Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:39, реферат
Атомизм — одно из философских учений античного мира. Атомисты создали теорию, соответствующую той картине мира, которая открывается человеческим чувствам, и одновременно сохранили рациональное зерно в учении элеатов о бытии и небытии. Атомизм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков, и Нового времени.
Атомизм
Атомизм — одно из философских учений античного мира. Атомисты создали теорию, соответствующую той картине мира, которая открывается человеческим чувствам, и одновременно сохранили рациональное зерно в учении элеатов о бытии и небытии. Атомизм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков, и Нового времени.
РОДОНАЧАЛЬНИКИ АНТИЧНОГО АТОМИЗМА
Левкипп и Демокрит жили в V—IV вв. до н. э. Если элеаты отрицали существование небытия, то Левкипп выдвинул парадоксальный тезис о том, что «небытие существует нисколько не менее, чем бытие» (Аристотель), а «бытие существует нисколько не более, чем небытие» (Симпликий). Демокрит перенял и развил концепцию учителя. Атомисты истолковали небытие как пустоту. Допустить существование пустоты их заставили наблюдения над обыденными явлениями: сгущение и разрежение, проницаемость (ведро золы принимает в себя ведро воды), разница в весе одинаковых по объему тел, движение. Пустота неподвижна и беспредельна. Бытие множественно (у элеатов едино). Движение реально. Мыслимый мир не противоречит чувственному миру, а объясняет его. Вместе с тем атомисты полностью приняли учение элеатов о бытии как вечном и неизменном. Бытие не возникает из небытия, в данном случае из пустоты. Пустота не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела.
МНОЖЕСТВЕННОСТЬ БЫТИЯ раскрывается атомистами в их оригинальном учении об атомах как мельчайших неделимых сверхчувственных частицах бытия. Атомы неделимы, потому что не содержат в себе пустоты, а тем самым не имеют частей. Они отличаются друг от друга формой, положением и порядком, как А отличается от В, N от Z, АВ от В А. Число форм атомов бесконечно велико. Число атомов одной и той же формы также бесконечно велико. Каждый атом объят пустотой. Пустота (небытие) всегда разделяет атомы (бытие). Поэтому не следует «соприкосновение», «сплетение» и «соударение» атомов понимать буквально.
Движение — неотъемлемое свойство атомов. Оно присуще атомам от природы. Оно вечно.
Левкипп и Демокрит расширили подразумеваемый закон сохранения бытия элеатов до закона сохранения бытия и движения. Атомы лишены каких бы то ни было чувственных свойств: цвета, запаха, звука. Все эти качества возникают в субъекте вследствие воздействия атомов на органы чувств. Таким образом, атомисты первыми стали учить о субъективности чувственных, или, как говорили европейские философы Нового времени, вторичных, качеств. Первичные качества — форма, величина, движение атомов — объективны. Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей — изменением их порядка и положения (поворота). Атомы вечны и неизменны — вещи преходящи и изменчивы.