Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:49, доклад
Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространён в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына.
Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей.
Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии,
а в настоящее время
Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах.
В 781 году указом цэнпо (царя) Тисонга
Децэна буддизм был объявлен государственной
религией Тибета
существует некий круг идей, которые в
том или ином виде, с той или иной акцентуацией
характерны для всех направлений буддизма
(хотя их осмысление может быть в них весьма
различным)
К этим базовым идеям следует прежде всего
отнести Четыре Благородные Истины, учение
о причинно-зависимом происхождении и
карме, доктрины анатмавады («не-души»)
и кшаникавады (учение о мгновенности),
а также буддийскую космологию.
Четыре благородные истины сформулировал
сам Будда Шакьямуни и кратко их можно
изложить так: существует страдание; существует
причина страдания — желание; существует
прекращение страдания — нирвана; существует
путь, ведущий к прекращению страдания,
—Восьмеричный Путь ( Лежит посередине
между приверженностью мирским удовольствиям
и самоограничением)
Первая Благородная Истина повествует
о том, что где бы ни находились живые существа
и в каком бы обличии не пребывали, везде
- в грубой или в утончённой форме - присутствует
неудовлетворённость и страдание. Всюду
есть старость и смерть. Всюду есть соприкосновение
с неприятными ощущениями и ситуациями.
Благородная истина о происхождении причин
страдания
Вторая Благородная Истина обозначает
причины, которые приводят к возникновению
страданий. Причиной возникновения страданий
Будда называл неутолимые желания и страсти
живых существ. Везде, где есть жажда удовольствий
и приятностей, всегда присутствует разочарование
и неудовлетворённость от неполучения
желаемого, от потери желаемого или от
пресыщения желаемым.
Благородная истина о возможности прекращении
страдания и его причин
Третья Благородная Истина указывает на
состояние, свободное от любых видов страдания.
Будда называл такое состояние "ниббаной".
Благородная истина о пути, ведущем к прекращению
страдания
Четвёртая Благородная Истина раскрывает
метод, который ведёт к счастью, благополучию,
уменьшению жизненных проблем, а в конечном
счёте - к обретению ниббаны - полному избавлению
от страданий. Так как этот метод содержит
в себе восемь составляющих, он называется
Благородным Восьмеричным Путём.
2) учения о :
Прати́тья-самутпа́да - Теория взаимозависимого
возникновения, как пояснял Будда, позволяет
избегать крайностей, во-первых, этернализма,
то есть учения о том, что есть некая вечная
реальность, не зависящая ни от каких условий,
а во-вторых, нигилизма, то есть такой теории,
которая признает возможность уничтожения
всего существующего
Карма - вселенский причинно-следственный
закон, согласно которому праведные или
греховные действия человека определяют
его судьбу, испытываемые им страдания
или наслаждения. Карма лежит в основе
причинно-следственного ряда, называемого
сансарой и применяется в основном для
понимания связей, выходящих за пределы
одного существования.
3) Кшаникавада - учение о мгновенности,
согласно буддийскому учению, кшана составляет
продолжительность вспышки одной дхармы
(элемента бытия). Ежемгновенно дхармы
вспыхивают и исчезают, образуя новый
«узор», новую комбинацию, обусловленную
законом взаимозависимого возникновения
и кармой.Не существует ни материи, ни
иной субстанции, есть лишь поток последовательных
психических элементов — дхарм. Восприятие
мира живыми существами подобно восприятию
кадров на движущейся кинопленке, которые
так быстро сменяют друг друга, что у наблюдающих
создается полная иллюзия стабильной
и длящейся реальности
анатмавада - можно считать учением о том,
что в человеке, в его природе нет такого
начала или элемента, который был бы неизменным,
вечным, несущим высшее блаженство и который
выступал бы автором, "внутренним правителем",
субъектом всего, что делает человек.
4) буддийская космология - Буддизм говорит
о шести мирах, в которых можно переродиться,
путешествуя по колесу сансары. В целом
выделяют шесть уровней:
Дэвалока – мир дэвов или богов
Мир асуров (полубогов или/и демонов)
Мир людей
Тирьяг-йони — Животный мир
Преталока — мир голодных духов (претов)
Ады (мир нараков или адских существ) Попадание
в тот или иной мир зависит от кармы