Бедность и социальная поляризация как следствие вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 17:26, реферат

Описание работы

Вопрос вступления России в ВТО привлекает активное внимание ученых и исследователей, политиков, экономистов и правоведов. Повышенное внимание к данному вопросу вызвано рядом факторов, во-первых, нестабильностью конкурентных связей России на мировой сфере. Во-вторых, высокими показателями скрытой безработицы и нестабильностью трудовой занятости среди активного трудового населения. В-третьих, высокими показателями иммиграции населения России за рубеж.

Файлы: 1 файл

_Бедность__как_следствие_вступления_России_в_ВТО.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Бедность и социальная поляризация как следствие вступления России в ВТО

 

Введение. Вопрос вступления России в ВТО привлекает активное внимание ученых и исследователей, политиков, экономистов и правоведов. Повышенное внимание к данному вопросу вызвано рядом факторов, во-первых, нестабильностью конкурентных связей России на мировой сфере. Во-вторых, высокими показателями скрытой безработицы и нестабильностью трудовой занятости среди активного трудового населения. В-третьих, высокими показателями иммиграции населения России за рубеж.

Проблемы вступления России в ВТО. Если посмотреть на социальную иерархию российского населения, которое формировалось еще со времен провозглашения независимости, то можно увидеть, что на верхушке социальной пирамиды государства находятся примерно 5% населения. Эти люди богатые, имеющие стабильный и постоянный достаток. Средний класс населения России представлен 10-15% населения. Платежеспособная часть населения представлена 12-17% граждан. Все остальные представители российской народности живут за чертой бедности. А развитая, конкурентоспособная экономика не может возникнуть и укрепиться там, где населения расслоено, а платежеспособность определяется 15-ью процентами. Кроме того, вступление России в ВТО еще не гарантирует повышение показателей среднего класса государства, однако, требует реализации определенных мероприятий, направленных на укрепление, как минимум, законодательной базы страны.

Экономические возможности России. Тем не менее, ни одно государство не в состоянии рационально  формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников  мирохозяйственной деятельности. В январе 2010 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе вице-премьер Правительства РФ Алексей Кудрин сказал, что  «Россия рискует оказаться на  задворках установленных новых, посткризисных правил мировой торговли, если не станет членом ВТО»1. Всемирная торговая организация официально начала  функционировать  с 1 января  1995  года.  Однако  Генеральное  соглашение  по тарифам и торговле (ГАТТ), которому она обязана своим возникновением, действовало уже с 1948 года. Члены ВТО пользуются режимом наибольшего благоприятствования во внешней торговле с другими странами, имеют возможность разрешения торговых противоречий и конфликтов. Фирмам,  выступающим  экспортерами  на  мировых  рынках в условиях  справедливой конкуренции, приходится заботиться о снижении издержек, расширении ассортимента и качества продукции, продвижении инновационных технологий. Безусловно, это позитивно влияет на макроэкономические процессы государства — члена ВТО. Конечные  потребители  в  таких  странах  получают  доступ к разнообразным товарам и услугам иностранного  происхождения.  В  результате  для  них  расширяется  диапазон выбора и, как следствие, более рационально расходуются финансовые ресурсы.

Однако крупные страны-импортеры, несомненно, получают выгоды от снижения торговых  барьеров,  препятствующих  выходу  на  рынки  других  стран.  Определенные преимущества получают и ставшие членами ВТО развивающиеся страны, так как росту их  внешней  торговли способствуют специальные и дифференцированные режимы, установленные этой организацией2. При этом труднее всего приходится государствам, не преодолевшим  последствия  системного кризиса  при  переходе  от  планово-административной экономики к рыночной. Для них необходимость  либерализации торговли  оказывается  весьма  болезненной.  Сокращение  таможенных  пошлин  ведет  к уменьшению  доходов  государственного  бюджета.  Для  достижения  необходимой конкурентоспособности требуются значительные капитальные вложения в производство и  инфраструктуру,  что в  условиях дефицита собственных  средств  может  привести  к потере  финансовой устойчивости и усилению зависимости от мирового  финансового рынка. 

Еще  в  мае  2009  года  в  Женеве  проходил  очередной  раунд  консультаций председателя Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Обсуждались предложения российской стороны по оставшимся несогласованными вопросам: поддержка сельского хозяйства, доступ  на  рынок, субсидирование экспорта. Следует согласиться с мнение С.Г. Черновой, что  аграрные  аспекты  вопроса о членстве России в ВТО уже давно признаются особо значимыми3. Одной из наиболее важных проблем, стоящих перед государством, является обеспечение растущего народонаселения продовольствием. Продовольственная безопасность государства  является  важнейшей  составной  частью  экономической безопасности, которая, в  свою  очередь,  является  частью общественной безопасности страны. Состояние продовольственной безопасности России в данное время соответствует всем вышеприведенным критериям. Во-первых, население страны обеспечено продуктами питания отечественного  производства менее чем на 50%, а крупные административно-промышленные центры зависят от поставок извне на 70-80%4.

Импортные продукты питания, как правило, не соответствуют  предъявляемым экологическим  стандартам  качества,  многие  из  них  имеют  консерванты  и  добавки, запрещенные  к  применению в  странах-изготовителях.  Следует  иметь  в  виду,  что  при полной продовольственной зависимости  от  поставок  продовольствия  из-за  рубежа государство  не  сможет  проводить  самостоятельную  политику.  Во-вторых,  цены  на экологически чистые продукты питания в нашей стране малодоступны среднему классу населения.  А  при  отсутствии  культуры  потребления  экологически чистой продукции вопрос выбора цены и качества продовольствия стоит особенно остро. В-третьих, агропромышленный комплекс России никак не может восстановиться, несмотря на  предпринимаемые меры. Фундаментальные основы функционирования сельского  хозяйства  разрушены:  парк техники  изношен  на  70-80%,  неразвитость  сельских  территорий привела к массовому оттоку рабочей силы и её переквалификации, природоохранные мероприятия по восстановлению плодородия земли практически не проводятся. При этом в модернизации нуждаются абсолютно все элементы хозяйственного  механизма:  от станков до системы управления. В то время как во всем мире идет процесс концентрации производства, правительство России активно развивает  мелкотоварных производителей.  В-четвёртых, наука, в том  числе  аграрная,  по причине недостаточного финансирования теплится лишь на энтузиазме небольшого числа ученых-сподвижников.

Обеспечение продовольственной безопасности. Это первостепенная, общенациональная  задача,  на  решение  которой  необходимо  немедленно  направить основные усилия государства и всего общества. На этом фоне Правительством России весьма  продолжительно  ведутся  переговоры  по  вступлению во  Всемирную  торговую организацию,  притом,  что  сельское  хозяйство  можно считать  наименее  рыночным сектором экономики в прямом смысле этого слова. В условиях совершенной конкуренции в среде сельхозтоваропроизводителей налицо монополия переработчиков. При этом не развиты  (или слабо  развиты)  основные  рыночные  институты  –  товарный (сельскохозяйственный) рынок, рынок  земли, фондовый рынок. Необходимы серьезные институциональные изменения, в частности развитие системы  кредитования и системы страхования  сельскохозяйственных  производств.  В  этом  решающую  роль  сыграет создание работающих механизмов оборота  земли. Безусловно, сейчас средний размер земельного пая слишком мал для эффективной обработки. С другой стороны, с введением  рынка  сельхозземель  следует  ожидать  быстрой  консолидации  участков. Показателен  пример  Молдовы:  за первый  год  реформы  средний  размер  участка увеличился в сотни раз (от 1.5-3 га в начале реформы до 680 га)5.

В  ходе  переговоров  о  вступлении  в  ВТО  надо  сосредоточить  усилия на следующих направлениях:

– исследование последствий либерализации агропродовольственного  рынка  РФ  и  возможностей  снижения  рисков  для  аграрного сектора России и СНГ;

– комплексный анализ мер поддержки и условий доступа импортной продукции  на  рынки  России  и  СНГ; 

– научное обеспечение координации  действий государств – участников СНГ по выработке согласованных условий вступления в ВТО.

Основное  требование ВТО к ее членам – отказ  от субсидирования  экспорта, поскольку  оно  нарушает  правила  торговли  и  справедливой  конкуренции  на  мировом агропродовольственном  рынке.

Заключение. Таким образом, несмотря на то, что в долгосрочной перспективе выгоды от вступления России в ВТО более весомы, чем  трудности  и  потери  начального периода,  следует проявлять максимальную осторожность в  ходе ведущихся сейчас переговоров.  Вступать  в  эту организацию  нужно,  но  не  любой  ценой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. ЕС: основные направления расходов аграрного бюджета в 2007-2013  годах // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 2. С. 92-99.
  2. Потапова Я.В. Стратегия демонополизации промышленно-строительного комплекса региона и экономические механизмы ее реализации: автореф. дисс. канд. экон. наук. Орел, 2009. 34с.
  3. Проблемы вступления России в ВТО // http://www.market-journal.com/voprosiupravleniya/158.html
  4. Чернова С.Г. Концентрация экономической власти на локальных рынках: формы проявления и методы антимонопольного регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. М., 2002. 28с.
  5. Шастико А. Экономические аспекты ослабления наказания за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 71-80.

1 ЕС: основные направления расходов аграрного бюджета в 2007-2013  годах // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 2. С. 92.

2 Проблемы вступления России в ВТО // http://www.market-journal.com/voprosiupravleniya/158.html

3 Чернова С.Г. Концентрация экономической власти на локальных рынках: формы проявления и методы антимонопольного регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. М., 2002. С. 18.

4 Шастико А. Экономические аспекты ослабления наказания за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 71.

5 Потапова Я.В. Стратегия демонополизации промышленно-строительного комплекса региона и экономические механизмы ее реализации: автореф. дисс. канд. экон. наук. Орел, 2009. С. 11.

 


Информация о работе Бедность и социальная поляризация как следствие вступления России в ВТО