Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:14, реферат
Аристотель, хотя и является философом древности, оказал существенное влияние на философские взгляды его последователей, а также косвенно на философию современного общества. А именно, будучи исследователем в весьма разнообразных сферах: от физики, математики и биологии до этики, политики и экономики; в своих трудах он разработал целостную систему мировоззрения и внёс незаменимый вклад в развитие человечества. Политическое учение, главным образом, он изложил в своей работе «Политика», которая примыкает к «Этике».
Введение 3
Часть 1. Несколько слов о жизни Аристотеля 4
Часть 2. «О том, что такое государство» 5
Часть 3. «О домохозяйстве и рабстве» 7
Часть 4. «Об искусстве наживать состояние» 8
Государственный университет – Высшая Школа Экономики
РЕФЕРАТ
Тема: «Аристотель о политике»
Выполнила:
студентка 161 группы (МЭ)
Буслаева Елена
Москва 2010
Содержание
Введение 3
Часть 1. Несколько слов о жизни Аристотеля 4
Часть 2. «О том, что такое государство» 5
Часть 3. «О домохозяйстве и рабстве» 7
Часть 4. «Об искусстве наживать состояние» 8
Введение
Аристотель, хотя и является философом древности, оказал существенное влияние на философские взгляды его последователей, а также косвенно на философию современного общества. А именно, будучи исследователем в весьма разнообразных сферах: от физики, математики и биологии до этики, политики и экономики; в своих трудах он разработал целостную систему мировоззрения и внёс незаменимый вклад в развитие человечества. Политическое учение, главным образом, он изложил в своей работе «Политика», которая примыкает к «Этике». «Политика» по спектру рассматриваемых явлений гораздо уже этики. С другой стороны она более полно и подробно объясняет их суть. На мой взгляд, именно многогранность деятельности Аристотеля позволила ему глубоко понять и объяснить политические отношения в обществе.
Политика Аристотеля была важнейшим политическим текстом античности. Однако, в наше время само значение слова «политика» отличается от такового в Древней Греции. Аристотель под политикой имеет в виду совокупность социальных и имущественных отношений в обществе, а так же их иерархию. В первой части своей работы он объясняет, что есть государство, описывает характерные для своего времени отношения между рабами и рабовладельцами, соотношение ролей в семье, как в малом социальном институте. Во второй части политики разбираются проекты Платона, Фалея и Гипподама, государственные устройства Спарты, Крита, Карфагена.
Часть 1. Несколько слов о жизни Аристотеля
Аристотель жил в IV веке до н.э. (384-322 гг.), его родина – город на северо западном побережье Эгейского моря – Стагира. Жизнь Аристотель можно разделить на три периода. С семнадцати лет был слушателем Академии Платона, в которой Платон, её основатель сумел разглядеть и по достоинству оценить гениальность юного Аристотеля. Хотя в начале своего пребывания в Академии Аристотель высоко ценил мудрость Платона, впоследствии он увидел уязвимости платоновского идеализма и подверг платонизм основательной критике. После смерти Платона Аристотель покинул Афины, с 355 г. до н.э. начинается период странствий. Сначала он живёт в Ассосе, где находит себе жену – Пифиаду, приемную дочь тирана Гермия. Затем перебирается в Митилену по приглашению своего друга и единомышленника – Теофраста. Впоследствии он был приглашен Филиппом II для воспитания своего сына – Александра. В результате, Аристотель переезжает в столицу Македонии – Пеллу. Отношения Аристотеля с его учеником никак нельзя назвать тёплыми, поэтому став царём Македонии Александр старается избавиться от Аристотеля, и последний вынужден снова отправиться в Стагиру, на родину. С этого момента начинается второй афинский период Аристотеля. В Стагире он открывает собственную философскую школу – Ликей. Аристотель имел большое число учеников, единомышленников и последователей. После смерти Аристотеля в 322 г. до н.э. схоларком Ликея стал Теофраст.
Часть 2. «О том, что такое государство»
«Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же Общение организуется ради какого-либо блага, то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других, и к высшему из всех благ стремится ю общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».
Аристотель
Под благом Аристотель понимает прежде всего справедливость, для достижения которой и необходима политика. Следовательно, основная цель политики – достижение справедливости через общение.
«Наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов» - руководствуясь данным способом, Аристотель выявляет причины явлений, и делает определенные умозаключения. Так, из необходимости продолжать потомство объединяются мужчина и женщина; в силу своей природы делят между собой роли эксплуататоры и эксплуатируемые («властвующие» и «подвластные» по Аристотелю). Согласно такому разделению способов общения формируется семья. Это не традиционно для современного общества, потому как существует тенденция к равенству полов, а отношения властвования и подчинения теперь возможны только во взаимовыгодной трудовой деятельности. Далее у Аристотеля можно заметить одно очень важное замечание: «Так, всякий инструмент будет наилучшим образом удовлетворять своему назначению, если он предназначен для исполнения одной работы, а не многих». Он предоставляет его в качестве объяснения того явления, что женщина и раб по своей природе два различных существа, выполняющих в обществе различные функции. Если обратиться к современной экономической теории, то подобное суждение встречается и там при описании сравнительных преимуществ в экономике, и было сформулировано гораздо позже, а именно в XVIII веке Давидом Рикардо и Адамом Смитом. Это позволяет сделать вывод о том, что взгляды Аристотеля на политику затрагивают также экономическую сферу и находят отражение в реальной жизни и в наши дни.
Далее, выявляя причины возникновения государства, Аристотель выделяет этап слияния и переплетения семей, возникновение больших семей, называемых в его терминологии селениями. Селенье призвано удовлетворять не только кратковременные потребности, как это было в случае с отдельной семьей. Сформировавшееся из нескольких селений общество и есть государство. «Вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни» - так Аристотель определяет государство как образование, полученное путем установления причинных связей. Для него государство – это естественно возникший продукт; оно является завершением первичных общений, в этом завершении и складывается природа.
Зафиксировав факт существования государств, Аристотель считает нужным подчеркнуть, что «человек – существо политическое», а индивиды, живущие вне государства по своей природе - «либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо в сверхчеловек». В доказательство политической природы Аристотель так же приводит дар речи, указывая на то, что никакие другие животные не наделены такой особенностью. Дар речи позволяет человеку не только выражать чувства и эмоции, но и «выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо». И потому человек является восприимчивым к таким понятиям, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Иначе говоря, в человеке заложены этические представления об окружающем мире.
Часть 3. «О домохозяйстве и рабстве»
Определив, что есть государство, необходимо сказать несколько слов и о структуре внутри его отдельных элементов. В частности рассмотрим организацию семьи. Аристотель выражает эту мысль следующим образом: «В совершенной семье два элемента: рабы и свободные». Внутри семьи выделяются следующие отношения: господина и раба, мужа и жены, отца и детей; соответственно господские, брачные и отцовские отношения. Наибольший интерес для Аристотеля представляют господские отношения, так как именно эти отношения способны принести наибольшую практическую пользу. Согласно представлениям Аристотеля, существует две точки зрения на отношения между господином и рабом. Для одних, эти отношения являются своеобразной наукой. С другой же стороны эти отношения сами по себе противоречат природе, по той причине, что один является рабом, а другой – господином только лишь по закону. Естественный характер отношений не угадывается. Поэтому считается, что господские отношения основаны на насилии, и потому несправедливы.
Так же частью семейной организации
является собственность. Раб – «некая
одушевленная собственность», и как
нечто помогающее накоплению других
видов собственности имеет
Сам Аристотель считает существование рабов и наличие в государстве господских отношений справедливым явлением. Более того, он считает разделение людей на властвующих и подвластных заранее предопределенным, и даже говорит о том, что такие отношения не просто необходимы, но и полезны. Такие отношения господства и подчинения Аристотель обнаруживает и внутри каждого отдельно взятого человека. Наблюдается следующая связь – душа властвует над телом человека, а душой в свою очередь управляет разум. Именно такое соподчинение способствует достижению внутренней гармонии.
Часть 4. «Об искусстве наживать состояние»
Используя уже принятый метод исследования, Аристотель ищет ответы на вопросы что есть собственность вообще, и в чём заключается искусство наживать состояние. И в первую очередь он делает замечание о том, что искусство наживать состояние и науке о домохозяйстве есть два отличных друг от друга предмета, потому как наука о домохозяйстве изучает способы использования всего, что имеется в доме и не занимается вопросами непосредственного накопления имущества. Далее, Аристотель различает различные виды искусства наживать состояние, согласно образу жизни, который ведут те или иные люди или их группы. Но в своём учении мыслитель преимущественно рассматривает тех, кто существует благодаря земледелию. И снова можно уловить вытекающую связь между элементами: растения существуют ради живых существ, животные же ради человека.
Истинное богатство по Аристотелю состоит из сочетания средств, «необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Однако собственность имеет предел, и для искусства наживать состояние он существует так же как для других искусств.
Рассмотрим основные положения искусства наживать состояние. Первое – пользование собственностью бывает двояким: одно по назначению, другое не по назначению. Все предметы собственности могут быть использованы кроме как по прямому своему назначению ещё и в качестве средства обмена. Так в государстве развивается меновая торговля. Однако после появления денег появился второй способ наживать состояние – торговля. Но ни в коем случае за богатство не следует принимать изобилие самих денег. Стремление к деньгам, так же как и их количество определены как безграничные. Основой такого стремления к безграничному богатству есть стремление к жизни. И так как жажда жизни безгранична, следовательно, стремление к средствам, способным утолить эту жажду так же безгранично.
Часть 5. Различные государственные устройства
Размышления о государственных устройствах Аристотель начинает с установления принципа, согласно которому все граждане могут участвовать в жизни государства в различной степени. Либо полностью участвовать, либо полностью не участвовать; либо выбирать, в чем участвовать, а в чем нет. Второй вариант, то есть вариант полного неучастия невозможен, так как государство это, прежде всего общение.
Заключение
«Политика» Аристотеля представляет
собой целостное и предельно
логичное учение. Руководствуясь принципом
деления всего на составные, более
мелкие части он получает точную структуру
древнего государства, подробно описанную
систему взаимосвязанных и
Список использованной литературы