Содержание
Введение………………………………………………………………………стр.
3
1. Строение души
Платона……………………………………………………стр.
4
2. Теория государства
Платона……………………………………………….стр.
5 - 8
3. Доказательства
бессмертия души…………………………………………стр.
9 - 10
Заключение…………………………………………………………………...стр.11
Список используемых
источников и литературы………………………...стр.12
Введение
Платон - великий мыслитель, пронизывающий
своими тончайшими духовными нитями всю
мировую, искусства, науки и религии.
Одной из задач, которую ставил перед собой
Платон, было познание отдельным человеком
самого себя. Для этого необходимо было
определить «себя» от «самого»
и рассмотреть сущность этого «самого»,
т. е. душу.
Душа является главной категорией в философии
Платона.
Теория души является актуальной для всего
творчества Платона. Она занимает очень
важное место в его философии и тесно взаимосвязана
с другими положениями его учения. Главные
платоновские мысли невозможны без раскрытия
природы души. Почти в каждом из произведений
Платона в той или иной степени затрагивается
душа, затрагивается то, что касается души,
то без чего невозможна теория души. Платон
в своем учении о душе обращает внимание
на те вопросы, которые всегда интересовали
всех мыслящих, да и вообще большинство
людей: о жизни и смерти, о теле и душе,
о судьбе тела и судьбе души, о высшем назначении
человека.
Объектом данной работы является философия
Платона.
Предметом данного исследования является
чтение Платона о бессмертии души.
Цели данной работы изучить учение Платона
о бесмертии души.
Для достижения указанной цели в работе
необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть строение души Платона.
- Рассмотреть теорию государства Платона.
- Рассмотреть доказательства
бессмертия души Платона.
1. Строение души по
Платону.
Души людей, согласно Платону
тесно соприкасаются с миром идей.
Они – бестелесны, бессмертны,
они не возникают одновременно
с телом, но
существуют вечно. Тело подчиняется
им. Состоят они из трех
иерархически
упорядоченных частей:
1. разум,
2. воля и
благородные желания,
3. влечение
и чувственность.
Изначально
существуя в мире идей, некоторые души
не могут обуздать свои
нечистые влечения и потому
отправляются в материальный мир.
За счет этого
человек способен постигать
идеи. Он не в состоянии их производить,
но под
влиянием органов чувств
и своих впечатлений, способен припомнить,
то, что
его душа видела в
мире идей. Души, в которых
преобладает разум,
поддерживаемый
волей и благородным устремлениями,
продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания.
[ 3]
Материальный мир, который нас
окружает и, который мы познаем своими
чувствами, является, согласно Платону,
лишь "тенью" и произведен от мира
идей, т. е. материальный мир вторичен.
Все явления и предметы материального
мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются
(и поэтому не могут быть подлинно сущими),
идеи являются неизменными, неподвижными
и вечными. За эти свойства Платон признает
их подлинным, действительным бытием и
возводит в ранг единственного предмета
подлинно истинного познания. [ 4]
2. О теории государства Платона.
Освещая в своей работе проект
идеального, справедливого государства,
Платон исходит из того соответствия,
которое, по его представлениям, существует
между космосом в целом, государством
и отдельной человеческой душой. Трём
началам человеческой души – разумному,
яростному и вожделеющему – аналогичны
в государстве три схожих начала – совещательное,
защитное и деловое, а этим последним соответствуют
три сословия – правителей, воинов и производителей
(ремесленников и земледельцев). По его
теории государство возникает потому,
что человек как индивид не может обеспечить
удовлетворение своих главных потребностей.
Для обеспечения справедливости в полисных
делах необходимо достигнуть иерархического
подчинения различных начал в интересах
целого. Так, способности рассуждать (философам)
подобает господствовать; яростному началу
(воинам) – быть вооружённой защитой, подчиняясь
философам; оба эти начала управляют началом
вожделеющим (ремесленниками, земледельцами).
Так, в качестве довода в пользу предлагаемого
им сословного деления, Платон ссылается
на преимущества осуществления принципа
разделения труда. У Платона это вылилось
в идею о безукоризненном выполнении гражданином
своей единственной обязанности, соответствующей
своему сословию. Такой ‹‹человек не
позволит ни одному из имеющихся в его
душе начал выполнять чужие задачи или
досаждать друг другу взаимным вмешательством››.
Философ подводит под него вполне естественную
основу. Он пишет: ‹‹…всякому … мы поручили
только одно дело, к которому он годится
по своим природным задаткам››.[13]
Проект идеального государства предусматривает
введение для стражей общности жён и детей.
В качестве закона для стражей Платон
предписывает: ‹‹Все жёны этих мужей
должны быть общими, а отдельно пусть ни
одна ни с кем не сожительствует. И дети
тоже должны быть общими, и пусть родители
не знают своих детей, а дети – родителей››.
[13] Связь мужчины с женщиной, которую Платон
именует браком, отводится под присмотр
правителей, задача которых – чтобы лучшие
соединились с лучшими, а худшие – с худшими.
Причём сохранению и дальнейшему воспитанию
подлежат дети, родившиеся от лучших родителей;
этих детей отрывают от родителей относят
в обще ясли к кормилицам. Детей же, родившихся
от худших родителей или обладающих телесными
недостатками ‹‹укроют, как положено,
в недоступном, тайном месте››. Образцом
для Платона здесь были обычаи, бытовавшие
в Спарте: жизнь слабого ребёнка ни ему
самому, ни государству не нужна. Воспитание
детей у членов двух первых сословий возлагается
на государство, оно включает в себя гимнастические
(для тела) и мусические (для души) занятия.
В этом положении, как нельзя лучше отразился
афинский идеал воспитания – калокагатия
(ориентируясь на него, был воспитан сам
Платон), который означал, что человек
должен соединить в себе физическую красоту
безупречного тела и внутреннее нравственное
благородство. Отрицая индивидуальную
семью у правителей и стражей, Платон надеется
превратить их всех в членов единой правящей
семьи. Решение же вопросов брака, быта,
собственности, да и всей жизни людей третьего
сословия он оставляет на долю властей
идеального государства. Кроме того, в
проекте совершенного строя отсутствует
сословие рабов. Признавая свободу членов
всех трёх сословий, Платон постоянно
подчёркивает, что целью проектируемого
государства является благо целого, всех
сословий. В ‹‹Государстве›› исследуются
разнообразные подходы к анализу справедливости,
причём так, что мы вынуждены поверить
в то, что Платон не упустил ни одной из
известных ему теорий справедливости.
Восхваляя умеренность и средний достаток,
Платон обстоятельно критикует крайности
бедности и богатства. Помимо отрицательных
результатов в хозяйственно-экономическом
отношении, также и в нравственном плане
крайности богатства и бедности ущербны:
богатство ведёт к лени, а бедность – к
злодеяниям. Платон считает, что предлагаемые
им мероприятия снимают проблему раскола
государства на государство бедняков
и богачей и ликвидируют тем самым источник
внутренней войны.
Для Платона очень важно осветить идеальную
действительность государства и тем самым
показать, что образец совершенного государства
на небе существует и в идеальной действительности.
Основным принципом идеального государственного
устройства Платон считает справедливость.
Это понятие наполнено у Платона экономическим,
политическим и социальным содержанием.
Господство справедливости сплачивает
разнообразные и даже разнородные части
государства в гармоничное целое. Однако
справедливость есть лишь одна из четырёх
добродетелей идеального государства.
А эти добродетели в государстве будут
лишь в том случае, если будут в государстве
их носители. Другими словами, государство
можно назвать мудрым только благодаря
наличию сословия мудрецов или философов,
мужественным в силу наличия воинов или
стражей, рассудительным если ничтожные
вожделения большинства подчиняются там
разумным желаниям меньшинства››, справедливым,
когда будет ‹‹…преданность делу у всех
сословий…, причём каждое из них будет
выполнять то, что им свойственно››. [13]
Философы управляют, стражи-помощники
помогают, а дельцы подчиняются. Истинные
философы, поясняет Платон в ‹‹Государстве››,
не жаждут власти, но их правление необходимо
для блага всех остальных и государственного
целого.[13]
Так как идеальное государство строится
на началах законности, а не усмотрения
правителя, последние призваны не заменить,
а уточнить действующие и ввести необходимые
новые законы в соответствии с потребностями
в границах идеального проекта. Платон
признаёт, что указанный им проект идеального
государства труден, но вполне возможен.
Поскольку Платон создал модель идеального
государства, которого до сиих пор ещё
не было, диалог ‹‹Государство›› включается
в литературный жанр, называемый утопией.
Утопия Платона – глубокое философское
произведение. Чтобы нарисовать картины
наилучшего государственного строя, необходимо
ясно представлять себе недостатки государства
существующего, современного. Философ
также предложил решения насущных проблем,
говорил о том, чего ещё нет, но что, по
его мнению, непременно должно возникнуть
взамен существующего. Утопия Платона
– не теория индивидуальной свободы граждан,
а теория тотальной свободы – свободы
государства в его целостности, неделимости.
Но всё же Платон приносит человека в жертву
государству. Он понял характерную для
античного полиса связь единичного с целым,
зависимость личности от более широкого
целого, обусловленность индивида государством.
В идеальном государстве Платона все должно
быть четко фиксировано, все построено
по определенному плану, который не может
быть нарушаем никем из граждан. Этим оно
отличается от известных государств-полисов,
характеризующихся непрочностью, хаотичностью,
отсутствием строгого порядка и, как следствие,
господством несправедливости. Действительно,
возможны три формы государственного
устройства: а) монархия – правление одного
(«моно» – один, «архэ» – начало); б) аристократия
– правление немногих; в) демократия –
правление большинства, или народа. Однако
эти три «правильные» формы имеют тенденцию,
часто осуществляющуюся на практике, превращаться
в свои уродливые двойники: монархия –
в тиранию, аристократия – в олигархию,
демократия – в демагогию. Извращения
имеют место в силу того, что правители
склонны чаще заботиться о себе и о своих
корыстных интересах, а не об интересах
граждан. Фактором извращения выступает
также чрезмерная свобода, которая неизбежно
ведет за собой демагогию, разлагающую
нравы. Однако если государство сумеет
сохранить нравственное здоровье граждан,
то наилучшей формой окажется первая –
монархия. Если нравственность утрачена,
следовательно, процветает коррупция,
то наилучшей становится третья – демократия.
Она по меньшей мере гарантирует минимум
свободы в качестве утешения и надежды
на будущее. Наконец, в общем случае лучшей
является аристократия – в наибольшей
степени соответствующая идеальному государству,
поскольку она может стать правление «лучших».
Именно ее Платон кладет в основу своего
проекта идеального государства. Лучшими
правителями будут те, кто умеет разумно
отрекаться от своих пристрастий, кто
стремится к истине и справедливости,
любит свое государство, т.е. философы.
- Доказательства бессмертной души.
Платон предлагал своим ученикам четыре,
а не три доказательства бессмертия
души.
Первое состоит в обосновании происхождения
противоположностей друг из друга, на
основе чего жизнь есть следствие смерти,
а сама смерть обуславливает, как причина,
следующую жизнь. Эта очередность «непреходяща»,
т.е. мы обнаруживаем постоянную (замкнутую,
циклическую) смену противоположных сил,
в том числе и таких, как жизнь и смерть.
Второе доказательство исходит из положения
о том, что источником знаний человека
является его душа, которая должна обладать
последними уже до рождения, чтобы стало
возможным их «припоминание». Припоминание,
как вид знаний, также является следствием
«замкнутой» каузальной цепи рассуждений.
Нет такого знания, которое взялось бы
ниоткуда; о нем можно лишь забыть, но затем
вновь воскресить в памяти при помощи
философской воли и усердия. Познание
– это бесконечный процесс смены «забывания»
(при рождении) и «припоминания» (при всей
жизни и, особенно, в момент смерти) одного
и того же набора знаний (эйдосов).
Третье доказательство допускает отдельное
существование тела как зримой вещи и
души как незримой вещи. Тело, в силу сотворенной
природы способно через определенное
время разрушаться и истлевать, тогда
как душа, будучи вечной и неуничтожимой
сущностью, остается постоянной и неизменной
по своей «природе». В этом доказательстве
наиболее интересной является аргументация
этической стороны проблемы. Не всякая
душа оказывается блаженной и становится
после смерти приближенной к богам. Речь
идет только о душе философа, который при
жизни уже отдалял свою душу от тела углубленным
самопознанием, изучением бессмертных
сущностей. Души остальных людей (в точности
с индуистской, буддийской концепцией
реинкарнации) могут обрести новое тело
в зависимости от того образа жизни, который
они вели перед смертью: «…кто предавался
чревоугодию, беспутству и пьянству, вместо
того, чтобы всячески их остерегаться,
прейдет, вероятно, в породу ослов или
иных подобных животных. А те, кто отдавал
предпочтение несправедливости, властолюбию
и хищничеству, перейдут в волков, ястребов
или коршунов»
Четвертый аргумент в пользу бессмертия
души завершает танатологические рассуждения
Платона. Один фрагмент этих рассуждений
формально построен как силлогистическое
умозаключение, которое убеждает в истинности
вывода: «А то, что не примет смерти [называется
– М.Т.] бессмертным. Но ведь душа не принимает
смерти? Нет. Значит, душа бессмертна?»
(«Федон», 105е). Исходная посылка этого
рассуждения заключается в том, что противоположности
не принимают друг друга, т.е. не превращаются
друг в друга, утрачивая свои качества.
Жизнь не принимает смерти, она сохраняет
свое постоянство, как эйдос жизни, и является
бессмертной душой.
Заключение.
Изучив учение Платона
о бессмертии души я отметила для
себя, что многое из доказательств Платона
о бессмертии души основано на мифологических
представлениях. Таким образом, во всех
доказательствах больше благочестия,
чем логики, больше веры, чем знания.
Делая выводы о учении Платона о бессмертии
души мы можем отметить что:
1. Платон во многих своих диалогах говорит
об обременённости души телом и страстями,
идущими от тела. Внешнее мешает душе.
Платон приводит нас к мысли о том, что
основной заботой человека в жизни должна
быть забота о душе. При смерти душа расстается
с телом, и в зависимости от того, какой
образ жизни вел человек, его душу ждет
различная судьба: она либо будет блуждать
вблизи земли, отягощенная телом, либо
отправиться в идеальный мир.
2. Наконец, в идеальном государстве не
нужны ни искусство, ни свободная наука.
Они лишь отвлекают от истины и способствуют
моральному разложению. Запрещаются и
изгоняются также все религии и мифологии,
за исключением единственной и обязательной
для всех, основанной на платоновском
учении об идеях. Она же является и единственной
наукой и философией. Интересно и то, что
Платон обнаруживает отчетливое понимание
недостаточности как полицейских мер,
так и мер морального воздействия: предусматривается
применение методов манипуляции общественным
мнением. Они включают обман, дезинформацию,
отвлечение внимания на второстепенные
темы, обработку сознания населения, предваряющую
проведение государственных мероприятий,
организацию псевдосенсаций, сокрытия
авторства законов, кампаний против мнимых
врагов государства и народа как средство
подавления инакомыслия.
3. С точки зрения Платона, существование
отдельных душ возможно только в том случае,
если существует общая душа, или общая
жизнь, которая уже не дробится на отдельные
чувственные ощущения, но постигается
умом и содержится в самом уме как живое
в себе. Это и есть душа, душа сама по себе,
душа, ставшая истинной душой.
Список
используемых источников и литературы.
- Апулей. Платон и его учение. /Учебник платоновской философии/. М.: "Водолей", 1995.
- Асмус В.Ф. "Платон". 1975.
- Асмус В.Ф. Избранные диалоги Платона. Вступительная статья .-М., 1965г.
- Асмус В.Ф. История античной философии – М., 1965г.
- Абдулаев Е. В. — Санкт-Петербург, Алетейя: Идеи Платона между Элладой и Согдианой 2007 г.- 320 с.
- Абышко Олег- Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Том 1: Платон — Москва, Издательств, Издательство Санкт-Петербургского уни, 2006 г.- 632 с.
- Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. - М.: Юристъ, 2002.
- Грот Н. Я.- Очерк философии Платона— Санкт-Петербург, Ком Книга, 2007г.- 192 с.
- Гегель Г. В. -Лекции по истории философии. Кн. II. - СПб.: "Наука", 1994.
- Лосев А.Ф. "Жизненный и творческий путь Платона". 1990.
- Мусулин А.- Учение Платона о душе//Новый акрополь.- 2002.-№5
- Михаленко Ю.П. — Москва, ИФРАН: Политический идеал Платона в контексте реальной истории. 2003 г.- 208с.
- Платон, собрание сочинения. Т. 1. «Государство» - М. 1971г.
- Фомин В. П. - Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. -М.: "Аргус", 1994.
- Чанышев А.Н. -Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003.
- Шаповалов В.Ф. - Основы философии: от классики до современности. - М.: ТД "ГРАНД", 2002.