Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:27, реферат
Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия – это богопослушание, сверхъестественная связь человека и богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии, тема не является чуждой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога.
Введение……………………………………..3
Философия средневековья………………...4
Средневековая философия и религия……5
Об особенностях средневекового Китая….6
Общие черты философии средневековья…7
Биография Августина Аврелия…………….8 -9
«О граде божьем»……………………………..11 – 12
Заключение……………………………………13
Литература…………………………………….14
Средневековая философия и религия.
Философские
идеи в средние века чаще
всего были облачены в
Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для детей.
5
Об особенностях средневекового Китая.
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире, как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было позже в Древней Греции, уходят своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром. Этот принцип называется – наивысший правитель (тан – ди), то есть «небо» (тянь) – каждая вещь, место и явление имеют своих демонов. Почитание душ умерших предков привело к преобразованию культа предков и содействовало консервативности мышления в средневековом Китае. Духи могли открыть человеку завесу над будущим, воздействовать на поведение и деятельность людей.
Собрание древнейших китайских мифов содержит Книга гор и морей (Шань хай цзинь), относящихся к 7 – 5 в.в. до нашей эры. Особенностью развития китайской философии мысли является влияние мудрых мужчин (мудрецов). Их имена неизвестны, но известно, что именно они начали выходить за пределы мифологического видения мира и стремились к его осмыслению.
Китайская
философия внутренне
6
Биография Августина Аврелия
(354 – 430).
Августин родился
в Северной Африке и пришел к христианству
через манихейство –
Выдающийся, можно даже сказать гениальный мыслитель, вписавший заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности, своими многочисленными трудами, и заложивший могучий фундамент религиозно – философской мысли средневековья. Он был вдохновителем многочисленных идей и течений в области не только богословия и общей философии, и научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.
Веру Августин
трактует широко; это не только
вера в Бога, это и доверие,
уверенность, достоверность
Если богослов Тертуллиан говорил: «Верую, ибо абсурдно», что означало, что верить нужно в то, что невозможно объяснить разумом, то Августин провозгласил другой принцип:
«Верю, Чтобы Понимать» - эта знаменитая формула стала основным мотивом всего философского творчества Августина.
Августину принадлежит обоснование необходимости церкви в трактате «О граде Божьем». Находясь под влиянием Платона, Августин трансформировал его представление о двух мирах – мире идей и чувственном мире – в представление о «двух градах»: Граде Божьем и Граде земном. В отличие от Платона, Град Божий есть нечто находящиеся и укрепляющееся на самой земле и становящееся церковью. Августин, таким образом, обосновал необходимость церкви, точнее, Римской католической церкви.
Важнейший вопрос, который пытался разрешить Августин, - о соотношение судьбы и свободный воли человека. Он возник с тех времен, когда развилось астрология, различные формы гаданий, определений характера и т. д.
Благодать – дар Божий. Каждый получает свое дарование (талант), свою степень поддержки от Бога. Человек действует по своей воле, но так как в основе ее лежит божественная благодать, то все заслуги – от Бога. Такова мысль Августина. Можно сказать, что он склоняется к гармонии веры и разума, которую потом в развитом виде представит другой философ – Фома Аквинский.
Вслед за апостолом Павлом Августин считал основополагающими принципами христианства веру и любовь. «Дела от веры, а не вера от дел». Все – средство на пути к цели, любви к богу.
Итак, по Августину, «все, что существует, есть добро». На человеческом уровне добро – результат свободного решения человека. Грех, зло – это отсутствие добра, отступления от предписаний творца, неправильное употребление свободной воли, данной человеку для исполнения заповедей бога.
Если у стоиков
мораль была главной
Своим творчеством Августин заложил основы схоластики, апологетики, патристики, догматики. Его вклад в философию настолько велик, что квалифицировать его только как религиозного философа просто невозможно.
Рим уже в 4 столетии перестал быть центром, в 5 столетии он подвергался постоянным опустошительным набегам вандалов. В этих условиях развитие было невозможным, в лучшем случаи можно было говорить о сохранении традиций. Только спустя несколько столетий схоластики начали развиваться основы христианской философии, исходя при этом из учения Августина. Августин принадлежит к мыслителям, которые имели большое влияние на духовную жизнь средневековья. Он был гораздо более известен как философ, чем как «отец церкви». Его творчество было последующим звеном между философией Платона и мыслителями средневековья. Августиновская традиция долго считалась единственным типом ортодоксальной философии. Только в 13 столетии Фома Аквинский создает новую модель ортодоксии, однако влияние Августина продолжалось и дальше. Можно говорить о следующих важнейших возвратах к августенизму:
10
Введение.
Для своей экзаменационной работы, я выбрала тему об Августине Аврелие, «о граде божьем», так как меня заинтересовал этот философ тем, что он рассказывает о божьем даре, о добре зле, так же он считал основополагающими принципами веру и любовь. Люди забывают о Боге, о душе, Аврелий как бы напоминает, что именно Бог создал солнце, землю, небо и конечно же людей. Аврелий помогает задуматься человеку над собой и над своими поступками. В граде божьем, Аврелий доказывает, что Бог был на земле и что мир сотворен вместе с временем.
Подбирая
материал для своей работы, я
узнала много нового об этом
выдающемся философе
3
Философия средневековья.
Термин
«средневековая философия»
Средневековье занимает длительный отрезок истории, от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Ранее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падение Римской империи (5 в.), а зрелое средневековье (начиная с 11 в.) связано со становлением феодализма, который в качестве своей мировозренчиской основы использовал развитое христианство.
Длительное время, между античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя философской мысли. Религиозная ориентация философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога.
4
Общие черты философии средневековья.
7
Министерство
общего и профессионального
Свердловской области
Областной техникум дизайна и сервиса
Экзаменационная работа по предмету философия
На тему: Августин Аврелий «О граде божьем».
Выполнил: Иванова М. гр. Д – 23
Проверил: Шалайко Л. Г.
Екатеринбург 2007 г.
«О граде божьем»
Относительно этого вопроса, впрочем, между нами и этими превосходнейшими философами (платониками) существует полное согласие. Они допускали и в своих оставленных нам сочинениях различным образом развивали мысль, что эти бессмертные и блаженные существа блаженны оттуда же, откуда делаемся блаженными и мы, - от некоего отражения умного света, который для них есть Бог и нечто иное, чем они, - света, которым они просвещаются так, что сияют сами, и через общение с которым являются совершенными и блаженными. Плотин, выясняя мысль Платона, часто утверждает, что та душа, которую они считают душою мира, блаженна оттуда же, откуда и наша, что есть некоторый отличный от нее свет, которым она создана и которым, духовно озаряемая, она духовно сияет. Подобие этому бестелесному он указывает в самых видимых и великих небесных светилах: свет представляет собою как бы солнце, а душа – как бы луну. Ибо луна, как они полагают, светится светом, отраженным от солнца. Итак, этот великий платоник (Плотин) говорит, что душа разумная (или, как следует лучше ее назвать, душа умная, к роду которой он относит и души тех бессмертных и блаженных существ, которые, как он не сомневается, обитают в небесных жилищах) выше себя не имеет иной природы, кроме Бога, который сотворил мир и которым создана и она, и что премирным существам тем блаженная жизнь и свет познания истины сообщаются оттуда же, откуда и нам.
Времен не было бы, если бы - не было творения, которое изменило нечто некоторым движением. Моменты этого движения и изменения, поколику совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими, более краткими или более продолжительными промежутками, и образуют время. Итак, если Бог, в вечности которого нет никакого изменения, есть творец и устроителя времени, то каким образом можно утверждать, что он сотворил мир спустя известное количество времени? Разве уже утверждать, что и прежде мира существовало некоторое творение, движение которого давало течение времени? Но если священные и в высшей степени достоверные Писания говорят: вначале сотворил Бог небо и землю, чтобы дать понять, что прежде он ничего не творил… то нет никакого сомнения, что мир сотворен не во времени, но вместе с временем.