Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 20:03, реферат
Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта.
Прежде чем говорить об архетипах, нам нужно сначала разобраться с бессознательным коллективным и индивидуальным. Определиться в чем их отличие и проследить их связь с архетипами.
Бессозна́тельное или неосознав
Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта.
В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.
По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, психология Юнга рассматривает бессознательное как совокупность статичных образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Также бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые, и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики, в него так же включены и архетипы.
Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства — сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты — узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.
Идеи Фрейда вызывали вопросы, особенно потому, что он сводил все поведение человека с сексуальным проблемам и детским желаниям. Карл Густав Юнг (1875 - 1961) один из тех, кто начал возражать Фрейду по поводу столь важной роли сексуальных желаний. Он работал вместе с Фрейдом, но впоследствии отошел от его учений и создал собственные психологические теории.
Вместо того, чтобы считать главной действующей силой полученные в детстве травмы, Юнг изменил представление Фрейда о бессознательном, заявив, что бессознательные идеи у большинства людей одинаковы. Они представляют основное содержание коллективного бессознательного.
Юнг считал, что бессознательное формируется в результате событий, происходящих с человеком во время его взросления, а так же при помощи инстинктивно усваиваемых идей, которые человек наследует от своих предков. Он говорил, что мистические и религиозные представления наполнены символами, которые взяты из коллективного бессознательного.
В него так же включены архетипы (др.-греч. ἀρχέτυπον — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов.
Для более полного понимания архетипа стоит описать его важнейшие черты, иначе говоря, критерии определения:
Например, одним из найденных
Юнгом архетипов был "трикстер". Трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) в мифологии, фольклоре и религ
Другие архетипические фигуры - это Герой, Сирота или Странник. Юнг определил эти архетипы, основываясь на общих идеях, которые возникли в снах его пациентов и которые так же могут быть обнаружены в древних легендах и мифах.
Иными словами, «архетипы» психологии Юнга представляют собой формальные образцы поведения, или символические схемы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, которыми человек оперирует в своей реальной жизни и деятельности.
На первый взгляд может создаться впечатление, что «архетипы» Юнга являются такими же элементами бессознательного, как и «первичные влечения» у Фрейда. Но это не так. Юнговские «архетипы» выступают как более глубинные осадки психики человека, накапливаемые в течение многотысячелетнего опыта приспособления и борьбы за существование не только отдельного индивида, но и всего человеческого рода. Такие архаические формы, остатки, отпечатки сохраняют в себе древний характер психических содержаний и функций примитивного душевного уклада жизни.
Ввиду своей бессознательной природы архетипы практически недоступны людям для понимания.
«На деле люди как раз потому почти никогда не задаются вопросом о значении архетипических образов, что эти образы полны смысла. Боги умирают время от времени потому, что люди вдруг обнаруживают, что их боги ничего не значат, сделаны человеческой рукой из дерева и камня и совершенно бесполезны. На самом деле обнаруживается лишь то, что человек ранее совершенно не задумывался об этих образах. А когда он начинает о них думать, он прибегает к помощи того, что сам он называет “разумом”, но что в действительности представляет собой только сумму его близорукости и предрассудков».
Юнг большое значение придает символам. Бессознательное выражает себя в первую очередь через символы. Несмотря на то что нет специфического символа или образа, полностью представляющего архетип, чем больше символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем более сильный, эмоционально заряженный ответ он вызывает. Юнг делит символы на индивидуальные и коллективные, особенно выделяя последние, так как они являются выражением коллективного бессознательного, поэтому часто являются религиозными образами, например крест, шестиконечная звезда Давида и буддийское колесо жизни. Символические способы выражения и образы представляют понятия, которые мы не можем полностью определить или целиком понять. Символы всегда имеют дополнительные значения, которые неясны или скрыты от нас.
Под индивидуальными символами Юнг подразумевает «обычные», являющиеся выражением того же коллективного бессознательного через призму индивидуального бессознательного и обработанные сознанием, а потому довольно далекие от «идеально» бессознательного. В частности, он доказывает, что со временем все религии обрастают индивидуальными символами взамен первозданных; то же самое происходит и с архетипами - Юнг приводит яркий пример: трансформация образа «гневного Божьего Лика» в ветхом завете, что соотносится с архетипом отца, главного Бога, в образ Бога в новом завете.
Кроме того, в «Архетипах и символах» высказывает гипотезу, что увеличение рациональности в нашем мире соотносится с уменьшением значимости символов, что приводит к их отрицанию. Что в свою очередь является следствием духовной маргинализации общества. Это тем более важно, что одной из проблем современной России является данная маргинализация: произошло отрицание, как советской системы ценностей, так и дореволюционной (искорененной как раз в ранние годы советского государства), а новая сформироваться не успела.
Юнг выдвинул предположение, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает определенные идеи, носящие символический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти идеи рассматриваются им не как содержательные, а как формальные элементы психики, которым Юнг дает название «архетипы», понимая под ними нечто всеобщее и имманентно присущее всему человеческому роду. «Архетип есть символическая формула, которая повсюду вступает в функцию там, где или не имеются сознательные понятия, или таковые по внутренним или внешним основаниям вообще невозможны»
Несмотря на то, что появление теории об архетипах связано с увиденной Юнгом общностью сновидений пациентки и основных типажей в мифологии, не следует понимать мифологических персонажей тождественно архетипам:
«Архетип как таковой существенно отличается от исторически ставших или переработанных форм. На высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях, напротив, значительно более индивидуальны, непонятны или наивны, нежели, скажем, мифы. По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает (Для точности необходимо различать "архетип" и "архетипическое представление". Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, наподобие того, что в биологии называется "patlem of behaviour" - модели поведения)».
Таким образом архетип в наиболее чистом виде мы можем наблюдать или в сновидениях, или, в меньшей степени, в верованиях разнообразных племен, стоящих на ранних ступенях развития.