Аристотель и его философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Значение трудов и деятельности античных философов, в частности Платона и Аристотеля, трудно недооценить в развитии не только философской мысли человечества, в построении принципов существования западной цивилизации, но и в нашей современной жизни: её техническом и информационном обеспечении.

Содержание работы

Введение 3
1. Критика учения Платона об «идеях» 4
1.1. Общая характеристика учения Платона об идеях 4
1.2.Kритика Аристотелем учения Платона об идеях 8
2.Вопросы этики и политики в философии Аристотеля 13
2.1.Значение этики для Аристотеля 13
2.2. Философские основания политического учения Аристотеля 14
2.2.1. Учение Аристотеля о государстве 15
2.2.2. Формы правления в политическом учении Аристотеля 17
2.2.3. Понятие политического права у Аристотеля 19
Заключение 22
Список литературы и использованных источников 23

Файлы: 1 файл

Философия политика аристотеля.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

2.Вопросы этики и  политики в философии Аристотеля

2.1.Значение этики для Аристотеля

К числу заслуг Аристотеля относятся определение и классификация наук, видов знания. Он разделил науки на три большие группы: теоритические, практические и творческие. К первым Аристотель отнес философию, математику и физику; но вторым - этику и политику, а к третьим - искусство, ремесла и прикладные науки.

Философия - наиболее умозрительная  из наук; она исследует то, что  наиболее достойно познания – «первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное»6.

По Аристотелю, наука  ценнее тем, чем более она созерцательна. «Созерцательная жизнь» - это жизнь, чуждая корыстнолюбивых расчетов и выгод, это высшая форма жизни. Она посвящена познанию, поиску истины, т.е. представляет собой высший вид духовно-творческой деятельности. Лишь в процессе этой деятельности человек может приблизиться к безмятежному счастью, к чистому блаженству, которое доступно лишь богам. Для античных мыслителей познанием является отношение человека к миру, отношение микрокосмоса к макрокосмосу, установление связи с первоночалом. Познание всеобщего означает нахождение за многообразием вещей и явлений их общего принципа, главенствующего начала.

Аристотель - сын своего века и народа. Он “прирожденный” интеллектуалист. Для него разум составляет основу познавательной и всякой иной деятельности человека и его отличительный признак. Аристотель считал, что разум составляет истинную сущность человека, отличительный признак его жизни и индивидуальности. Люди, имеющие опыт и навыки в производственной практике преуспевают больше, чем те, кто обладает чисто теоретическими знаниями в этой же области, но последних почитают больше, чем первых, подобно тому как «мы и наставников в каждом деле почитаем больше, полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается»7. Аристотель приходит к выводу о том, что знание тем ценнее, чем более оно теоретично и не связано с получением выгоды.

Поэтому «умозрительные» науки выше созидающих, а теоретическая деятельность выше практической, например, политической.

Античная наука ориентирована  не на овладение силами природы, т.е. не на использование знаний в практических целях, а на познание всеобщего мирового строя вещей, на осмысление общественных отношений, на воспитание граждан и  регулирование их взаимоотношений и поведения, на достижение этического идеала. Во вторую очередь наука исследует этические и политические проблемы, и лишь в третью очередь она занимается проблемами искусства, ремесла и прикладных наук. Слово «практика» используется у Аристотеля в широком смысле, а не узко - как деятельность по получению материальных выгод.

В древности «этика» (учение о нравственности) означала жизненную мудрость, «практические» знания относительно того, что такое счастью и каковы средства для его достижения. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной.

Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек - существо общественно- политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства.

Но являются ли нравственность, этика и политика, а также искусство, науками? Можно ли считать учение соблюдать правильные нормы поведения и вести нравственный образ жизни наукой? Согласно Аристотелю, «всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное».8 Это значит, что через мышление человек делает правильный выбор в своих действиях и поступках, стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал. То же самое можно сказать относительно произведений искусства.

Мастер вопрошает в  своем произведении идеал красоты  сообразно своему пониманию. Значит, практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельности невозможны без мышления.

Поэтому они входят в  сферу науки, но это не науки в  строгом смысле слова. Практическая наука занимается получением знания для реализации идеала. В области «практических» наук цель мышления не познание, но поступки и деятельность. Ведь не достаточно знать добродетель, нужно и поступать соответственно, т.е. осуществлять ее, стать добродетельным человеком.

Аристотель пишет, что  творчество и поступки не одно и то же. Поступки нераздельно связаны с человеком, с его деятельностью, со свободным выбором, с общими нравственными и правовыми нормами граждан общества, а творчество направлено на создание произведений искусства, которые оцениваются только по своим достоинствам, независимо от поступков человека.

Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование  его жизни, на реализацию смысла своей  жизни и назначения.

2.2. Философские основания политического учения Аристотеля

 

Одна из определяющих черт аристотелевской политической теории - это стремление исходить не из отвлеченных теоретических построений по поводу конструкции идеального полиса, а потребность учитывать все многообразие реально существующих форм, их градаций и оттенков.

Такая, условно говоря, «прагматическая», а не идеократическая  направленность аристотелевской теории органически вытекает из ее общефилософских  оснований. Его философия так же, как и философия Платона, телеологична, но это - телеология иной модификации. Согласно Аристотелю, цель общественной, политической жизни - тоже благо: «...всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага...9»

Но аристотелевское  «благо» - в отличие от платоновского  «эйдоса» - неразрывно связано с  наличным устройством и сложением  частей конкретного, естественным образом  возникшего полисного тела. На этом основании Аристотеля, в противоположность Платону как идеократу, можно назвать физиократом (греч. «фюсис» - тело).

Политика как наука  у Аристотеля тесно связана с  этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика  предстает как начало политики, введение к ней.

Аристотель различает  два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).

Основным итогом его этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

2.2.1. Учение Аристотеля о государстве

Государство, по Аристотелю это политическое общение, оно обнимает и включает в себя другие формы  общения, которые генетически предшествуют ему.

Аристотель считает, что  наилучший метод научного объяснения политического общения сочетание своего рода структурного анализа и генетического подхода. Первый элемент теоретического построения - расчленение сложного целого на его простые элементы, чтобы рассмотреть его состав и конкретные отличия одного целого от другого; второй - рассмотрение «первичного образования предметов».

Говоря об общностях, предшествующих государству, Аристотель называет семью и селение. Это  же - изначальные элементы государства, которое представляет собой по отношению  к двум первым более широкий и  более высокий (более свободный) круг общения.

Естественная необходимость, прежде всего, побуждает попарно  сочетаться мужчину и женщину  в целях продолжения рода. Точно  так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться существу, властвующему в силу своей природы (способному к предвидению), и существу, подвластному и рабствующему (способному лишь физически исполнять полученные указания). Все это создает семью как общение, возникшее для удовлетворения повседневных нужд. При этом женщина не находится в рабском положении, как у варваров, у которых «отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию» и в силу этого «бывает только одна форма общения - общение раба и рабыни»10.

Общение, состоящее из нескольких семей и обслуживающее  не только текущие нужды, - это селение; оно представляет собой колонию разросшейся и расселившейся семьи. Если семья - это «едящие из одного ларя», то селение - «молочные братья», «сыновья», «внуки».

Греческие государства, говорит Аристотель, первоначально  управлялись патриархальными царями (а в настоящее время мы видим это у негреческих племен), так как они состояли из элементов, которые признавали над собой власть старшего как нечто само собой разумеющееся.

Но власть как явление  политическое отличается от власти патриарха; Аристотель различает власть господскую и политическую следующим образом: «Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж»; «...власть государственного мужа, равно как и все виды власти, не тождественны, как это утверждают некоторые. Одна - власть над свободными по природе, другая - власть над рабами. Власть господина в семье – монархия, ибо всякая семья управляется своим господином монархически, власть же государственного мужа - это власть над свободными и равными»11. В семье патриарх тоже властвует над свободными - женой и детьми, - но они не равны ему.

Несколько селений образуют общество, которое представляет собой  завершенное государство, возникшее  ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа.

Государство (причем, каждое государство), таким образом, - это  осмысленная, естественным образом возникающая ради определенной цели-блага целостная структура. То, что придает этому целому уникальный и неподменный смысл, на философском языке Аристотеля называется энтеле-хией (греч., завершение, осуществленное единство предмета, его свойств и образа действия) - реализованной, достигнутой в нем благой целью, включенной в иерархию энтелехий, восходящую к богу как высшей энтелехии - полностью самодостаточному и свободному существу. Отсюда - категорический запрет на возможность произвольно изменять естественные элементы этого целого искусственными частями.

С признанием того, что  государство «существует по природе», связано утверждение, что сущность человека - его общественная, политическая природа: «...человек по природе своей  есть существо политическое», - говорит Аристотель. Тот же, кто в силу своей природы или вследствие обстоятельств живет вне государства, - либо выше человека (сверхчеловек, бог), либо ниже его (животное, нравственно недоразвитое существо - без роду, без племени, вне законов, без очага, которое только и жаждет войны и которое можно сравнить с изолированной пешкой)12.

В состав «человечности» (признаков «завершенного» человека), согласно Аристотелю, входят также  следующие элементы, которые по совокупности создают основу семьи и государства.

Свобода, предназначение к властвованию по природе;

2. Речь, которая выделяет  человека из мира животных; человек  - существо в большей степени  общественное, нежели животное.

Поскольку государство - более широкий и более совершенный  круг общения, чем семья, постольку именно оно является первичным по отношению к последней (представляет собой ее целевую причину), а тем более - и по отношению к отдельному человеку.

Нашедший свое завершение в политической общности человек - наиболее совершенное из живых существ; человек, живущий вне закона и права, без добродетели, но наделенный оружием, умственной силой и энергией духа - по мнению Аристотеля, существо самое нечестивое и дикое, лишенное справедливости как нормы, регулирующей политическое общение.

Государство представляет собой определенное единство, а то, что делает людей «общниками одного государства»13- это гражданство, которое является важнейшим элементом государства. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан14.

Каждой форме государства соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав. Вместе с изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства изменяется и само государство.

2.2.2. Формы правления в политическом учении Аристотеля

 

Перед политической наукой стоят, по мнению Аристотеля следующие  задачи:

1) исследование того, какое государственное устройство  является наилучшим;

2) определение того, каков  «относительно наилучший» вид  государственного строя «возможный при данных обстоятельствах;

Информация о работе Аристотель и его философия