Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:52, реферат
Атомизм- движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое – атом. Атомов бесчисленное множество, они вечны, неизменны, не возникают и не уничтожаются. Атомы отделены друг от друга пустотой; атом–бытие, пустота–небытие. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Атомы складываются в различные конфигурации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей, различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное разнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействий между атомами.
1. Введение……………………………………………………………..3
2. Характерные особенности античного атомизма…………………..4
3. Атомизм Демокрита…………………………………………………7
4. Атомизм Эпикура…………………………………………………..12
5. Заключение…………………………………………………..……..15
6 .Список литературы…………………….…….………………….....16
Само слово «атом» образовано от глагола «резать», «разрезать», «разрубать», «рассекать»; «атом», следовательно, переводится как «неразрезаемое», «нерассекаемое». Он обозначает такое физическое тело, которое в силу его твердости (по некоторым соображениям, также ввиду его малости) не может быть разрезано на более мелкие части. В то же время поскольку атом - это мельчайшее физическое тело, то в нем можно мысленно различить еще более мелкие части.
Допущение этих простейших «частей» необходимо атомистам потому, что иначе атомы превратились бы в неделимые точки, не имеющие частей, и из соединения их тогда не возникали бы тела чувственного мира.
Атом, согласно Демокриту, не
содержит в себе пустоты, а потому он неизменяем
по своей природе: его нельзя ни разрезать,
ни уплотнить, ни
«разрыхлить», он не может стать ни больше,
ни меньше себя, не может ни гибнуть, ни
возникать, он вечен и неизменен, а стало
быть, имеет почти все атрибуты, которыми
Парменид наделил бытие. Почти - потому
что, помимо бытия, атомисты допускают
существование небытия; небытию, как и
бытию, они дают физическую интерпретацию.
Небытие - это пустота; она разграничивает
бытие, а потому оно предстает как множественное
- атомов много. И благодаря наличию небытия
бытие приобретает атрибут, который за
ним отрицал Парменид: движение. Если бытие
у элеатов неподвижно, то «бытия» атомистов
движутся непрерывно. И этим их движением
атомисты объясняют те свойства чувственного
мира, которые элеаты объявили пустой
видимостью: изменчивость всех предметов
и явлений чувственного мира.
Демокрит говорит следующее - «Субстанции, беспредельные по числу, неделимые и не имеющие различий, кроме того, не воздействующие на других и не поддающиеся воздействию, носятся, рассеянные в пустоте. Когда же они приближаются друг к другу или наскакивают или зацепляются друг за друга, то из этих сборищ атомов одно кажется водой, другое - огнем, третье - растением, четвертое - человеком».
Учение Демокрита, таким
образом, представляет собой механическое
объяснение природных процессов. Механические
элементы в объяснении явлений физического
мира мы находим и у более ранних «физиков»
- Фалеса,
Анаксимандра, Анаксимена, Эмпедокла,
но, ни у кого из них нет такой последовательности
в этом отношении, какую мы видим у Демокрита.
Часто можно видеть, как чисто «физическое»
объяснение неожиданно оборачивается
метафорой или же заменяется объяснением
другого рода, как, например, принципы
«любовь» и «вражда» Эмпедокла. В отличие
от этих философов учение Демокрита являет
собой первую продуманную концепцию механического
объяснения природы, и в этом состоит его
непреходящее значение.
Традиционно считается, что Демокрит был учителем Протагора и повлиял на формирование релятивистских учений софистов. Также он считается одним из источников формирования скептической традиции. Но более всего значимо сопоставление атомизма Демокрита с учением Эпикура.
Эпикур, древнегреческий философ-материалист, оказавший значительное влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию. Родился на о. Самос, с 306 г. до самой смерти Эпикур жил в Афинах, где основал философскую школу «Сад Эпикура» — одну из самых влиятельный философских школ эпохи эллинизма, ставшую главным оппонентом стоицизма. На воротах этого сада была надпись: "Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие - высшее благо".
Философия Эпикура во многом основывается на идеях Демокрита. Ее основной идеей является определение истинной природой человека не разум, а способность к ощущениям, из чего следует, что целью жизни человека является достижение удовольствий, то есть отсутствие страданий (страстей и страха, изначально присутствующие в природе человека, от которых и призвана его излечить философия). Высшими наслаждениями по Эпикуру являются атараксия (невозмутимый покой души), мудрость, справедливость и дружба. Философ считал народные представления о мифологии как нечестивые и отвергал их, полагая, что боги, ведя блаженно-безмятежную жизнь, не вмешиваются в человеческую жизнь. Именно так, по его мнению, должен поступать любой мудрец.
Из всего обширного наследия Эпикура (около 300 сочинений) до нас дошли лишь несколько его писем, ряд афоризмов и завещание.
Согласно Эпикуру, Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная содержит в себе тела, движущиеся в пространстве, или пустоте. Существование пустоты между телами следует из того, что иначе не было бы возможно движение.
Все тела представляют собой соединения неделимых и неизменных частиц – атомов, различающихся между собой величиной, весом и формой. Двигаясь в бесконечной пустоте с равной скоростью, атомы слегка отклоняются от своих траекторий, соединяясь в сложные тела. В бесконечном пространстве и времени существует бесчисленное количество миров, которые рождаются и гибнут благодаря беспрестанному движению атомов.
Допущение самопроизвольного отклонения атомов служит двоякой цели: в физике оно объясняет столкновение атомов и, тем самым, образование тел, которое были бы невозможно, если бы атомы двигались только по прямой; в этике – теоретически обосновывает учение о свободе, доказывая, что в мире все происходит не только по необходимости, но есть и случайность, есть то, что «зависит от нас».
Человек не должен страшиться богов, поскольку они, вопреки мнениям толпы, не оказывают никакого влияния ни на мир, ни на людей. Боги – бессмертные, блаженные существа, которым не свойственны ни гнев, ни благоволение к людям.
Не следует бояться и смерти, поскольку душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело. «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» Освобождение души от гнетущих ее страхов открывает путь к блаженной жизни.
Согласно Эпикуру, Вселенная вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная содержит в себе тела, движущиеся в пространстве, или пустоте. Существование пустоты между телами следует из того, что иначе не было бы возможно движение.
Все тела представляют собой соединения неделимых и неизменных частиц – атомов, различающихся между собой величиной, весом и формой. Двигаясь в бесконечной пустоте с равной скоростью, атомы слегка отклоняются от своих траекторий, соединяясь в сложные тела. В бесконечном пространстве и времени существует бесчисленное количество миров, которые рождаются и гибнут благодаря беспрестанному движению атомов.
Отличие физики Эпикура от
физики Демокрита состоит в понимании
движения атомов. Демокрит утверждал,
что движение атомов в пустоте определяется
внешней механической необходимостью.
Эпикур же считал, что атомы свободно отклоняются
от прямолинейного движения.
При движении атомы самопроизвольно отклоняются
от прямолинейного движения и переходят
в криволинейное. В этом состоит оригинальный
вклад Эпикура в развитие атомистики.
Самоотклонение атомов необходимо Эпикуру
для того, чтобы объяснить их столкновение
между собой.
Этим он объясняет свободу, которая присуща атомам: под действием тяжести атомы двигаются или по прямой, или беспорядочно, и при этом происходят случайные отклонения и столкновения. Концепция отклонения атомов, по замыслу Эпикура, должна явиться основой для концепции свободы человека.
В отличие от Демокрита, Эпикур интересуется не столько объектом, сколько субъектом. Объяснение устройства мира подчинено у него выработке линии поведения человека. И в этом по-своему выразился дух эллинистической эпохи. Соответственно физика у Эпикура подчинена этике. Ей же подчинена логическая часть его учения под названием "каноника". Говоря о правилах познания мира, Эпикур исходит из того, что истинное знание дается нам чувствами, тогда как ложь и ошибки происходят из прибавлений разума. Провозгласив удовольствие принципом человеческой жизни, Эпикур распространяет эту идею и на теорию познания, которая у него, в отличие от рационалиста Демокрита, имеет явно выраженный эмпирический характер.
В противоположность Демокриту, Эпикур отдает предпочтение в познании не разуму, а чувствам. Но при этом он признает, что образы восприятия также способны обретать фантастический вид. И это связано у Эпикура с тем, что чувственный образ, двигающийся к человеку от вещи, попадает не в орган чувств, а внедряется в поры тела. Кроме того, в своей канонике Эпикур выделяет так называемые "предвосхищения", которые на основе предшествующего опыта подсказывают нам истину в ситуации неясных восприятий. От них отличаются "претерпевания", которые, по мнению Эпикура, должны подталкивать нас к истине посредством удовольствия и страдания.
Знание, по Эпикуру, начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом, прежде всего анализ слов и установление точной терминологии, т.е. чувственный опыт, приобретенный человеком, должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур. Само по себе чувственное ощущение, не поднятое на уровень мысли, не есть еще подлинное знание. Без этого перед нами будут непрерывным потоком мелькать лишь чувственные впечатления, а это — просто сплошная текучесть.
Характеризуя
духовный мир человека, Эпикур
признавал наличие у него души.
Он характеризовал ее так:
Заключение
В учении Демокрита об атомах и пустоте - основе его философии, раскрывается существование бытия и небытия, утверждается вечность и неизменность атома. Интересное представление Демокритом души человека, состоящей из мельчайших атомов шарообразной формы, что и придает нашему телу движение и тепло, занимательное объяснение чувственного восприятия через «истечение», от тел заставляет задуматься о сущности нашей души.
В итоге невозможно усомниться в истинности мыслей атомизма Демокрита о том, что как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие и чем более замкнуто оно на себе, тем более счастливое.
Философия Эпикура, во многом основанная на идеях Демокрита, подкупает простотой понимания и красотой высказываний, обнаруживая высшие наслаждения в невозмутимом покое души, мудрости, дружбе и справедливости. Не оставляет равнодушным и размышление Эпикура о пути к блаженной жизни через освобождение души от гнетущих ее страхов.
Не смотря на различные объекты в познаниях, где Демокрит отдает предпочтения разуму, а Эпикур – чувствам, оба великих мыслителя оценивают душу как тонкую, целостную и достоверную сущность.
Список литературы: