Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:25, реферат
Научный интерес античной философии не ограничивается тем, что она служит особым предметом исторического исследования, но также он поддерживается в равной степени и тем продолжающимся значением, которое принадлежит содержанию мыслей античной философии, в силу ее положения в развитии духовной жизни Запада.
Введение 3
Глава 1. Жизнь Аристотеля 4
Глава 2. Форма, материя, движение и причины. Учение о возможном и действительном бытии 5
Глава 3. Учение Аристотеля о предмете физики и о природе 7
Глава 4. Биология Аристотеля 10
Глава 5. Этика Аристотеля: учение о добродетелях 13
Глава 6. Социально - политические взгляды 15
Заключение 20
Список литературы 22
Введение
Глава 2. Форма, материя,
движение и причины. Учение о возможном
и действительном бытии
Глава 3. Учение
Аристотеля о предмете физики и о
природе
Глава 4. Биология
Аристотеля
Глава 6. Социально
- политические взгляды
Заключение
Список литературы
Научный
интерес античной философии не
ограничивается тем, что она
служит особым предметом
Центр
тяжести при этом падает на
факт возвышения знания до
степени науки: не
Аристотель
жил в конце творческого
Читая Аристотеля, необходимо изучать его в двух аспектах: в связи с его предшественниками и в связи с его преемниками. В первом аспекте заслуги Аристотеля огромны, во втором - в равной степени огромны его недостатки. Однако за его недостатки более ответственны его преемники, чем он сам. За тысячелетний период авторитет Аристотеля стал почти таким же бесспорным, как и авторитет церкви; и этот авторитет стал серьёзным препятствием для прогресса, как в области науки, так и в области философии. С начала XVII века почти каждый серьёзный шаг в интеллектуальном прогрессе должен был начинаться с нападок на какую-либо аристотелевскую доктрину. Чтобы отдать Аристотелю должное, следует начать с того, что мы должны забыть его чрезмерную посмертную славу и равно чрезмерное посмертное осуждение, к которому она привела.
Родился
Аристотель в июле-сентябре 384 г.
до нашей эры. Его родина - полис
Стагира во Фракии близ
Точно
неизвестно где вырос
Со
своей стороны Аристотель
После смерти великого философа, когда Академию возглавил племянник Платона Спевсипп, Аристотель оставил Афины. Первые шесть лет он жил в малоазийской Греции, сначала в городе Ассосе, где проживали два ученика Платона - Эраст и Кориск, а затем в городе Митилена, куда его пригласил Теофраст - друг и соратник великого мыслителя. В Ассосе Аристотель женился на Пифиаде - приёмной дочери Гермия - тирана в городе Атарней.
В конце 40-х годов IV в. до н. э. Аристотель был приглашен Филиппом II воспитателем к его сыну - тринадцатилетнему Александру - и перебрался в столицу Македонии Пеллу. Воспитание Александра Аристотелем продолжалось около четырех лет. Впоследствии великий полководец скажет: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Аристотель не пытался сделать из Александра философа, он пытался облагородить вкусы юного македонца, привить ему любовь к знаниям и прекрасному. Отношения учителя и ученика никогда не были теплыми. И как только Александр стал царём Македонии, он постарался избавиться от Аристотеля, которому пришлось вернуться на родину - в Стагиру, где он провёл около трёх лет.
В 335 г. до н. э. Аристотель вновь переселился в Афины и там в 336 г. до н.э. открыл собственную философскую школу - Ликей, названную так потому, что она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского (Волчьего). Он преподавал там более 12 лет и вел большую работу по систематизации и развитию своих идей. В его школе обучались несколько сотен учеников.
После смерти Александра Македонского (13 июня 323г.) в Афинах произошло антимакедонское восстание. Аристотелю было предъявлено обвинение в богохульстве, и он вынужден был покинуть Афины. Через два месяца после этого в 322 г. до н. э. Аристотель умер от болезни желудка на острове Эвбея, на вилле своей матери в Халкиде. У него осталась жена (а фактически наложница) Герпилла - мать его сына Никомаха, и дочь Пифиада (от первого брака).
После
смерти Аристотеля главой
Глава 2. ФОРМА, МАТЕРИЯ, ДВИЖЕНИЕ И ПРИЧИНЫ. УЧЕНИЕ О ВОЗМОЖНОМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ БЫТИИ
«Суть
бытия» вещи - её форма, или
её «первая сущность» (в «
Ключом
к пониманию формы (морфе)
Материя
(hyle - буквальный перевод:
Существует
столько же форм, сколько низших
видов вещей. Формы вечны и
неизменны. «Форму никто не
создаёт и не производит».
Материя
сама по себе представляет
лишь возможность вещей.
Анализируя движение, Аристотель выделяет четыре его вида: увеличение и уменьшение, качественное изменение или превращение, возникновение и уничтожение, перемещение в пространстве. Основным видом движения является пространственное перемещение, оно - условие всех остальных видов движения. Таким образом, если изменяется качество предмета, то причиной этого может быть только соединение изменяющегося предмета с тем предметом, который производит в нём изменения, т. е. движение в пространстве.
Существование
каждой вещи причинно
Каждая
вещь состоит из материи,
Отношение между формой и материей мы трактовали статично: форма как суть вещи, как её сущность - минимально общее, материя - тот материал, в котором это общее неоднократно запечатлено. Но данное отношение Аристотель трактует и динамически, вводя в философию такие эпохальные понятия, как возможность (дюнамис) и действительность (энергейа). Они позволяют представить отношение материи и формы в движении.
Носителем
возможности является материя.
Оформляясь, она переходит из
состояния возможности в
По
мере своего оформления
Понятие
возможности у Аристотеля
Далее,
возможность - вторая форма существования
относительного небытия.
Глава 3. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ПРЕДМЕТЕ ФИЗИКИ И О ПРИРОДЕ
Аристотель стремится отделить физику от метафизики и от математики. Метафизика и математика имели у него то общее, что изучали неподвижные сущности, но математические неподвижные сущности были неотделимы от материи и существовали в них не как таковые, а как свойства вещей, а метафизические сущности были не только в вещах, как их сущности и сути бытия, но и вне материи (в боге). Физика же, по Аристотелю, в отличие о метафизики и математики, изучает подвижные предметы, которые к тому же, в отличие от метафизических сущностей, вовсе неспособны, существовать отдельно от материи. «Физические сущности» не могут существовать без материи так же, как, поясняет Аристотель, курносости не может быть без носа.