Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 11:25, реферат

Описание работы

В начале XVII века тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Первоначально был распространён преимущественно среди этнических групп, вышедших незадолго до этого из Халха-Монголии (селенгинских и джидинских бурят); в конце XVII — начале XVIII вв. распространился на территории всего Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета из монастыря Лабранг Трашикьил в провинции Амдо.

Содержание работы

• История развития--------------------------------------------------------------------3
• Культура-------------------------------------------------------------------------------7
• Список литературы----------------------------------------------------------------10

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 29.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  • История развития--------------------------------------------------------------------3

 

  • Культура-------------------------------------------------------------------------------7

 

  • Список литературы----------------------------------------------------------------10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития

В начале XVII века тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Первоначально был распространён преимущественно среди этнических групп, вышедших незадолго до этого из Халха-Монголии (селенгинских и джидинских бурят); в конце XVII — начале XVIII вв. распространился на территории всего Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета из монастыря Лабранг Трашикьил в провинции Амдо.

В 1741 императрица Елизавета Петровна узаконила существование 11 дацанов и 150 лам при них. (В июле 1991 буддисты Бурятии отметили 250 лет официального признания их религии). Длительное время в бурятском буддизме шла борьба за главенство между Цонгольским и Гусиноозёрским дацанами. В 1764 главный лама старейшего в Бурятии Цонгольского дацана стал Верховным ламой бурят Забайкалья, получив титул Пандита хамба-лама («учёный настоятель»), с 1809 г. главенство перешло к настоятелям Гусиноозёрского дацана. В конце XIX в. началось интенсивное проникновение буддизма в Предбайкалье — Северную Бурятию, где он встретил ожесточённое сопротивление со стороны шаманов и христианских миссионеров. До Октябрьской революции в Бурятии функционировало 46 дацанов, приходы которых были в основном организованы по территориально-родовому принципу.

В 20-х годах XX века часть бурят  переселилась из Забайкалья (в основном из Аги) во Внутреннюю Монголию (местность  Шэнэхэн) и продолжила там собственные буддийские традиции в дополнение к тем, что уже существовали в этом регионе.

 

Пропаганда буддизма —  особая страница не только в истории  буддизма в Забайкалье, но и гражданской  истории в целом, поскольку идеологическая составляющая деятельности бурятских  просветителей, основанная на идее сохранения и репродукции религиозных ценностей, в практике реальной жизни не могла  не наложиться на особенности уклада жизни, мировоззрение, традиции и обычаи, нормы нравственности и отношение к миру патриархального бурятского общества. Печатная пропаганда буддизма, обусловленная логикой развития буддизма в Забайкалье, явилась одной из приоритетных форм просветительской деятельности бурятских лам и важным феноменом культурной жизни Забайкалья рассматриваемого периода времени.

 

В 1689 г. был подписан "мирный трактат" в Нерчинске, по которому завоеванная  русскими Забайкальская область  окончательно признавалась собственностью России. Российский посол Ф.А.Головин  подписал договор с шестью "мунгальскими тайшами", ходатайствовавшими о принятии их с улусными людьми в российское подданство и о разрешении кочевать им близ Селетинска. Было подписано также соглашение с табунуикими сайтами (в том числе с двумя ширетуями - настоятелями буддийских дацанов) о переходе их в верноподданство России. Вместе с тем было строго и четко указано: "В православную веру улусных людей, а также и самих их, тайшей и зайсанов не велено ни крестить и ни принуждать..." В материалах Комиссии по землепользованию и землевладению, работавшей в Забайкалье в XIX в., отмечалось, что в 1689 г. среди "поступивших в подданство России монгольских родов находятся уже последователи ламайского учения с двумя ширетуями (старейшими ламами) во главе; коренные же обитатели Забайкалья - тунгусы и буряты придерживались первобытного язычества -шаманства"2.

Распространению буддизма способствовала частая миграция в Забайкалье родоплеменных  групп из Восточной Монголии. На смену традиционным культам, которые  бытовали среди бурятского народа, главным образом шаманизму, пришла более развитая религия, принятие которой  ознаменовало новый этап в развитии бурятского общества -становление феодализма.

В 30-х гг. XVIII в. происходило постепенное  внедрение буддизма в различные  этнические группы населения Добайкалья и Забайкалья. Процесс этот происходил постепенно - вначале буддизм внедрился у селенгинских монголов, затем у хоринцее. в XIX в. - у добайкальских родов левобережья Селенги, у тункинских, баргузинеких и аларских бурят, в XX в. в остальных ведомствах иркутских бурят3. Некоторые роды (например, селенпшекие этнические группы) были знакомы с буддизмом еще со времен утверждения его в качестве официальной религии монголов (XVI в.). В 1712 г. на территорию Забайкалья прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам. бежавших из Монголии от феодальных распрей и междоусобиц. Такое количество образованных представителей буддийского культа довольно быстро оказало влияние на развитие буддизма в Бурятии.

Первоначально буддийские культовые  здания представляли собой княжеские  молельни-юрты и разборные сумэ (общественные молельни), которые кочевали вместе с прихожанами. Приблизительно в середине XVIII в. началось строительство стационарных дацанов. Вместе с буддизмом у бурят появилась монгольская письменность, усилилось влияние монгольской культуры в целом. До размежевания границы с Китаем (1727 г.) монгольские и тибетские ламы могли свободно перекочевывать на территорию России, заниматься проповеднической деятельностью, а потом возвращаться обратно. После установления границы стал необходим контроль над вероисповедными делами бурят. В 1728 г. С.Рагузинским была составлена "Инструкция пограничным дозорщикам", в которой говорилось о запрете перехода лам на территорию России, об ограничении контактов с Монголией и Китаем и о необходимости налаживания обучения бурятских мальчиков монгольской грамоте и буддийской вере, чтобы впоследствии именно они смогли сформировать штат буддийского духовенства в Бурятии. "Инструкция" явилась первым официальным документом царского правительства, признавшего буддизм и сделавшего шаг в формировании буддийской сангхи в Бурятии.

К 1741 г. в Забайкалье действовали, по официальным документам, 11 "капищ" и 150 лам. Основываясь на реальном количестве лам и буддийских молелен, официальные  власти подготовили материалы, которые  вошли в Указ императрицы Елизаветы  Петровны (1741 г.). Согласно этому указу, все вероисповедные дела бурят были регламентированы и оформлены юридически. Был определен штат буддийского  духовенства в Бурятии (150 штатных  лам), допускалось существование 11 "ламских капищ", также предписывалось всех наличных лам привести к присяге на верноподданство России, взять с них обязательство не переходить границу и не иметь сношений с "заграничными людьми" под угрозой смертной казни. Этот указ официально признавал наличие буддийского вероисповедания в России; ламы выделялись в особое сословие и освобождались от ясака.

Главным ламой стал Наван-Пунцук из Цонгольского рода, была утверждена главная Кильгонтуйская, или Цонгольская, кумирня. Все это способствовало официальному признанию буддизма "дозволенной религией".

Устав М.М.Сперанского, генерал-губернатора  Сибири, об управлении инородцами (1822 г.) упорядочил взаимоотношения бурятского общества с Российским государством, ограничив вмешательство чиновников в управление бурятами.

На основании этого Устава "ламайское духовенство" было подчинено местной полиции наравне с прочими инородцами, но была сохранена свобода богослужения по "ламайским" обрядам и обычаям, было разрешено строить "молитвенные дома" с позволения губернского начальства.

"Кочующие инородцы", к которым  относились практически все восточные  буряты, составляли особое сословие, и на них распространялось  действие Устава, который предоставлял  им право управляться по их  собственным законам и запрещал  насильственное обращение в христианство.

Идея создания единой сангхи бурятского буддизма, отделенной от монгольской буддийской сангхи, осуществлялась по инициативе царского правитсл; ства, заинтересованного прежде всего в упрочении позиций 1'оссии в Забайкалье и в установлении контроля над зарубежными связями бурят. Царская администрация нуждалась также в регулярном сборе ясака со своих подданных. После присоединения Забайкалья к Российской империи административно-политическая система бурятского общества стала развиваться под воздействием русской государственности, однако в продолжение долгого времени в социальной жизни бурятам разрешалось править по собственным законам.

Важным центром забайкальского буддизма являлся Цонгольский дацан (1741 г.). первоначально "кошмовый" (передвижной); в середине XVIII в. его настоятелем становится Дамба Дорши Заяев (преемник Пунцука), который получил от царского правительства титул Главного Бандидо-хамбо-ламы всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала. Между дацанами в конце XVIII в. происходила борьба за первенство. В 1809 г. резиденцией верховного главы буддистов становится Гусиноозерский дацан. В первой половине XVIII в. увеличивается количество дацанов, а к концу века в Забайкалье насчитывалось уже 16 дацанов с 617 ламами, не платящими ясака. В некоторых родовых общинах к XIX в. на 100 мирян приходилось 50 лам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура

Распространение буддизма способствовало созданию культурных синкретических комплексов, совокупность которых образует так  называемую буддийскую культуру.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних  форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско- ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех  благородных истинах. Разъяснению  и развитию этих положений и, в  частности, заключенному в них представлению  об автономии личности, посвящены  все построения буддизма.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния  единого бытия: страдание - состояние  бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность.

Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего как уничтожение  желаний, точнее - угасание их страстности. Буддийский принцип так называемого  среднего (срединного) пути рекомендует  избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так  и совершенного подавления этого  влечения. В нравственно-эмоциональной  сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой  нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

В буддизме отсутствует понятие  ответственности и вины как чего-то абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани  между идеалами религиозной и  светской морали и, в частности, смягчение  или отрицание аскетизма в  его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как  абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности. В качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия - положительный эквивалент угасания желаний - есть освобождение, или нирвана.

В основе буддизма лежит утверждение  принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание  бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается  вовлеченным и мир. Результатом  этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального  и космического, психологического и  онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных  сил, таящихся в целостности этого  духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается  психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так  и его распад: это волевое решение "Я", понимаемого как некая  духовно-телесная целостность. Из неабсолютного  значения для буддизма всего существующего  безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной  стороны, о том, что бог как  высшее существо имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира.

Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошло  отождествление высшей реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения  нравственного идеала превратился  в его личное воплощение, став, таким  образом, высшим объектом религиозных  эмоций. Одновременно с космическим  аспектом нирваны возникла космическая  концепция Будды, сформулированная в доктрине трикаи. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых течениях Махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась сангха - монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная религиозная организация.

Наиболее влиятельная буддийская организация - созданное в 1950 году всемирное  братство буддистов. Литература буддизма обширна и включает сочинения  на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском  языках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Эдвард Томас. Будда: История и легенды: ЗАО Центрполиграф; Москва; 2003
  2. Баширов Л.А. . История религии в России. Учебник-М:изд-во РАГС, 2002.-592 с.
  3. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М: Центр, 200.-240 с.
  4. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. Учебник-М6 ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -600с.

Информация о работе Буддизм