христианства от критики со стороны иных мировоззрений и систем мысли В задачу же Основного богословия входит рассмотрение и анализ главнейших христианских истин веры и жизни с позиции интеллектуальных моральных культурных и прочих общепризнанных норм и критериев | ||
§ 1. Разделы апологетики | ||
В апологетической науке можно выделить три основных раздела : Богословский Историческо - философский и Естественнонаучный | ||
Богословская апологетика | ||
Предметом Богословской апологетики являются преимущественно основные христианские истины веры и жизни Однако в отличие от Догматического и Нравственного богословия рассмотрение и обоснование их дается исходя не из авторитета Священного Писания и Предания Церкви но главным образом с позиции интеллектуальных моральных культурных и прочих общепризнанных норм и критериев Это обусловлено необходимостью раскрытия христианских истин человеку мало церковному или неверующему но ищущему с тем чтобы он получил оптимальную возможность принятия их в качестве основополагающих мировоззренческих принципов Подобный подход является и защитой основных ценностей христианской религии перед лицом критики и одновременно оптимальным условием конструктивного диалога с иными религиозными системами мысли | ||
К области Богословской апологетики относится рассмотрение вопросов : догматических ( понимание Бога единотроичности Бога Боговоплощения Спасения Воскресения таинств и др ) в их сопоставлении с нехристианскими аналогами других религий и религиозных течений ; теодицеи ( согласования Божественной любви и существования вечных мучений происхождения зла свободы личности и промысла Бога и др ); духовно - нравственных ( понимание христианских основ духовной жизни в сравнении с неправославными ), и некоторых других | ||
В настоящее время тематика Богословской апологетики отнесена к области Основного богословия | ||
Историческо - философская апологетика | ||
Исторический аспект включает в себя вопросы происхождения религии и ее видов возникновение христианства разных форм мистицизма и т д , и понимания сущности этих явлений Историческая тематика в апологетике возникла практически лишь с XVIII столетия когда деятели эпохи Просвещения и Великой французской революции в своей борьбе с христианством дошли до отрицания историчности Христа и реальности событий описываемых в Новозаветных и других библейских книгах . Важной частью исторического аспекта апологетики являются вопросы критического анализа различных атеистических гипотез происхождения религии а также оценки воззрений некоторых наиболее известных мыслителей на религию ее происхождение и место в жизни человека и общества | ||
Философский аспект этого раздела Апологетики своим предметом имеет прежде всего соответствующее раскрытие и обоснование тех положений христианской веры которые являются общими или смежными с философией и в этом качестве проблемными как для богословия так и для философии а также богословское осмысление и оценку многих вопросов онтологии гносеологии антропологии эсхатологии | ||
Понимание бытия или сущего ( онтология ) является ключевым как для христианства так и для философии поскольку определяет принципиальный взгляд на все прочие проблемы веры и знания В христианской апологетике оно включает в себя круг вопросов связанных с религиозно - философским осмыслением учения о Боге и Его бытии бытии сверхчувственного мира о творении об отношении между Богом и миром ( и человеком ). Постоянное внимание начиная со времен схоластики и до настоящего времени уделяется вопросу доказательств бытия Бога | ||
Проблема познания и в первую очередь богопознания его условий критериев цели и средств ( гносеология ) является центральной как для христианства так и для философии Она очень обширна и многогранна В богословии эта проблема рассматривается неоднозначно особенно со времени раскола XI века Истинное познание и познание Истины Православие видит только на пути богоуподобления И основной вопрос философской и христианской гносеологии - об истине и заблуждении ( прелести ), в нем решается через обращение не к ratio самому по себе но к чистоте всего духовно - нравственного состояния познающего | ||
Происхождение человека понимание личности души духа бессмертия свободы греха и добродетели спасения и совершенства святости отношение к телу смысл жизни и смерти страданий и творчества - вопросы антропологии которые далеко не охватывают всего спектра этой части философской апологетики Она является той областью которая вместе с учением о Боге занимает центральное место в христианском богословии и вокруг которой постоянно ведутся основные мировоззренческие дискуссии | ||
Вызывающей всегда повышенный интерес и множество вопросов является проблема эсхатологии Она имеет несколько аспектов однако в области философской апологетики рассматриваются по преимуществу два Первый из них удачно назван священником Павлом Флоренским антиномией геенны. Существо его кратко выразил прот Сергий Булгаков : Итак , основной антиномический постулат эсхатологии заключается в том , что вечная жизнь нетления и славы может совмещаться с вечной смертью и гибелью , то и другое - в разной мере - является включенным в бытие . Ориген св Григорий Нисский святые Иоанн Златоуст и Исаак Сирин свящ П Флоренский прот С Булгаков прот А Туберовский свящ А Жураковский кн Е Н Трубецкой и многие другие отцы Церкви богословы и мыслители предлагали интересные и глубокие варианты ее решения | ||
Второй аспект эсхатологической проблемы - конечная судьба этого мира | ||
Естественнонаучная апологетика | ||
Основная задача данного направления апологетики заключается в том чтобы на основе наблюдаемой и познаваемой целесообразности устройства мира побудить человека к размышлению о ее Первопричине Фактически стержневой идеей естественнонаучной апологетики является то что традиционно именуется телеологическим доказательством бытия Божия Главными вопросами здесь являются проблемы соотношения науки и религии науки и атеизма | ||
Истоками и основанием естественнонаучной апологетики являются известные слова апостола Павла : Ибо что можно знать о Боге явно для них потому что Бог явил им Ибо невидимое Его вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы так что они безответны ( Рим 1; 19-20). Апостол с некоторой предосудительностью пишет здесь о тех кто рассматривая и изучая мир не видит в нем присутствия Бога Отцы и учители Церкви разных эпох также были убеждены что наблюдение явлений природного мира и привлечение данных естественных наук в апологетических целях является и правомерным и полезным поскольку с своей стороны открывает человеку бытие Бога и многие Его свойства Однако наряду с этой основной линией богословской и научной мысли начиная с XVI - XVII веков и особенно в последующее время в определенных общественных кругах все активнее развивается и широко пропагандируется мысль о саморазвитии мира самовозникновении жизни и самого человека Из этого истока родились псевдорелигиозные атеистические и антирелигиозные настроения целые философские системы Отсюда вышла и идея несовместимости и противоборства науки и религии Теперь когда естественные науки убедительно свидетельствуют о том что все уровни микро -, макро - и мега - мира : материальный биологический психический нравственный и духовный - все вместе и каждый в отдельности настолько разумно организованы и так соотносятся между собой что фактически не остается сомнений в антропном принципе устройства мира , - естественнонаучная апологетика как никогда достигает своей цели показывая что наука и религия не только не враги но каждая из них своими средствами открывает человеку существование высшего Разума - Бога | ||
Основной проблемой дискуссии между религией и атеизмом на пространстве этих наук является причина или источник ( Бог или материя ?) возникновения Вселенной происхождение жизни и человека | ||
Апологетика таким образом ставит своей целью такое раскрытие и обоснование христианской веры которое позволило бы каждому человеку ищущему смысла жизни увидеть что христианство это не слепая вера но религия действительно отвечающая основным жизненным запросам человеческого бытия Этим объясняется и специфика данной богословской науки заключающаяся прежде всего в том что она обращается не только к Библии и святоотеческому учению но и к нехристианской религиозной и философской мысли к достижениям естественных и гуманитарных наук к истории искусству - культуре в целом |