Беляев Александр Романович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 17:21, реферат

Описание работы

А.Беляев родился 4 марта 1884 в Смоленске, в семье священника, в которой царила атмосфера крайней набожности. Родители были людьми глубоко верующими, склонными оказывать благотворительность бедным родственникам и богомольцам, отчего в доме всегда было много народа. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке. В детстве Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с дальнейшей порчей зрения.

Файлы: 1 файл

Беляев Александр Романович.docx

— 32.59 Кб (Скачать файл)

       Беляев Александр Романович


А.Беляев родился 4 марта 1884 в Смоленске, в семье священника, в которой царила атмосфера крайней набожности. Родители были людьми глубоко верующими, склонными оказывать благотворительность бедным родственникам и богомольцам, отчего в доме всегда было много народа. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке. В детстве Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с дальнейшей порчей зрения. В играх и увлечениях мальчик был необуздан, поэтому родители старались приучить его к порядку и серьезному отношению к делам. По желанию отца Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую он и закончил в 1901 г., однако продолжать религиозное образование юноша отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле, собираясь стать юристом. Вскоре отец умер, средства семьи оказались ограничены, на обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность заработать - Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка. А.Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка; он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, мог самозабвенно музицировать часами. Еще одной "забавой" были занятия фотографией, причем в самом эксцентричном варианте - съемках "фотографий ужасов" (так существовал сделанный им снимок "человеческая голова на блюде в синих тонах"). Мечтал юноша и о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Значительная часть жизни молодого человека оказалась связанной с театром, который он любил с детства. Сам он мог выступать и драмотургом, и режисером, и актером. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А.Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких спектаклях. Успех был полным, К.Станиславский даже предложил А.Беляеву остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался. В жизни А.Беляева определенную роль играли мистические совпадения. Один случай оказался трагическим: как-то, находясь в гостях у дяди, будущий писатель в компании родственников отправился покататься на лодке. Не поехал с ними только брат Вася. Перед тем как сесть в лодку, Александр захватил с обой кусок глины, из которого стал лепить голову - случайные черты оказались исключительно похожи на лицо оставшегося на берегу брата, а вот выражение лица оказалось каким-то застывшим, неживым. С досады Александр бросил слепок в воду, и в тот же момент почувствовал беспокойство. Он заторопился на берег, утверждая - с Васей что-то случилось. Остальные вернулись вместе с ним. У дома заплаканная тетя сообщила, что Вася утонул, причем как оказалось, произошло это именно в тот момент, когда в воду был брошен слепок. Случившееся произвело на всех странное и ужасное впечатление.  По окончанию Демидовского лицея А.Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию. В возрасте тридцати пяти лет А.Беляев заболел плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился паралич ног и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело. Молодая жена его покинула, сказав, не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые бы могли ему помочь, А.Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там в больнице он начал писать стихи. Постепенно наступило некоторое улучшение.  

 

Чтобы прожить, необходимо было работать. Сначала А.Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и А.Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву, устроился  на работу юристконсультом. В свободное  время он пробовал заниматься литературой - в результате в газете "Гудок" стал печататься с продолжением его  первый рассказ "Голова профессора Доуэля"(1925). Позже рассказ был  принят журналом "Всемирный следопыт". Публикация повлекла за собой установление тесных связей, а затем и сотрудничество с журналами "Всемирный следопыт" и "Вокруг света". В Москве А.Беляев прожил до 1928 г.; за это время им были написаны "Остров погибших кораблей", "Последний человек из Атлантиды", "Человек-амфибия", "Борьба в  эфире", опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим  именем, но и под псевдонимами А.Ром  и Арбел. В 1928 г. А.Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с этих пор занимался исключительно  литературой, профессионально. Так  появились "Властелин мира", "Подводные  земледельцы", "Чудесный глаз", рассказы из серии "Изобретения профессора Вагнера". Печатались они, в основном, в Московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Условия  жизни в Киеве оказались лучше, а вот для творчества возникли препятствия - рукописи там принимали  только на украинском языке, поэтому  приходилось их пересылать в Москву или Ленинград. 1930 год оказался для  писателя очень тяжелым: от мененгита  умерла его шестилетняя дочь, рахитом  заболела вторая, а вскоре обострилась  и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 г. семья вернулась  в Ленинград: незнание украинского  языка сделало жизнь в Киеве  невыносимой. Постоянные бытовые неурядицы  мешали писать, и все же А.Беляев создает в эти годы пьесу "Алхимики...", роман "Прыжок в ничто". Помимо бытовых проблем и проблем  со здоровьем, большие проблемы возникали  и с изданием произведений: редакторы  их безжалостно сокращали, переделывали. В то время в литературе особо  важной темой считался технический  прогресс. В угоду этому рассказ "Звезда КЭЦ", по воспоминаниям  дочери писателя, "был настолько  сокращен, что превратился... в технический  справочник". Только значительно  позже удалось восстановить, а  затем и увеличить первоначальный авторский текст. Творчество А.Беляева  в известной степени неровное: его ранние произведения интереснее, чем поздние; этические вопросы  часто оказываются более занимательными, чем самые оригинальные научно-технические  гипотезы, а романтический пафос  привлекательнее детективного сюжета. Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с  жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить  вне тела? Возможна ли пересадка  мозга? Какие последствия может  повлечь за собой анабиоз и  его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы "Голова профессора Доуэля", "Властелин мира", "Человек, потерявший лицо", рассказ "Человек, который не спит", "Хойти-Тойти". Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан ("Человек-амфибия"), воздух ("Ариэль"). За всеми этими произведениями - страстное стремление писателя-инвалида бросить вызов физической ограниченности безграничного человеческого духа, гимн ничем не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная свобода делает человека лучше, нравственнее, благороднее.   

"Беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач  социалистического строительства"  подвергались резкой критике  со стороны властных структур, что в поздний период творчества  вынудило А.Беляева к созданию  произведений, в которых основное - перечнь изобретений, открытий, технических достижений и воспевание  коммунистического будущего ("Подземные  земледельцы", "Под небом Арктики", "Чудесное око" и др.). В  художественном отношении эти  произведения малоинтересны. Не  случайно подлинным завещанием  писателя стал его последний  роман в 1941 г. - "Ариэль". Он  перекликается с известным романом  А.Грина "Блистающий мир", в  чем-то продолжая его и, одновременно, опровергая. Герой романа наделен  способностью летать без каих-либо  научных обоснований этого таланта  со стороны автора. Образ Ариэля - лучшее достижение писателя, в  котором предметно реализовалась  вера автора в неограниченные  творческие возможности человека. Под конец жизни А.Беляев отказался  от навязываемых ему технических  и социальных проблем и в  полной мере отдался тому, что  влекло его всегда: романтическому  описанию человека, преодолевающего  "земное притяжение". Незадолго  до войны писатель перенес  очередную операцию, поэтому на  предложение эвакуироваться, когда  началась война, он ответил  отказом. Город Пушкин (пригород  Ленинграда), где жил в последние  годы А.Беляев с семьей был  оккупирован. 6 января 1942 г. писатель  умер от голода. Оставшиеся в  живых жена и дочь писателя  были вывезены немцами в Польшу.  


Информация о работе Беляев Александр Романович