Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 08:25, контрольная работа
Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, греч. είδος — «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Платона). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустоте хаотично, «трясутся», сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам.
Атомистический материализм Демокрита.
Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, греч. είδος — «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Платона). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустоте хаотично, «трясутся», сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам.
Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы – принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения – всё это уже было заложено в философских системах, предшествующих атомизму.
Однако предпосылками атомистического учения и его философскими истоками были не только «готовые» учения и идеи, которые атомисты застали в свою эпоху. Многие исследователи считают, что учение об атомах возникло как ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как разрешение обнаружившегося противоречия между чувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью, ярко выразившегося в «апориях» Зенона.
Согласно Демокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ (бытие – to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя также реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних.Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение. Категория небытия дала возможность объяснять возникновение и изменение вещей. Правда у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом была метафизичность теории. Ее пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим «одно и то же непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение качества — это не только простое соединение и разъединение. Но на современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления — в изменении количества междуатомной пустоты.
Понятие пустоты
привело к понятию
Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos—«неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.
Кроме признаков
элейского бытия атомы обладают свойствами
пифагорейского «предела». Каждый атом
конечен, ограничен определенной поверхностью
и имеет неизменную геометрическую форму.
Наоборот, пустота, как «беспредельное»,
ничем не ограничена и лишена важнейшего
признака истинного бытия — формы. Атомы
чувственно не воспринимаемы. Они похожи
на пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные
вследствие слишком малой величины, пока
на них не упадет луч солнца, проникший
через окно в помещение. Но атомы гораздо
меньше этих пылинок; только луч мысли,
разума может обнаружить их существование.
Они невоспринимаемы еще и потому, что
не имеют обычных чувственных качеств
– запаха, цвета, вкуса и т.п.
Сведение строения материи к элементарным
и качественно однородным физическим
единицам, чем «стихии», «четыре корня»
и отчасти даже «семена» Анаксагора, имело
в истории науки огромное значение.
Чем же, однако, различаются между собой
атомы Демокрита?
Изучая свидетельства Феофраста, ученика
Аристотеля, чьи комментарии послужили
первоисточником многих более поздних
сообщений о философии греческих досократиков,
включая Демокрита, английский исследователь
Мак Диармид отметил определенное противоречие.
В одних местах речь идет только о различии
форм атомов, в других — также о различии
их порядка и положения. Однако понять
нетрудно: порядком и положением (поворотом)
могут различаться не единичные атомы,
а составные тела, или группы атомов, в
одном составном теле. Такие группы атомов
могут быть расположены вверх или вниз
(положение), а также в разном порядке (как
буквы НА и АН), что и видоизменяет тело,
делает его другим. И хотя Демокрит не
мог предугадать законов современной
биохимии, но именно из этой науки мы знаем,
что, действительно, несходство двух одинаковых
по составу органических веществ, например
двух полисахаридов, зависит от порядка,
в котором выстроены их молекулы. Огромное
разнообразие белковых веществ зависит
преимущественно от порядка расположения
в их молекулах аминокислот, причем число
возможных комбинаций при их сочетаниях
практически бесконечно. Фундаментальные
частицы материи, существования которых
предполагал Демокрит, соединяли в себе
в некоторой мере свойства атома, молекулы,
микрочастицы, химического элемента и
некоторых более сложных соединений.
Атомы различались также величиной, от
которой в свою очередь зависела тяжесть.
Демокрит был на пути к этому понятию,
признавая относительный вес атомов, которые
в зависимости от размеров бывают тяжелее
или легче. Так, например, самыми легкими
атомами он считал самые мелкие и гладкие
шаровидные атомы огня, составляющие воздух,
а также душу человека.
С формой и величиной
атомов связан вопрос о так называемых
мерах или «математическом
Из протяженных точек Демокрит составлял
протяженные линии, из них — плоскости.
Конус, например, согласно Демокриту, состоит
из тончайших чувственно не воспринимаемых
из-за своей тонкости кружков, параллельных
основанию. Так, путем складывания линий,
сопровождающегося доказательством, Демокрит
открыл теорему об объеме конуса, который
равен трети объема цилиндра с тем же основанием
и равной высотой; так же он высчитал объем
пирамиды. Оба открытия признал (и уже
иначе обосновал) Авторы, сообщающие о
взглядах Демокрита, мало понимали его
математику. Аристотель же и последующие
математики ее резко отвергли, поэтому
она была забыта.
Некоторые современные
исследователи отрицают различие атомов
и амер у Демокрита и амер у Демокрита
или полагают, что Демокрит считал атомы
неделимыми и физически и теоретически;
но последняя точка зрения ведет к слишком
большим противоречиям. Атомистическая
теория математики существовала, и она
возродилась впоследствии в школе Эпикур.
Атомы бесконечны в числе, число конфигураций
атомов так же бесконечно (разнообразно),
«так как нет основания, почему бы они
были скорее такими, чем иными». Этот принцип
(«не более так, чем иначе»), который иногда
в литературе называется принципом индифферентности
или разновероятности, характерен для
демокритовского объяснения Вселенной.
С его помощью можно было обосновать бесконечность
движения, пространства и времени. Согласно
Демокриту, существование бесчисленных
атомных форм обусловливает бесконечное
разнообразие направлений и скорости
первичных движений атомов, а это в свою
очередь приводит к их встречам и столкновениям.
Таким образом, все мирообразование детерминировано
и является естественным следствием вечного
движения материи.
О вечном движении говорили уже ионийские
философы. Мир находится в вечном движении,
ибо он в их понимании — живое существо.
Совершенно иначе решает вопрос Демокрит.
Его атомы не одушевлены (атомы души являются
ими только в связи с телом животного или
человека). Вечное движение—это сталкивание,
отталкивание, сцепление, разъединение,
перемещение и падение атомов вызванноепервоначальным
вихрем. Больше того, у атомов имеется
свое, первичное движение, не вызванное
толчками: «трястись во всех направлениях»
или «вибрировать». Последнее понятие
не было развито; его не заметил Эпикур,
когда он скорректировал демокритовскую
теорию движения атомов, введя понятие
произвольного отклонения атомов от прямой.
В своей картине строения материи Демокрит
исходил также из принципа, выдвинутого
предшествующей философией (сформулированного
Мелиссом и повторенного Анаксагором),
— принципа сохранения бытия «ничто не
возникает из ничего». Он связывал его
с вечностью времени и движения, что означало
определенное понимание единства материи
(атомов) и форм ее существования. И если
элейцы считали, что этот принцип относится
только к умопостигаемому «истинно сущему»,
то Демокрит относил его к реальному, объективно
существующему миру, природе.
Атомистическая картина мира представляется
несложной, но она грандиозна Гипотеза
об атомарном строении вещества была самой
научной по своим принципам и самой убедительной
из всех, созданных философами ранее. Она
отметала самым решительным образом основную
массу религиозно-мифологических представлений
о надприродном мире, о вмешательстве
богов. Кроме того, картина движения атомов
в мировой пустоте, их столкновения и сцепления
— это простейшая модель причинного взаимодействия.
Детерминизм атомистов стал антиподом
платоновской телеологии. Демокритовская
картина мира, при всех ее недостатках,
— это уже ярко выраженный материализм,
такое философское миропонимание было
в условиях древности максимально противоположно
мифологическому миропониманию.
Проблема антропосоциогенеза.
Предыстория человечества
по сей день остается такой
же загадочной и таинственной,
как и возникновение жизни.
К вопросу о происхождении
жизни человека антропологи и
философы подходят с различных
и внешне противоречащих друг
другу позиций. Антропологи
Давно признано, что
превращение животных (гоминидов)
в людей не могло быть неким
мгновенным, одноактным событием. С
неизбежностью должен был
Важнейшая чета антросоциогенеза – его комплексный характер, поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что сначала возник труд, потом общество, а позднее – язык, мышление и сознание. Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве центрального антропогенетического фактора, в связи с которым формируется и общежитие и членораздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика.
Одним из
важнейших факторов
В итоге Диметрий выделяет три главных посыла в антросоциогенезе, то есть в развитии человека на пути к обществу: труд (орудия труда), язык (речь), социализация (интегративные процессы в обществе, то есть объединение людей). Пример. Маугли без социализации сможет прожить, однако, чтоб стать членом общества, он должен развить в себе многие качества, необходимые в данном обществе, созданные обществом.
Антропосоциогенез – процесс происхождения человека и его становления как социального существа. А – длит. процесс, масса гипотез, много неизвестного.
Проблемы антропогенеза:
Недостающие звенья в эволюционном ряду.
Не обнаружены переходные формы от обезьяны
к человеку. Она решается наблюдением
за человекоподобными обезьянами. Большие
различия между физиологическим строением
неандертальца и хомосапиенса. Мозг homo
sapiens устроен гораздо совершенней, что
ставит под сомнение происхождение его
от неандертальца . Что является движущей
силой антропогенеза? (сейчас не происходит
процесс превращения обезьяны в человека).
Проблемы прародины человека: 2
теории
Антропогенез тесно связан с социогенезомом. Социогинез – процесс происхождения и развития человеческого общества. Процесс этот гораздо менее уловим в вещественных источниках. Для реконструкции общественных отношений большую роль играют этнографические сведения, поэтому этот процесс восстановить ещё сложнее, чем антропогенез.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
Выполнил: студент2 курса
Специальность: Природоохранное
Обустройство территорий (ОЗО)
Панюков Д.В.
г.КЕМЕРОВО