Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 18:35, курсовая работа
Жизненный путь, основные труды. Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430) . "Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе". Этим предложением начинаются "Исповеди", в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор пока не обрел внутренний покой - покой души - в христианстве.
Раздел 1. Августин Аврелий…………………………………………….3
1.1 Жизненный путь, основные труды………………………………….3
1.2 Философские воззрения Аврелия Августина………………………6
Раздел 2. «Исповедь»…………………………………………………….8
2.1 История написания труда……………………………………………8
2.2 Описание структуры работы и общего содержания………………..9
2.3 Анализ основных идей «Исповеди»………………………………...10
Выводы……………………………………………………………………13
Список использованной литературы……………………………………16
В нашей душе находится тот тайник или источник длительности, которым мы измеряем глубину прошлого, которое существует не само по себе, а только в связи с глубиной воспоминания. Ничто иное, как память несет слова и образы вещей. Количество конкретного воспоминания для нас равно силе и глубине впечатлений. Точно также и предсказание, предварительное обдумывание на основании тех образов, которые находятся у нас внутри, в памяти, рисуют нам облик будущего. Следовательно, говорит философ нет ни будущего, ни прошлого самих по себе, а есть три лика одного времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего, связанные с памятью и впечатлением, которые суть важнейшие инструменты понимания времени. Бог хочет сказать нам, что мы не должны допускать рассеивания внимания; наша обязанность по отношению к сущему - помнить все, прошедшее удерживать в своей душе.
Более отчетливо, чем философы античности, Аврелий выделяет понятие пространства, которое тогда в основном называлось местом. «Для него так же как и время, пространство имеет некоторую реальность независимо от наполняющих его вещей».7 Он называет пространство не передвигающимся сосудом, то есть не совпадающим с границами тел.
Рассуждения Аврелия значительно очистили от наслоений традицию Платона и Аристотеля и развили субстанциальную концепцию времени, приверженцы которой стремятся обосновать независимость течения времени и существования пространства от движения материальных тел. Логические построения и неожиданная постановка вопросов философом о времени и пространстве всегда вызывали философский интерес; они способны и сегодня служить источником новых образов и ассоциаций.
Читая "Исповедь" Августина, мы чувствуем, как перед нами разверзается бездонная глубина субъективного сознания, но в этой глубине видна борьба объективных мировых контрастов. В ней раскрывается перед нами тот психологический процесс, который в большей или большей степени переживают все, кому вера достается ценой борьбы и усилий, кто приходит к ней путем долгих исканий и сомнений. Вместе с тем, эта же "Исповедь" может быть рассматриваема как субъективное отражение тогдашнего общества, расколовшегося между противоположными полюсами разнузданной чувственной природы и аскетической святости.
Выводы
Я думаю, что творчестве Августина много противоречий и натяжек. Так, с одной стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой - считал ее привилегией церкви. С одной стороны, истина имеет непосредственный характер, а с другой - она сверхъестественный дар. Безразлично Августин отнесся и к рационализму, но, тем не менее, конечная цель, устремленность понимались им как связанное с разумом божественное созерцание. Он утверждал, что тело не является злом, ибо происходит от бога, но в телесных желаниях видел источник зла. Августин отверг манихейский дуализм добра и зла, и именно дуализм был последним словом его историософии. Различные стремления иерархического христианства, библейские и церковные мысли, религиозный и церковный дух, рационализм и мистицизм, верность порядку и любви все переплеталось в его творчестве. Августин имел много последователей.
Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:
· ход истории, жизнь общества – это борьба двух противоположных царств – Земного (грешного) и Божественного;
· Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
· Божественное царство представлено священнослужителями – особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;
· Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
· в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
· короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;
· Церковь – единственная сила, способная объединить мир;
· бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
· высшее блаженство – счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
· зла, как самостоятельной субстанции, в мире не существует. Зло – это лишь отсутствие или недостаток добродетели, добро со знаком «минус»;
· после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
· Бог существует;
· главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
· все – материя, душа, пространство и время – является творениями Бога;
· Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, его философские воззрения оказали влияние на всю христианскую Западную Европу. При этом Августин является весьма ярким отображением периода патристики, учений своих предшественников.
Августин заложил основы новой христианской философии. Он отбросил классический подход греков, основанный на объективизме и интеллектуализме, его подход был интроспективным, воле он приписывал первенство над разумом. Обозревая всю его литературную деятельность, мы отметим в развитии его учения три стадии, соответствующие его борьбе с тремя христианскими ересями : манихейством, донатизмом и пелагианством. 1) против манихеев он развивает учение об объективном единстве мирового плана и противополагает их рационализму единство церковного авторитета; 2) против донатистов тот же принцип единства мирового порядка специфицируется, как unitas ecclesiae; их церковному партикуляризму противополагается католический универсализм; 3) против пелагиан, отрицающих благодать, утверждается единство действия благодати, как объективного спасающего начала, единство, как всеобщее предопределение, торжествующее над индивидуальной человеческой свободой.
Развивая отдельные стороны своего учения против ересей, отрицающих ту или иную сторону христианства, Августин сосредоточивает и суммирует его во всей полноте против язычников. Здесь идеал нашего мыслителя получает самое законченное и совершенное выражение, формулируется как Civitas Dei, как единство всемирного боговластия.
Список использованной литературы
Августин (Аврелий) Блаженный (354-430) – христианский теолог, епископ гиппонский (Северная Африка, Римская империя). Основные труды: «О Троице», «О граде Божьем», «Исповедь».
|
1 http://www.people.su/1856
2 Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина в его генезисе.// www.rchgi.spb.ru
3 Аврелий Августин Исповедь.// www.rchgi.spb.ru
4 Аврелий Августин Исповедь.// www.rchgi.spb.ru
6 Аврелий Августин Исповедь.// www.rchgi.spb.ru
7 Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.: Градарики, 1999 – 816с. – с. 89