Августин – крупнейший философ периода патристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 08:22, реферат

Описание работы

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis; 13 ноября 354, Тагаст, Нумидия — 28 августа 430, Гиппон, близ Карфагена) — Блаженный Августин, Святитель Августин, Учитель Благодати (лат. Doctor Gratiae) — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православной церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме).

Файлы: 1 файл

Философия 2.docx

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Способ изложения  материала в трудах Августина  соответствует его бурному, неспокойному характеру; писал он страстно и неукротимо, резко переходил от одной позиции  к другой. О нем говорили, что  ни у кого из великих мыслителей не было таких перепадов между  высочайшим и низменнейшим, что среди церковных святых он был наименее святым и наиболее человеком. Его творчество не имеет монолитного характера, оно не образует единой системы, но является источником, из которого долго черпала христианская философия.

Философия Августина  возникает как симбиоз христианских и древних доктрин.

Некоторые цитаты: 

И ты – Бог  и Владыка всего сотворенного тобою, у тебя конечные причины всего  преходящего, в тебе непреложные  начала всего неизменяемого и  все само по себе временное и само по себе неуяснимое находит себя в Тебе и вечную жизнь и всегдашнее успокоение (Августин. Исповедь 1,4).

Я хочу познать  только Бога и душу. И ничего больше? Ничего (Августин. Исповедь IV, 15).

О несчастен  тот человек, который все это  знает, но тебя не знает, напротив того, блажен тот, кто тебя знает, хотя бы ничего этого не знал. А кто и  тебя и все это познал, тот еще  блаженней, но не в следствие богатства своих знаний, а потому только, что тебя знает, если познавая тебя, прославляет тебя как Бога, принося тебе благодарение и вдается в суету своих помышлений (Августин. Исповедь V1,4).

Сущность этой религии составляет история и  пророчества о Божественном домостроительстве  спасения человеческого рода долженствующего  быть преобразованным и приготовленным к вечной жизни (Августин. Об истинной религии VII).

Я мысленно обратил  свой взор и на другие предметы, которые  ниже тебя, и увидел, что о них  нельзя сказать ни того, что они  существуют: существуют потому, что  получили свое бытие от тебя; не существуют потому, что они не то, что ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно (Августин. ИсповедьУП 11).

Относительно  этого вопроса, впрочем, между нами и этими превосходнейшими философами (платониками) существует полное согласие. Они допускали и в своих  оставленных нам сочинениях различным  образом развивали мысль, что  эти бессмертные и блаженные  существа блаженны оттуда же, откуда делаемся блаженными и мы, – от некоего отражения умного света, который для них есть бог и нечто иное, чем они, – света, которым они просвещаются так, что сияют сами и через общение с которым являются совершенными и блаженными. Плотин, выясняя мысль Платона, часто утверждает, что та душа, которую они считают душою мира, блаженна оттуда же, откуда и наша, что есть некоторый отличный от нее спет, которым она создана, и которым духовно озаряемая, она духовно сияет. Подобие этому бестелесному он указывает в самых (99) видимых и великих небесных светилах: свет представляет собою как бы солнце, а душа – как бы луну. Ибо луна, как они полагают, светится светом, отраженным от солнца. Итак, этот великий платоник [Плотин] говорит, что душа разумная (или, как следует лучше ее назвать, душа умна, к роду которой он относит и души тех бессмертных и блаженных существ, которые, как он не сомневается, обитают в небесных жилищах) выше себя не имеет иной природы, кроме бога, который сотворил мир и которым создана и она, и что премирным существам тем блаженная жизнь и свет познания истины сообщаются оттуда же, откуда и нам (Августин. О граде божием Х, 2). 
 
 

Содержание. 

    Введение.

    1.  Биография.

    2.  Этапы творчества.

    3.  Идее  христианской теологии.

    4.  Произведения Августина.

    Заключение. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение. 

     Августин  – крупнейший философ периода  патристики. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характеризовала Августина. Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа. Весьма мало места он отводил искусству, культуре и естественным наукам.

     Христианской  основе своей философии Августин придавал большое значение.

     Он  осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал бога центром философского мышления, его  мировоззрение было теоцентрическим.

     Из  принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве  души над телом, воли и чувств над  разумом. Это первенство имеет как  метафизический, так и гносеологический и этический характер.

     Христианство  осваивало мир в соответствии со своими идеями, но одновременно само впитывало чужие идеи. Его новые  адепты, язычники, вносили в христианские общины идеи, которые были разработаны  языческой философией. Некоторые  фрагменты христианского взгляда  на мир не были в целом обозначены в изначальной вере, но они могли  быть истолкованы тем или иным способом — они были открыты для  чуждых влияний. Другие проблемы были определены верой, но требовали объяснения и понятийной формулировки — это  была вторая область чужих влияний. Понятия заимствовались главным  образом из греческой философии, ибо в ней они были более  совершенны. В тот период, когда  зарождалось христианство, философские  понятия греков были столь наполнены  религиозным содержанием, что могли  быть легко приспособлены к любой  вере.

     Августин  заложил фундамент новой христианской философии. Он порвал с классическими  позициями греков, с их объективизмом  и интеллектуализмом; его позиция  носила интроспективный характер, а  воля получила у него предпочтение перед разумом. Из изменившихся оснований  проистекал и изменившийся взгляд на мир: греки склонялись к финитизму  и натурализму. Августин же, напротив, понял Бога как бесконечность, а мир — как сверхъестественное творение и результат милости. Интроспективная позиция, трактующая даже Бога наподобие собственных переживаний, приводила к персонализму, побуждала видеть в Боге прежде всего ипостась, сущностью которой является воля; поэтому наступил отход от античного универсализма. Понимание Бога как бесконечного привело к тому, что мир по отношению к нему кажется ничтожным, и здесь проявляется — в противоположность эллинистическому монизму — крайний дуализм Бога и мира. В целом же, философская концепция Августина опиралась на большее доверие к воле, вере, любви и милости, чем к разуму и опыту. На этом основании он сформулировал оригинальные философские взгляды, которые были неизвестны античности, и в качестве создателя мировоззрения стоит рядом с Платоном, Аристотелем, Демокритом.

     Из  этих общих особенностей августинизма проистекали его отдельные теории: в метафизике — экземпляризм, являющийся христианской разновидностью платоновского дуализма идеального и реального миров; в теории познания — априоризм, утверждающий, что известные нам вечные истины не зависят от опыта, и иллюминизм — принимающий вмешательство Бога в познание; в этике — доктрина любви и милости, признание свободы и предназначения человека, негативная концепция зла, понимание истории как борьбы добра со злом.

     Вводя новые принципы в философию, Августин не мог, однако, и не хотел освободиться от древних, старогреческих и раннехристианских взглядов. Он полагал истину доступной лишь отдельным личностям, однако, с другой стороны, считал ее привилегией Церкви. Он утверждал, что истина дана непосредственно, но вместе с тем усматривал в ней сверхъестественный дар. Он преодолел интеллектуализм, но тем не менее конечную цель понимал интеллектуал истеки, как созерцание Бога. Он настаивал, что тело не является злом, если оно есть результат творения, однако в телесной вожделенности он видел источник зла. Августин боролся с манихейским дуализмом добра и зла и поэтому его собственный дуализм был последним словом его историософии. Различные устремления раннего христианства, библейская мысль и спекулятивное мышление, религиозный дух и дух церковный, рационализм и мистицизм, верность Библии и любовь — все это соединилось у Августина. В соответствии с этим многообразием мотивов противоречия не могли быть сразу разрешены самостоятельной христианской мыслью, которая была явно отделена от античной, это стало задачей на века.

     Список  используемой литературы: 

     «Хрестоматия  по философии» А. Радугин;

     Уч. Пособие «Философия» под редакцией В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, 2008г. 4-е издание;

     Электронное пособие: http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/history_fil/page07.htm;

http://gm-n.ru/fl_PATR.htm;

Википедия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Августин  заложил основы новой христианской философии. Он отбросил классический подход греков, основанный на объективизме и  интеллектуализме, его подход был  интроспективным, воле он приписывал первенство над разумом. Греки склонялись к  финализму и натурализму, Августин представлял бога как бесконечность, а мир - как продукт сверхъестественной силы и творение милости. Интроспективная  позиция переходит в персонализм, бог - это прежде всего персона, сущностью которой является воля; этим самым философия Августина отворачивается от универсализма древних. Она основана на доверии к силам воли, веры, любви и милости, но ни в коем случае не к силам разума и доказательств.

     В творчестве Августина много противоречий и натяжек. Так, с одной стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой - считал ее привилегией церкви. С одной стороны, истина имеет непосредственный характер, а с другой - она сверхъестественный дар. Безразлично Августин отнесся  и к рационализму, но тем не менее конечная цель, устремленность понимались им как связанное с разумом божественное созерцание. Он утверждал, что тело не является злом, ибо происходит от бога, но в телесных желаниях видел источник зла. Августин отверг манихейский дуализм добра и зла, и именно дуализм был последним словом его историософии. Различные стремления иерархического христианства, библейские и церковные мысли, религиозный и церковный дух, рационализм и мистицизм, верность порядку и любви - все переплеталось в его творчестве. Августин имел много последователей.

     Августин  принадлежит к мыслителям, которые  имели большое влияние на духовную жизнь средневековую. Он был гораздо  более известен как философ, чем  как "отец церкви". Его творчество было посредующим звеном между философией Платона и мыслителями средневековья. Августиновская традиция долго считалась единственным типом ортодоксальной философии. Только в XIII столетии Фома Аквинский создает новую модель ортодоксии, однако, влияние Августина продолжалось и дальше. 


Информация о работе Августин – крупнейший философ периода патристики