Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 22:53, контрольная работа
ЛЕЙБНИЦ, ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ- философ и ученый, математик, физик, юрист, историк, языковед, изобретатель; родился в Лейпциге 1 июля 1646г. Его отец был профессором нравственной философии. Он получил образование в Лейпцигском и Йенском университетах, где изучал юриспруденцию и философию. С 1676 г. состоял на службе у ганноверских герцогов в качестве библиотекаря, историографа и тайного советника юстиции.
1. Биография Лейбница. Основные особенности его философской позиции._______________________________________________3
2. Философский словарь.__________________________________12
3. Список использованной литературы.______________________15
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Философия»
г. Севастополь
2005
Содержание.
Философско-литературное наследие Лейбница огромно. Кроме многочисленных статей, трактатов, диалогов он оставил после себя свыше 15 000 писем, в которых он чаще всего излагал свои философские взгляды, отправленных различным ученым и философам, с которыми был знаком как лично, так и заочно. Основные философские произведения Лейбница следующие: «Рассуждение о метафизике» (1685) , «Новые опыты о человеческом разуме» (1705) , «Теодицея» (1710) , «Монадология» (1714) .
Выделим основные идеи, принципы и понятия философии Лейбница, на которых покоится его интерпретация времени.
В философии Лейбница
нашли отражение почти все
философские идеи, накопленные к
тому времени европейской
В то же время, внимательно изучив концепции предыдущих философов, Лейбниц не был согласен со многими и возражал против декартовского дуализма, не принимал тезис. Карта о врожденных идеях, а также положение Спинозы о субстанции, считая, что подобная позиция означает омертвление действительности. В ответ на произведение Локка «Опыт о человеческом разумении», не согласившись с излагаемыми там положениями, он выступил со своим трактатом «Новые опыты о человеческом разуме».
Из критического рассмотрения концепции Спинозы о единой субстанции возникает учение Лейбница о монадах. Лейбниц полагал, что если бы существовала только одна субстанция, то вещи не обладали бы активностью. Поэтому он утверждал, что субстанций существует бесчисленное множество, так как любая вещь выступает как субстанция. Они, т.е. вещи или субстанции, - носители силы, и эти силы являются «единицами» бытия, или монадами. Монады – это существа, лежащие в основе мира. Но монада - это не материальная единица бытия, а духовная субстанция, она - самостоятельная единица, способная к активности. Монада в своих первичных качествах является деятельной, нигде в мире нет пассивных вещей.
Монады находятся между
собой в состоянии
Как таковые монады обладают простотой и не изменяются в своей определенности, они не зависят друг от друга и замкнуты в себе. По словам Лейбница, «они не имеют окон, через которые что-либо могло бы в них входить или из них выходить». Каждая монада в то же время представляет собой свой особый мир, в котором отражается весь мировой порядок, все другие монады и весь мир. Говоря словами Лейбница, «монада - это живое зеркало Вселенной».
Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой; двух монад, абсолютно тождественных, не существует. Лейбниц различает монады трех видов (разновидности) в зависимости от степени развития – «голые», души и духи.
1. Монады, которые характеризуются
так называемой «перцепцией», пассивной
способностью восприятия, образуют
низший вид; они способны
2. Для следующей степени развития монад характерна способность обладать ощущениями и образовывать явные представления. Их Лейбниц называет монады-души. Это более интенсивная форма проявления жизненной силы, которую составляет душа. «… Душами, - пишет Лейбниц в «Монадологии», можно назвать только такие монады, восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью».
Память открывает возможность
появления «эмпирической
Душа роднит животный организм с человеческим, но в последнем она выступает как дух. Этим понятием Лейбниц обозначает всю сферу человеческого сознания.
Третья степень развития монад (дух) обладает способностью к апперцепции, т.е. эти монады наделены сознанием. К ним он относил души людей, обладающих самосознанием (апперцепцией). Таким образом, перцепцией, восприятием обладают все монады, но только наиболее развитые монады обладают такой индивидуальной программой, при которой им свойственно самосознание. Т. е. наряду с восприятиями-представлениями он наделяет монады стремлениями, или аппетициями.
Лейбниц утверждает, что жизнедеятельность душ и тем более «голых» монад – лишь бледное подобие той многообразной жизненной активности, которой наделены духи.
Лишь они обладают стремлениями, и прежде всего стремлением к преобразованию перцепций в апперцепции. Тем самым обнаруживается главное свойство человеческого духа – его способность к высшим проявлениям познавательной деятельности, активности (энтелехия). В принципе, стремление к познанию присуще любой монаде, но только в духе это стремление реализуется наиболее совершенным образом.
Монады первой степени развития находят свое выражение в телах неживой природы, второй степени - в телах биологической природы, третьей степени объективируются в человеке, наделенном сознанием и самосознанием.
Считая, что монады обладают способностью к перцепции, представлению, Лейбниц полагает, что вся природа одушевлена. Монада, таким образом, подобна микроорганизму.
Так как монады - духовные образования, не обладающие физическими характеристиками, мы не можем постигать их чувствами, а постигаем только разумом.
Поскольку каждая монада индивидуальна и бестелесна, то ни одна из них не может действовать на другую. Каждая монада замкнута в себе, т.к. ни одна их них, не имеет «окон». Вместе с тем Лейбниц называет каждую монаду «живым зеркалом» Вселенной, универсума, отражающим его.
В философии Лейбница впервые в эпоху Нового времени была выдвинута идея универсальности развития. Согласно Лейбницу, каждая монада - источник развития и движения, так как обладает активной силой. Понимая мир целостно, Лейбниц стремился подчеркнуть динамичный характер всего мира. Монады, действующие целесообразно, образуют такой мир, который постоя развивается к все более совершенным образованиям. Это постоянное совершенствование мира достигает своего пика в познающем человеческом духе.
Монады развиваются под
В вопросах познания Лейбниц в основном стоит на рационалистических позициях, однако стремится преодолеть недостатки как эмпиризма, так и рационализма. Он принимает главный тезис сенсуализма: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы чувствах, но при этом дополняет это положение своим утверждением: «кроме самого разума». Таким образом, он признает наличие врожденных способностей к мышлению, отвергая декартовское утверждение о существовании в разуме врожденных идей. Чувственное познание выступает у Лейбница как низшая ступень познания, своего рода предпосылка познания рационального, так как оно не в состоянии объяснить необходимость и всеобщность в познании истины. Только рациональное познание может дать картину всеобщности и необходимости, существующих в мире. Человеческий ум, по Лейбницу, похож на глыбу мрамора с прожилками, намечающими очертания будущей фигуры, которая будет изваяна скульптором. Так образно Лейбниц описывает процесс возникновения знания.
Лейбниц выдвинул учение о двух истинах: истинах факта и истинах необходимых. Истины факта - это такие истины, которые получаются в результате чувственного, эмпирического познания. Они имеют дело лишь с единичными конкретными вещами, основываются на опыте и не доказываются посредством логических выводов, поэтому не исключают и возможности противоположных истин. Здесь действует лишь причинная связь явлений, связывающая одни явления с другими. Для этого рода истин действует закон достаточного основания, посредством которого мы заключаем о существовании одного факта относительно другого. Метафизические же (вечные) истины обнаруживаются посредством разума, для их признания не требуется оправдания в опыте. Их истинность утверждается лишь наличием положения, которое не противоречит им. К истинам разума принадлежат, согласно Лейбницу, все основные положения математики и логики.
Лейбниц много сделал
для развития логики, которую понимал
как науку о всех возможных
мирах. Он придавал большое значение
понятию вероятности. В работе «Об
искусстве комбинаторики
Лейбниц внес большой вклад в разработку понятия «необходимость». Необходимость он понимает как то, что должно быть обязательно. Самой первой необходимостью выступает метафизическая, абсолютная, а также логическая и геометрическая необходимость. Она основывается на законах тождества и противоречия, поэтому допускает единственную возможность событий. Лейбниц отмечает и другие особенности необходимости.
Информация о работе Биография Лейбница. Основные особенности его философской позиции